Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Советско (российско)-американские соглашения в области контроля над вооружениями

Виктор Стефанович КОЛТУНОВ
генерал-майор в запасе, к.т.н., профессор Академии военных наук

Стенограмма лекции В.С. Колтунова, состоявшейся 25 октября 2002г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"


Виктор Стефанович Колтунов принимал непосредственное участие в выработке договоров по РСМД, СНВ-1, Нью-йоркских договоренностей по ПРО и целого ряда других соглашений. В течение 10 лет, с 1992 по 2002 г., являлся Представителем России в Постоянной консультативной комиссии (ПКК) по Договору по ПРО. Вопросами ядерного оружия начал заниматься с 50-х годов.


Цель лекции -- дать общее представление о том, как зарождался и становился переговорный процесс в области ядерных вооружений.

В лекции будут рассмотрены три вопроса:

  1. Основные этапы развития ядерного оружия.
  2. Переход к ядерному разоружению. Соглашения по ограничению и сокращению ядерных вооружений, их роль в укреплении международной безопасности.
  3. Нынешнее состояние и перспективы переговорного процесса в области ядерных вооружений.

Все вопросы лекции весьма объемны по своему содержанию, и их трудно детально изложить в отведенное для лекции время. Поэтому некоторые их аспекты будут изложены тезисно, некоторые -- более подробно.

 

Итак, 16 июля 1945 г. в США на испытательном полигоне в пустыне Аламогордо (штат Нью-Мексико) в 5 часов 30 мин. было проведено первое испытание атомной бомбы. Это испытание знаменовало собой наступление атомного века в истории человечества. Миру суждено было пройти долгий и нелегкий путь, чтобы приступить к практическому обузданию выпущенного "ядерного джина". Но до этого события развивались следующим образом: 6 августа 1945 г. над Хиросимой и 9 августа того же 1945 г. над Нагасаки взметнулись "атомные грибы", которые потрясли весь мир. Разные оценки этих ударов можно встретить у нас и за рубежом. Но, пожалуй, лучше всего об их истинных целях можно судить по высказыванию бывшего военного министра США г-на Стимсона, докладывавшего президенту США в начале июня 1945 г.: "...недостаточно будет одного известия об успешности атомного испытания для того, чтобы повлиять на реальный баланс США; сначала будет необходимо публично продемонстрировать это оружие путем "наложения его на Японию", чтобы таким образом оказать воздействие на Сталина". Так писал американский министр. Смысл ясен -- использовать ядерное оружие как инструмент для достижения Соединенными Штатами политических целей -- установления мирового господства. Однако, всего через 4 года, в августе 1949 г., первое испытание атомного оружия проводит и Советский Союз. Монополия США была ликвидирована в предельно короткие сроки.

В 1952 году США первыми производят термоядерный взрыв. Советский Союз в августе 1953 г. отвечает успешным испытанием транспортабельной термоядерной бомбы.

Началась раскручиваться спираль гонки ядерных вооружений, ввергшая человечество на многие годы в эпоху "холодной войны". Сердцевиной американского глобального военно-политического курса стало оказание постоянного давления на СССР угрозой тотальных ядерных ударов воздушной армады, насчитывающей 1850 дальних и средних бомбардировщиков, способных доставить в одном вылете более 4700 ядерных бомб.

В 1954-1957 гг. в США были начаты программы межконтинентальных баллистических ракет "Атлас", "Титан", "Минитмен", баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) "Поларис" и баллистических ракет средней дальности "Юпитер", "Тор". К концу 1967 г., т.е. через 10 лет, в США уже насчитывалось:

а также около 200 развернутых ТБ Б-52 и Б-58. Все это наращивание происходило на фоне меняющих друг друга стратегических концепций и планов атомной агрессии против Советского Союза.

Естественно, советское руководство не могло не учитывать такой ситуации, и вынуждено было принимать контрмеры.

Коротко о том, как шло в эти годы развитие отечественных ядерных средств. Основным средством доставки первых ядерных и термоядерных зарядов, как и в США, была авиация. Основу авиационных средств доставки составлялиТу-4 с дальностью полета 5400 км, состоящие на вооружении с 1949 г., и Ту-95 с дальностью полета до 13200 км (на вооружении с 1957 г.). Вместе с тем, большое внимание уделялось созданию баллистических ракет. Первая советская ракета Р-5, оснащенная для ядерной боеголовки, прошла летные испытания в 1956 г. В последующем в развитии отечественного стратегического ракетного вооружения условно можно выделить несколько этапов.

Первый этап охватывает период с1959 по1965 гг. На этом этапе создавались и развертывались ракетные комплексы средней и межконтинентальной дальности первого поколения -- БРСД Р-12 (8К63) и Р-14 (8К64), МБР Р-16 (8К64). Все они оснащались моноблочными головными частями. Их пуск осуществлялся с наземных пусковых установок. Заправка этих комплексов компонентами ракетного топлива осуществлялась в войсках и, как следствие, эти комплексы обладали невысокой живучестью и низкой боевой готовностью.

Второй этап -- период с1965 по1973 гг. Основными чертами ракетных комплексов второго поколения стали:

 К комплексам этого поколения относятся: комплекс УР-100, ставший основой "ракетного щита", а также Р-36 -- тяжелая МБР.

В эти годы руководство США в центр внимания поставило две новые программы: программу ПРО и программу создания БР с разделяющимися головными частями (РГЧ). В ноябре 1965 года в США принимается решение оснастить БРПЛ Посейдон С-3 головной частью с 10-14 боеголовками (БГ) индивидуального наведения Марк-3. В начале 1966 года было решено ускорить производство усовершенствованной МБР Минитмен-3 с тремя боеголовками индивидуального наведения Марк-12.

Первые испытания ракет Минитмен-3 и Посейдон с РГЧ ИН были проведены в августе 1968 года. Всего с 1970 по 1978 год в результате развертывания систем с РГЧ ракетные силы США при неизменном количестве баллистических ракет получили на вооружение дополнительно около 5000 ядерных боезарядов, что позволило довести их суммарный уровень почти до 10000 ед.

Вполне естественно, что в Советском Союзе основным содержанием третьего этапа, охватывающего период с 1973 по 1985 гг., стало также оснащение МБР разделяющимися головными частями. Осуществлялось повышение защищенности РК к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва (ПФ ЯВ); устанавливались более эффективные средства преодоления ПРО. К РК этого поколения относятся УР-100Н, МР-УР-100 и Р-36М.

Начало четвертого этапа можно считать с 1985 г. Для этого этапа характерно дальнейшее совершенствование стационарных ракетных комплексов (точности, стойкости к ПФ ЯВ) и принятие на вооружение мобильных ракетных комплексов. К ракетным комплексам данного поколения относятся мобильный грунтовый РК "Тополь" и РК железнодорожного базирования РТ-23, который производился также и для стационарного базирования в ШПУ. МБР РТ-23 железнодорожного базирования является аналогом МБР МХ, разработка которой в США была начата в 1972 г., а развертывание -- с 1983 г.

Параллельно с развитием МБР примерно по тем же направлениям велись работы и над морскими системами в ядерном оснащении -- ядерными торпедами, крылатыми и баллистическими ракетами. В 1956 г. у нас началось строительство подводных лодок (ПЛ), оснащенных БР, и в 1960 г. в состав флота вошла первая такая ПЛ. В дальнейшем, как в США, так и у нас развитие морской компоненты шло в направлении увеличения дальности стрельбы БР, понижения шумности ПЛ, оснащения ракет разделяющимися головными частями с БГ индивидуального наведения.

Разумеется, на вооружении СЯС сторон поступали и все более совершенные авиационные средства доставки ядерного оружия - тяжелые бомбардировщики.

На рубеже 70-х годов в стратегических наступательных вооружениях между СССР и США сложился примерный паритет. Формирование стратегического равновесия СССР-США стало событием огромной значимости. Но далось оно, конечно, огромной ценой и это наложило свой отпечаток на весь последующий ход советско-американских отношений.

 

Одновременно с созданием и развитием ядерного оружия начал зарождаться и курс на его запрещение. Для большинства ученых и специалистов, принимавших участие в создании атомной бомбы и испытавших глубокое потрясение при первом взрыве атомной бомбы в Аламогордо, стало ясно, к каким катастрофическим последствиям может привести применение такого оружия. Они лучше других понимали, какая угроза нависла над человечеством.

Советский Союз в течение последующего периода неоднократно выступал с инициативами, направленными на свертывание гонки ядерных вооружений, включая предложения о запрете производства и ликвидации имеющихся запасов ядерного оружия, прекращении ядерных испытаний и многие другие. Надо сказать, что особого отклика у американской стороны наши предложения долгое время не получали. И все же под воздействием целого ряда обстоятельств начало 70-х гг. ознаменовалось тем, что СССР и США приступили к решению проблемы ограничения стратегических ядерных вооружений, и начали разработку международно-правовых договоренностей, направленных на предотвращение возможности возникновения ядерной войны между двумя самыми могущественными державами мира.

Основным побудительным обстоятельством явилось, прежде всего, осознание бесперспективности гонки вооружений. Появилось понимание того, что путем гонки вооружений безопасность не укрепляется и что в ядерной войне невозможно достичь победы, а также того, что получение односторонних преимуществ в области стратегических вооружений не отвечает интересам ни того, ни другого государства. Обе стороны пришли к тривиальному на сегодня и далеко не очевидному для того времени выводу, что военная безопасность в принципе может обеспечиваться двумя путями: первый -- наращиванием вооружений, второй -- путем сокращения вооружений до равных (или примерно равных) уровней.

Однако, первый путь ведет к раскручиванию гонки вооружений, подрыву стратегической стабильности, чрезмерному напряжению в экономике. И поэтому выбор был сделан в пользу второго пути -- о предпочтительности политических средств перед военно-техническими в деле обеспечения международной безопасности.

Можно считать, что начало процессу ограничения и сокращения вооружений было положено в 1963 г. Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой и, конечно, Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который был подписан в 1968 году, а его инициатором выступили СССР и США. Обязательства, предусмотренные статьей 6 Договора о нераспространении ядерного оружия, а именно -- вести переговоры об эффективных мерах по предотвращению гонки ядерных вооружений, стимулировали советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений.

В ноябре 1969 года такие переговоры начались, а в сентябре 1971 года в Вашингтоне были подписаны два важных соглашения: "О мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США" и "О мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США". Обе стороны взяли на себя ряд обязательств в целях предотвращения случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, а также по надежному обеспечению бесперебойной прямой связи между правительствами СССР и США.

Все это расчистило пусть к достижению первых соглашений об ограничении стратегических вооружений, переговоры в отношении которых, как уже было сказано, начались, в ноябре 1969 г. 26 мая 1972 г., после двух с половиной лет переговоров, в Москве подписываются Договор об ограничении систем ПРО и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ.

Договор по ПРО был одним из центральных, основополагающих соглашений в области ограничения стратегических вооружений. Именно он создавал условия для осуществления сокращений СНВ. Около 30 лет он, как говорится, "верой и правдой" служил этому делу, пока в декабре 2001 года США ни объявили о выходе из него.

Что касается Временного соглашения, то оно предусматривало взаимный отказ строить в течение 5 лет (1972-1977гг.) новые стационарные пусковые установки МБР и БРПЛ. Одновременно ограничивалось и количество современных подводных лодок с БР. В данном соглашении впервые был успешно решен вопрос о контроле. Стороны договорились о принципах использования национальных технических средств контроля (НТСК), -- не чинить им помех и не предпринимать преднамеренных мер маскировки. Для содействия осуществлению целей и положений Договора ОСВ-1 была создана специальная Постоянная консультативная комиссия.

Значение Временного соглашения состояло в том, что оно впервые поставило реальный барьер на пути наращивания стратегических вооружений. Соглашение замораживало количественный уровень советских и американских МБР и БРПЛ, и вместе с Договором по ПРО обеспечивало переход к дальнейшим переговорам.

Поскольку срок Временного соглашения истекал в 1977 г., заблаговременно началась работа по подготовке нового договора -- ОСВ-2. Но переговоры продвигались медленно, так как сильно было сопротивление американского ВПК, и из-за уортергейтского скандала произошла смена администрации в Белом доме. Только после рабочей встречи в ноябре 1974 г. во Владивостоке Л.И.Брежнева с президентом США Дж.Фордом переговоры получили ускорение. Была достигнута договоренность об основных параметрах нового долгосрочного соглашения, охватывавшего период до конца 1985 г. Соглашением предусматривалось для каждой стороны иметь не больше 2400 стратегических носителей, не больше 1320 межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Однако после владивостокской встречи минуло более четырех с половиной лет, прежде чем в июне 1979 г. в Вене был подписан Договор ОСВ-2 между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.

По количественным и качественным ограничениям, по широте охвата ими видов и систем стратегических вооружений Договор ОСВ-2 шел значительно дальше соглашения ОСВ-1. Если по ОСВ-1 ограничению были подвергнуты только два из трех компонентов стратегической "триады" - наземный и морской, то по ОСВ-2 ограничения распространялись и на воздушный компонент, т.е. на тяжелые бомбардировщики и их ракетное вооружение. Впервые в процессе ограничения стратегических наступательных вооружений Договор ОСВ-2 устанавливал равный для обеих сторон "потолок". СССР и США обязались ограничить количество своих пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет на подводных лодках, тяжелых бомбардировщиков, оснащенных крылатыми ракетами класса "воздух-земля" с дальностью свыше 600 км, суммарным количеством, не превышающим 2400 единиц. По Договору только 1320 носителей могли быть оснащены РГЧ ИН. Тем самым сдерживался рост суммарного количества боезарядов.

Договор ОСВ-2 устанавливал также ряд ограничений на качественное совершенствование СНВ сторон. В частности, устанавливалось ограничение на количество боеголовок на баллистической ракете, допускалось создание только одного нового типа легких МБР, запрещались разработка и развертывание новых типов тяжелых МБР и БРПЛ, строительство новых ШПУ и др.

Однако последовавшее затем существенное ухудшение советско-американских отношений не позволило довести процесс ОСВ-2 до вступления Договора в силу. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. администрация США отозвала Договор из Сената, который рассматривал вопрос о его ратификации. Тем не менее, Советский Союз, несмотря на то, что Договор ОСВ-2 не вступил в силу, соблюдал его основные ограничения.

США также придерживались его положений до 1986 г., до того момента, когда в ходе реализации программы развертывания тяжелых бомбардировщиков с КРВБ был превышен предел на количество носителей с РГЧ ИН.

 

В начале 80-х годов основное внимание было уделено вопросу о средствах средней дальности в Европе. Переговоры об ограничении ядерного оружия в Европе (ОЯВЕ) были начаты в октябре 1980 г. и возобновлены в 1981 г. Через 3 года, 23 ноября 1983 г., они были приостановлены из-за кризиса в советско-американских отношениях, обусловленного инцидентом с южно-корейским авиалайнером 1 сентября 1983 г., а также начавшимся развертыванием американских ракет в Европе.

После затянувшейся паузы Советский Союз и США в ноябре 1984 г. объявили о готовности начать переговоры, которые охватывали бы вопросы стратегических наступательных вооружений, ядерных вооружений средней дальности и космических вооружений.

Надо сказать, что к тому времени на основе опыта ранее проводившихся переговоров уже четко вырисовался ряд принципиально важных моментов в подготовке соглашений. Прежде всего, пришло понимание того, что любые переговоры и вырабатываемые на них соглашения по ограничению и сокращению вооружений должны охватывать как минимум шесть вопросов:

Стороны по существу признали и основной принцип ведения переговоров -- принцип равенства и одинаковой безопасности. Следование этому принципу по существу означало признание необходимости поддержания паритета сторон в вооружениях, сочетания количественных и качественных ограничений, определенного динамического равновесия между сторонами (с учетом различного их геостратегического положения, дислокации их ВС и их союзников и т.д.). Фактически сложилось общее понимание, что за счет ущемления интересов безопасности другой стороны свою безопасность невозможно укрепить. Правда, понимание этого принципиального вывода не означало, что стороны (и в первую очередь, США) всегда следовали ему на практике.

Важно отметить и то, что к тому времени в нашей стране сложился уникальный механизм выработки позиций на переговоры. Формировался он постепенно. В 70-х гг. политика в области ограничения вооружений формировалась комиссией, созданной Политбюро, в состав которой входили: Д. Устинов (председатель), А. Громыко, А. Гречко, А. Андропов, Л. Смирнов, М. Келдыш. Она определяла состав советской делегации и осуществляла контроль за ее работой, а директивы делегациям в основном готовили ответственные работники МИД и Минобороны.

В 80-х гг. ситуация меняется -- нарастала интенсивность и сложность переговоров. Учитывая это, в МИД и МО создаются специальные подразделения (управления), а в других ведомствах -- выделяются группы специалистов. Создается специальная структура, условно названная "пятеркой" -- по числу министерств и ведомств, представленных в ней: МИД, МО, КГБ, ВПК при СМ, ЦК КПСС (международный и оборонный отделы). Непосредственное руководство работой "пятеркой" осуществлял Первый зам. начальника Генерального штаба. Все решения, принимаемые "пятеркой", предварительно тщательно прорабатывались в видах ВС, в Генштабе, в соответствующих организациях промышленности с привлечением экспертов и специалистов по каждому из рассматриваемых вопросов. Решения принимались только на основе "консенсуса". Работа строилась на двух уровнях: "большая пятерка" была представлена министрами, руководителями ведомств, а "малая пятерка" (рабочая группа) -- их заместителями. В основном большинство решений вырабатывала "малая пятерка". На «большую пятерку" выносились разногласные вопросы, либо вопросы исключительной важности. Руководитель "большой пятерки" имел прямой выход на Генерального секретаря ЦК КПСС, а впоследствии – на Президента СССР.

Итак, после затянувшейся с ноября 1984 г. паузы 12 марта 1985 г. в Женеве начинается первый раунд переговоров по ядерным и космическим вооружениям (сокращенно -- ЯКВ). Переговоры эти шли непросто. Сейчас нет возможности остановиться на всех перипетиях данных переговоров, но поверьте их было много.

Итоги переговоров по ЯКВ: в декабре 1987 г. в Вашингтоне подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор по РСМД), в июле 1991 г. в Москве подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Достичь договоренности по космическим вооружениям не удалось.

Договор по РСМД открыл новый этап в решении проблемы ядерных вооружений - переход от количественных и качественных ограничений к полной ликвидации двух классов ракет, имеющих, соответственно, дальность стрельбы 1000-5500 км и 500-1000 км. В ходе реализации Договора по РСМД ликвидировано в общей сложности около 2700 ракет, свыше 1000 ПУ, более 1200 корпусов ГЧ. Важнейшим достижением Договора по РСМД явилось и решение проблемы контроля. Надо сказать, что этот вопрос длительное время оставался "узким местом" в переговорной позиции СССР. В данном Договоре впервые была достигнута договоренность о том, чтобы в целях контроля, наряду с НТСК, использовались инспекции на местах, включая непрерывное наблюдение на объектах по производству ракет. Это стало настоящим прорывом. Опыт Договора РСМД широко использовался в последующих соглашениях.

В конце июля 1991 г. в Москве подписывается Договор СНВ-1. Можно смело утверждать, что по своему охвату, степени детализации, сложности решенных в нем проблем -- это первый и последний Договор такого рода. Предмет договора: МБР, БРПЛ, ПУ МБР, ПУ БРПЛ, ТБ, а также боезаряды МБР, БРПЛ и ядерные вооружения ТБ. Стороны договорились сократить свои стратегические вооружения до уровня 1600 развернутых носителей и 6000 боезарядов на них. При этом наполовину должно быть сокращено количество наших тяжелых МБР. Были введены ограничения и на неразвернутые средства. Впервые был установлен предел на суммарный забрасываемый вес баллистических ракет. Он не должен превышать 3600 т.

Весьма сложным оказалось согласование порядка засчета СНВ, особенно вооружений ТБ. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, следует подчеркнуть, что в конечном счете здесь был принят условный засчет -- тяжелый бомбардировщик засчитывался как одна единица в число носителей, а все ядерные бомбы и ракеты малой дальности на нем -- как один ядерный боезаряд. Что касается КРВБ, то они засчитывались так: для СССР в пределах 180 ТБ -- по 8 боезарядов на каждом бомбардировщике, для США в пределах 150 ТБ -- по 10 боезарядов, а сверх этих оговоренных количеств за каждым ТБ засчитывалось то количество КРВБ, для которого он реально оснащен.

Сокращения вооружений должны осуществляться поэтапно в течение 7 лет со дня вступления Договора в силу. Сразу необходимо отметить, что Договор вступил в силу через три с половиной года после его подписания в декабре 1994 г. Для столь длительной задержки были причины (останавливаться на них нет, к сожалению, возможности). В декабре 2001 г. стороны завершили сокращения своих вооружений до согласованных уровней, предусмотренных Договором СНВ-1. Сокращения вооружений осуществлялись путем их ликвидации или переоборудования по детально разработанным процедурам.

Контроль за соблюдением обязательств по Договору СНВ-1 включает использование НТСК; 14 различных видов инспекций; непрерывное наблюдение на объектах по производству мобильных МБР; обеспечение доступа к телеметрической информации, передаваемой с борта баллистических ракет при их пусках, включая обмен магнитными лентами с записанной телеметрической информацией; меры доверия, способствующие эффективности контроля. Для содействия осуществлению целей и положений Договора СНВ-1 создана и поныне функционирует Совместная комиссия по соблюдению и инспекциям (СКСИ).

Надо сказать, что в дальнейшем в переговорном процессе произошли важные сдвиги.

Еще до вступления Договора СНВ-1 в силу, был подписан (в январе 1993 г.) Договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ, получивший наименование Договор СНВ-2. Этот Договор на девяносто процентов, если не более, базируется на положениях Договора СНВ-1, и потому он был подготовлен в предельно короткие сроки, примерно в течение полугода.

Договор СНВ-2 предусматривал сокращение СНВ сторон до уровня в 3000-3500 боезарядов, с подуровнем в 1700-1750 боезарядов на БРПЛ. Достоинством этого Договора можно считать договоренность о реальном засчете вооружений на всех ТБ. Вместе с тем, его особенностями, а многие специалисты считали недостатками, были требования ликвидации МБР с РГЧ, а также полной ликвидации всех наших тяжелых МБР. Предусматривалась возможность переориентации (без каких-либо обязательных процедур) до 100 ТБ на выполнение неядерных задач. По существу, осуществлялся вывод их из засчета. Снимались по существу все ограничения на возможность понижения числа боеголовок на баллистических ракетах.

Все это, как считалось, давало явные преимущества США и в результате предопределило весьма острые дискуссии при ратификации этого Договора в Государственной Думе. В конечном счете, Государственная Дума ратифицировала Договор СНВ-2, а  Конгресс США до конца эту процедуру не довел (не был ратифицирован Протокол к Договору СНВ-2, подписанный 26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке, о продлении сроков сокращения вооружений). С выходом США из Договора по ПРО вопрос о введении в действие Договора СНВ-2 был окончательно снят. МИД России 14 июня с.г. выступил с официальным заявлением о том, что в дальнейшем мы не считаем себя связанными обязательством соблюдать этот Договор.

 

С приходом в США к власти администрации Дж.Буша-младшего наметилось резкое изменение отношения американской стороны к выработке соглашений в области контроля над вооружением. Была провозглашена линия на осуществление сокращений вооружений в одностороннем порядке, без выработки юридически обязывающих документов, без соответствующего контроля. Совершенно очевидно, что такой подход, если бы он был принят, привел бы к разрушению переговорного процесса. Этого нельзя было допускать.

В таких условиях на свет и появился Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов России и США , который был подготовлен в рекордно короткие сроки и подписан 24 мая текущего года в Москве. Этот Договор сразу же вызвал острые дебаты. Сторонники Договора, видят предусмотренные в нем сокращения до уровня 1700-2200 развернутых боезарядов как шаг, направленный на дальнейшее укрепление стратегической стабильности. Считают достижением и то, что он носит юридически обязывающий характер. Противники Договора о СНП подчеркивают, что он по существу является лишь документом о намерениях. В нем не определен предмет договоренности, нет правил засчета ядерных боезарядов, процедур сокращения, положений о контроле. Сокращения по новому Договору должны завершиться в 2012 г. В то же время он сохраняет в силе Договор СНВ-1, срок действия которого истекает на 3 года раньше -- в 2009 г. И не ясно, как будет функционировать новый Договор в течение этих трех лет?

Конечно, все эти вопросы справедливы. Но нельзя игнорировать того, что снижение уровня боезарядов на развернутых носителях с 6000 ед. (по Договору СНВ-1) до 1700-2200, это шаг, способствующий укреплению безопасности и стабильности.

В настоящее время в комиссиях Сената США проводятся слушания по данному Договору. Предварительные слушания идут и в Государственной Думе России. Анализ этих слушаний свидетельствует о том, что скорее всего московский Договор будет ратифицирован.

В заключение несколько слов о возможных перспективах разоруженческого процесса в области ядерных вооружений. Конечно, актуальность, острота данной проблемы сегодня заметно снизилась по сравнению с тем, как это было всего несколько лет назад. И тем не менее вопрос этот с повестки дня не снят. Высказывается мысль о подготовке соглашения, охватывающего не только сокращение СНВ, но и по ряду других аспектов, влияющих на стратегическую стабильность. Видимо, не могут остаться в стороне и вопросы о тактическом ядерном оружии, о предотвращении выхода оружия в космос. Все чаще возникает вопрос о подключении к процессу разоружения других ядерных государств, хотя это далеко непростая проблема.


Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.