Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

О проблематике предотвращения размещения оружия в космическом пространстве. Подходы Российской Федерации к военной деятельности в космосе

Александр Петрович БОБРОВ
Международно-договорное управление МО РФ

Текст лекции А.П. БОБРОВА, состоявшейся 17 марта 2004г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"


Последние десятилетия XX века и, в особенности, начало XXI века характеризуются все возрастающим вниманием большинства стран мира к проблематике космической деятельности. С запуска в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории цивилизации искусственного спутника Земли началась эра практического исследования и освоения космического пространства.

Освоение космоса представляет собой новую и чрезвычайно специфическую сферу человеческой деятельности. С одной стороны, являясь направлением научно-технического прогресса, оно объективно должно стать одним из важнейших средств решения глобальных проблем человечества -- энергетических, информационных, рационального использования природных богатств, контроля и сохранения окружающей среды, борьбы с последствиями стихийных бедствий и ряда других. С другой стороны, космос может стать новой сферой военного противостояния, источником новых угроз для всего человечества. В области обеспечения международного мира и безопасности особое место занимает проблема предотвращения размещения оружия любого вида в космическом пространстве, а в более широком плане -- недопущение использования космоса для совершения любых враждебных действий.

С самого начала деятельности человечества по исследованию и использованию космического пространства военные интересы в этой области являются одним из решающих факторов ее осуществления. Это привело к тому, что, в первую очередь в СССР, а в последующем -- в России, и США, были созданы и широко применяются в настоящее время отдельные космические аппараты и целые орбитальные группировки, которые обобщенно можно назвать военно-космическими орбитальными системами. К ним можно отнести системы видовой (фото и оптико-электронной) разведки, радиолокационного наблюдения и целеуказаний, радио- и радиотехнической разведки, обнаружения стартов баллистических ракет и предупреждения о ракетном нападении, обнаружения ядерных взрывов, связи и боевого управления, навигационного, топогеодезического и картографического обеспечения вооруженных сил. Эти системы используются и в настоящее время. Их применение позволяет в значительной мере повысить боевые возможности вооруженных сил. Кроме того, следует отметить, что нормальное функционирование военно-космических систем различного назначения в целом способствует поддержанию стратегической стабильности и международной безопасности путем создания более открытого режима военной деятельности, которая подлежит контролю в целях соблюдения договоров в области ограничения вооружений, а также установлением климата доверия между государствами и предсказуемости в военной области.

В то же время, ведущими мировыми космическими державами были осуществлены серьезные исследования возможностей размещения в космическом пространстве различных систем оружия, целью которых были бы объекты наземного, морского и воздушного базирования.

В качестве примера можно привести проведение СССР и США более десяти испытаний ядерного оружия в космическом пространстве.

Так в период с августа 1958 г. по ноябрь 1962 г. США провели девять ядерных испытаний в космосе. При этом мощность ядерных боезарядов колебалась от одной килотонны до 1,5 Мт. Целью испытаний было исследование возможностей применения космических ядерных взрывов для уничтожения баллистических ракет противника или, как говорят сейчас, в целях противоракетной обороны. Советский Союз, в свою очередь, провел 4 испытания в космосе и одно испытание в верхних слоях атмосферы в период с октября 1961 г. по ноябрь 1962 г. Мощность ядерных боезарядов составила дважды по одной Кт, затем 300 и 800 Кт и в завершении 1 ноября 1962 г -- 1Мт. Как и в случае с США целью взрывов была противоракетная оборона.

Однако сопутствующий ущерб, причиненный космическими ядерными испытаниями, был весьма серьезным. В результате возникновения значительных завихрений в магнитном поле Земли на время был выведен из строя ряд гражданских систем радио и телевизионной связи, нарушена работа некоторых важных военных спутников, отмечались нарушения в работе отдельных систем электроснабжения.

Сторонам пришлось признать, что продолжение ядерных испытаний в космосе могло бы существенно затруднить нормальное использование околоземного космического пространства спутниками, нарушить работу важных систем военной связи и вывести из строя датчики, используемые в системах разведки и раннего предупреждения о ракетном нападении.

Поэтому, вместо того, чтобы продолжать эти опасные испытания, Вашингтон и Москва решили включить вопросы космических ядерных испытаний в повестку дня переговоров о запрещении ядерных испытаний в трех средах, а именно на земле, под водой и в космосе. Соответствующий договор был подписан в 1963 г.

Следует отметить, что при проведении исследований возможности создания космического оружия в качестве основного критерия рассматривалось соотношение возможной стоимости создания такого оружия к эффективности выполнения поставленной задачи по сравнению с оружейными системами аналогичного назначения, имеющими отличные от космического типы базирования. В результате этих исследований было признано целесообразным рассматривать только два направления, а именно противоспутниковые системы и отдельные элементы противоракетной обороны.

В отношении противоспутниковых систем причины интереса состояли в следующем. Учитывая, что боевые способности вооруженных сил любого государства, обладающего космическим потенциалом, все больше зависят от возможности воспользоваться информацией, получаемой от него, было бы весьма соблазнительным получить возможность в различного рода критических ситуациях практически обесценить этот потенциал. Наиболее приемлемыми, с экономической и военной точки зрения, были признаны противоспутниковые системы наземного и воздушного базирования. Кроме того рассматривались и варианты размещения таких систем в космосе.

Так, США приступили к выработке концепции ПСО в 1957 г., практически сразу после открытия космической эры. В 1963-1966 г.г. на полигоне Кваджелейн был развернут противоспутниковый комплекс на базе ракет "Найк-Зевс", в составе 4-х пусковых установок, обеспечивающих перехват на высотах до 350 км. В дальнейшем на этом комплексе отрабатывались более совершенные противоракеты "Спартан", а в 1975 г. он был законсервирован. Одновременно на о. Джонсон (Тихий океан) были развернуты две пусковые установки ракет "Тор-Аджена" экспериментально боевого комплекса ПЕСО, с высотой перехвата до 2000 км. В 1975 г. и этот комплекс был законсервирован. Всего за время существования указанных противоспутниковых комплексов было проведено 16 испытательных запусков. В дальнейшем США перешли к созданию авиационных ракетных противоспутниковых комплексов.

По мнению американцев, концепция противоспутниковых комплексов воздушного базирования обладает рядом достоинств по сравнению с наземными комплексами. К ним относятся:

Начиная с 1977 г. США приступили к разработке такого комплекса на базе самолета Р-15 и малогабаритной ракеты-перехватчика "Срэм-Альтаир". В 1984-1986 г.г. проведено пять летных испытаний, одно из которых - в сентябре 1985 г. - по перехвату реального КА "Солуинд". В дальнейшем из-за запрета на проведение испытаний, наложенного конгрессом США, работы по этой программе были прекращены, а сам комплекс законсервирован.

Советский Союз был вынужден адекватным образом реагировать на создавшуюся ситуацию. В 1963 году были начаты разработки отечественного противоспутникового комплекса наземного базирования в составе двух пусковых установок, расположенных на космодроме "Байконур". В состав комплекса входила ракета-носитель, космический аппарат с системой самонаведения и механическими поражающими элементами, а также система управления. Этот комплекс находился в опытной эксплуатации до 1981 г. а в дальнейшем был поставлен на опытно-боевое дежурство. За все время его существования было совершено 23 запуска противоспутников, из них 20 по КА-мишени. В 1983 году Советский Союз одностороннем порядке приостановил проведение испытательных запусков спутников-перехватчиков и принял на себя односторонние обязательства о введение моратория на летные испытания противоспутниковых систем до тех пор пока другие государства также будут воздерживаться от подобных действий. Несмотря на то, что в 1985 г. США провели испытания противоспутниковой системы АСАТ по реальной цели. Советский Союз действуя в духе доброй воли продолжил придерживаться объявленного моратория, а в 1993 г. указом Президента Российской Федерации несение дежурства на противоспутниковом комплексе ИС-МУ было прекращено и он был снят с вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Отдельно следует остановиться на планах размещения оружия в космосе в контексте ПРО. Как известно противоракетная оборона является той областью военной деятельности, где космическое оружие наиболее востребовано. При этом результаты многолетних исследований, проводимых в США, по изучению возможностей создания космических систем для решения задач ПРО были в концентрированном виде изложены в речи президента Р.Рейгана 23 марта 1983 г., которая, по существу, дала старт реализации создания американцами широкомасштабной системы ПРО территории США (Стратегическая оборонная инициатива), или как ее еще называют "программе звездных войн". В качестве возможных видов оружия для космического эшелона ПРО рассматривались - кинетическое (основанное на прямом соударении поражающего элемента с боеголовкой ракеты) лазерное, пучковое (на основе направленных потоков заряженных частиц), электромагнитное, не исключалось и ядерное. Несмотря на крупные ассигнования, в силу сложности стоящих проблем реализация программы СОИ не привела к созданию в США конкретных образцов комического оружия, решающего задачи ПРО. Однако многие, наиболее продвинутые технологические решения, которых удалось достичь, легли в основу новой программы по созданию системы ПРО США, о начале которой было заявлено нынешним президентом Дж.Бушем в 2001 г.

В соответствии с этой программой США рассматривают возможность использования всего комплекса возможных систем вооружений, обладающих способностями борьбы с баллистическими ракетами, включая системы оружия космического базирования.

При этом следует учитывать следующие обстоятельства. В руководящих документах, которые определяют политику США в отношении военно-космической деятельности на ближайшую и среднесрочную перспективу в прямой постановке перед вооруженными силами ставится задача "противодействия космическим средствам других (враждебных) государств, если таковое потребуется", а в перспективе -- достижение полного господства в космосе. По мнению разработчиков документа, "активное противодействие космическим средствам противника явится заключительным этапом установления господства США в космосе", при этом считается, что "применение военной силы из космоса полностью отвечает интересам США". "Предусматривается решительное применение военной силы для подрыва или уничтожения космического потенциала противника путем разрушения его наземной инфраструктуры, нарушения линий связи "Земля-космос-Земля" и ликвидация его орбитальных группировок".

Сформировавшийся в США стратегический курс на приобретение полного господства в космическом пространстве начинает все больше приобретать реальное наполнение. На сегодняшний день американской стороной в качестве основных возможных программ создания космического оружия для использования в системе ПРО рассматриваются проекты, связанные с созданием кинетических перехватчиков и использованием лазерных комплексов. Финансирование этих программ в 2004 г. составляет 54 и 35 млн. долл. США соответственно. Это полностью соответствует проводимой нынешней администрацией США политики, направленной на создание глобальной эшелонированной системы ПРО, что повлекло за собой выход США из Договора по ПРО и прекращение его действия.

В этой связи хотел бы остановиться на подходах Российской Федерации к военной деятельности в космосе, в том числе в контексте стратегической стабильности. Следует отметить, что на сегодняшний день и на ближайшую перспективу у Российской Федерации нет планов создания и развертывания в космическом пространстве каких-либо систем оружия.

Как уже отмечалось ранее, военно-космические системы по своему целевому предназначению имеет смысл подразделять на информационные и ударные. Конечно, такое деление довольно условное. В первую очередь это связано с тем, что, несмотря на длительное обсуждение проблематики предотвращения гонки вооружений в космосе в рамках работы Специального комитета Конференции по разоружению, до сих пор так и не удалось согласовать определение понятия "космическое оружие". Кроме того, необходимо учитывать и то, что одни и те же космические системы могут быть использованы как чисто в гражданских целях, так и в качестве одного из элементов управления комплексами вооружения различных видов базирования. В качестве примера можно привести систему глобального навигационного обеспечения.

Позиция Российской Федерации состоит в том, что космические системы, которые изначально создавались для непосредственного поражения различных целей или нарушения их нормального функционирования могут быть отнесены к понятию "космическое оружие" Следовательно под понятием "Космическое оружие" следует понимать системы или устройства, основанные на любых физических принципах, выводимые на орбиту вокруг Земли или размещаемые в космическом пространстве каким-либо иным образом, которые были созданы или переоборудованы для уничтожения, повреждения или нарушения нормального функционирования объектов в космосе, а также на поверхности Земли или в ее воздушном пространстве. То есть космическое оружие создается для непосредственного поражения средств противника и по своему характеру может быть как оружием массового уничтожения, так и обычным, в том числе и основанном на новых физических принципах.

По нашему мнению, размещение в космосе систем оружия различного назначения может привести к подрыву всей существующей структуры договоренностей по ограничению вооружений, прежде всего ракетно-ядерных, и стимулировать новый виток гонки вооружений с выходом ее на качественно новый уровень.

Мы глубоко убеждены в том, что превращение космического пространства в потенциальный "театр военных действий" таит в себе существенные угрозы подрыва стратегической стабильности и международной безопасности.

Это связано с тем, что каждая из систем космического оружия будет при возникновении критической ситуации нацелена на поражение своей цели, а именно того или иного объекта в космосе, в атмосфере Земли или на ее поверхности. При этом решение задач противоракетной обороны с использованием оружия космического базирования объективно требует создания таких оружейных систем, которые будут иметь возможность решать поставленные задачи, а именно уничтожение баллистических ракет или их головных частей автономно, т.е. без участия человека и функционировать такие системы должны большую часть времени своего существования без участия человека. Вполне естественно, что и принятие решения на боевое применение по соответствующим целям будет осуществляться также автономно. В этом случае в значительной степени возрастает риск неконтролируемого развития ситуации вследствие возникновения неисправности или ложного срабатывания аппаратуры.

Учитывая, что космическое оружие кроме задач противоракетной обороны, а именно борьбы с баллистическими ракетами, параллельно и с гораздо большими боевыми возможностями способно решать задачу уничтожения космических аппаратов, государство, обладающее космическим оружием, будет иметь возможность практически беспрепятственно вывести из строя основные космические системы другой стороны, которую она посчитает своим противником, нанеся ему тем самым практически невосполнимый технологический урон. Ведь ни для кого не секрет, что создание любого космического аппарата и его вывод в космос требует значительных материальных и временных ресурсов, которые исчисляются миллионами долларов и месяцами, а иногда и годами подготовки. При этом значительный ущерб будет нанесен не только военной компоненте космической группировки. Ввиду значительной интеграции в использовании космических средств как военных, так и гражданских пользователей, а по отдельным космическим программам (например, космическая метеорология и навигация) и большого количества государств и международных организаций, повреждение или вывод из строя таких систем скажется на всем мировом сообществе.

В этом случае уже само воздействие на спутник, принадлежащий другому государству, особенно в случае возникновения кризисной ситуации, может быть расценено как акт прямой агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В техническом плане появление оружия в космосе, ориентированного на решение задач противоракетной обороны и противоспутниковой борьбы, приведет к созданию довольно многочисленных орбитальных группировок космических аппаратов, траектории полета которых будут находиться в низкоорбитальной области, а именно на высотах 400-1500 км. Состав таких группировок может достигать нескольких десятков и даже сотен космических аппаратов. Это вызвано необходимостью решения задачи обеспечения возможности глобального и непрерывного перехвата баллистических ракет всех типов, запуск которых может быть произведен из любой точки земной поверхности. Тем самым в низкоорбитальной области космического пространства будет находиться значительное число космических объектов, что в свою очередь может создавать сложности для ее использования другими участниками космической деятельности, как государствами, так и коммерческими операторами. Хотелось бы отметить, что именно эта часть космического пространства наиболее широко используется для решения задач дистанционного зондирования Земли и пилотируемых полетов.

Кроме того, необходимо учитывать и то, что создание любых видов оружия, в том числе космического, требует проведения целого ряда испытаний. Отличительной особенностью испытаний оружия космического базирования является то, что после его проведения на околоземных орбитах остается большое количество фрагментов как самого спутника с оружием, так и мишени, по которой проводятся испытания. Это, в свою очередь, приведет к значительному росту техногенного засорения космического пространства, что может нанести непоправимый ущерб возможностям всего человечества по использованию космического пространства в мирных целях.

Если говорить о военном аспекте применения космического оружия по наземным и воздушным целям, то под непосредственной угрозой ударов из космоса может находиться ряд стратегических объектов государств, нормальное функционирование которых напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности. Размещение оружия в космосе окажет серьезное влияние на военно-стратегический паритет, создает потенциал безнаказанного первого удара и многократно усиливает значение фактора внезапности. Такое оружие является дестабилизирующим, по своей сути, независимо от того, к какой категории его причислять - наступательному или оборонительному.

Прогноз такого развития ситуации вызовет естественную реакцию государств, не имеющих космического оружия, по повышению защищенности свого космического и наземного эшелона средств сдерживания, вплоть до стремления к упреждающему поражению космических аппаратов противника. Кроме того, в этом случае следует отметить и то, что результаты возможного воздействия космического оружия на биосферу Земли могут иметь пагубные последствия для всего человечества.

Учитывая изложенное, космическое оружие следует отнести к новому виду стратегического оружия. Исходя из этого, в результате появления оружия в космосе, та. сторона, которая будет его иметь, получает значительные стратегические преимущества. По существу, она сможет монополизировать доступ в космическое пространство и его использование, что практически означает установление суверенитета над космосом, что на наш взгляд в корне недопустимо и противоречит международному праву.

Одностороннее владение таким компонентом стратегических вооружений, как космическое оружие, разрушает гарантии того, что государство, обладающее таким оружием, не будет использовать его в попытках провести переустройство мира, установить политику диктата в отношениях между государствами, ввести в сферу международных отношений практику разрешения споров силой или силовыми угрозами.

Вместе с тем, история человечества показывает, что получение таких односторонних стратегических преимуществ одной из сторон, неизбежно приведет к принятию ответных мер со стороны других государств в целях обеспечения своей национальной безопасности.

Меры, которые могут быть предприняты в случае развертывания в космическом пространстве оружия, как симметричные, так и асимметричные, могут свести на нет все усилия мирового сообщества в области разоружения, привести к раскручиванию маховика гонки вооружений не только в космосе, но и на земле как в ядерной, ракетной, так и в других сферах, придать мощный импульс процессу дальнейшего распространения ОМУ и средств его доставки.

Таким образом, появление в космическом пространстве оружия любого рода может привести к самому серьезному осложнению международной обстановки, связанному с созданием атмосферы взаимного недоверия и подозрительности. Это будет фактически означать откат к временам "холодной" войны. Тот огромный потенциал, который наработало человечество в вопросах поддержания международной безопасности и развития взаимоотношений, может быть серьезно подорван. В отношениях между государствами возникнет атмосфера недоверия, подозрительности и страха. В этой связи возникает вопрос: хочет ли мировое сообщество такого развития событий? Уверены, нет.

Мы считаем, что космос должен оставаться сферой сотрудничества и взаимопонимания, а не конфронтации, подозрительности и угроз.

Следует отметить, что такая сфера космической деятельности как использование космоса в военных целях, не могла остаться вне сферы внимания международного права.

Остановимся теперь на международно-правовых аспектах военно-космической деятельности.

Несмотря на сравнительно недавнюю историю космонавтики, уже сложились определенные нормы и межгосударственные правила, которые закреплены в договорах и соглашениях и имеют направленность на предотвращение гонки вооружений в космосе.

Среди них наиболее важное значение имеют Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу) 1967 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и ряд других.

Особое место среди соглашений занимал Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. Этот правовой акт являлся одним из важнейших не только для ограничения гонки стратегических наступательных и оборонительных вооружении, но он также в немалой степени сдерживал появление ударных космических вооружении и милитаризацию космического пространства. К сожалению, после решения США об одностороннем выходе из него, он 13 июня 2002 года утратил свою силу.

Существующие запреты и ограничения в отношении военно-космической деятельности направлены как на исключение определенных районов космического пространства из сферы военной деятельности (к ним можно отнести Луну и другие небесные тела), так и на ограничение или запрещение использования отдельных видов оружия в космическом пространстве. Рассмотрим эти ограничения.

Исходя из принципов Устава ООН, Договор по космосу объявляет космос "достоянием всего человечества". Эта концепция нашла свое конкретное выражение в положении о том, что "космическое пространство не подлежит национальному присвоению" и свобода доступа ко всем его частям гарантируется всем государствам на равноправной основе. Договор также предусматривает всеобъемлющий контроль за космическим объектом со стороны запускающего государства, а также ответственность государства за всю деятельность по использованию космоса, независимо от того осуществляется ли она правительственными, неправительственными или международными организациями или юридическими лицами.

В Договоре декларируется обязательство в отношении "поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания". Конкретные положения Договора не запрещают в целом военной деятельности в космосе, хотя и налагают на нее некоторые ограничения.

В ходе разработки Договора предполагалось, что в любое время в будущем государства могут в соответствии с принципами и нормами международного права дополнить установленные запреты, с тем чтобы в конечном счете космическое пространство оставалось бы свободным от оружия любого рода.

Наиболее далеко идущие запреты в области военного использования космического пространства распространяются на Луну и другие небесные тела, которые в соответствии с положениями Договора по космосу, должны использоваться "исключительно в мирных целях", где исключается любая деятельность военного характера. Перечень видов деятельности, запрещенных на Луне и других небесных телах, приведенный в статье IV Договора, включает размещение ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых видов оружия и проведение военных маневров. Договор допускает использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.

Что касается космического пространства в целом, то здесь не существует полного запрещения военной деятельности. Среди частичных мер, ограничивающих военное использование космоса, важнейшее значение имеет обязательство государств - участников Договора по космосу "не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом" (статья IV Договора).

В соответствии с наиболее широко распространенным толкованием термина "оружие массового уничтожения" он охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое и другие сравнимые с ними по разрушительному или поражающему действию виды оружия, в том числе и те, которые могут быть созданы в будущем. Размещение всех этих видов оружия на орбите вокруг Земли или "каким-либо иным образом" в космическом пространстве запрещается.

Еще одно важнейшее положение содержится в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. Статья I этого международно-правового документа запрещает производство любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов в космическом пространстве, атмосфере Земли и под водой, предотвращая тем самым использование космического пространства в качестве ядерного полигона.

Использование средств воздействия на космическое пространство, а также из космического пространства на природную среду Земли в военных или любых иных враждебных целях, которые могут иметь широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику, запрещено Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.

В Статье 2 Конвенции поясняется, что термин "средства воздействия на природную среду" относится к любым средствам для изменения путем преднамеренного управления природными процессами динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

Помимо перечисленных запретов и ограничений, многосторонние и двусторонние международные соглашения включают ряд положений, которые можно охарактеризовать как косвенные ограничения военной деятельности в космосе. К ним, в частности, можно было бы отнести требование о проведении консультаций в случае, если деятельность или эксперименты в космосе, запланированные государством, могут создавать помехи мирному исследованию и использованию космоса другими государствами (статья IX Договора по космосу 1967 г.).

Положения же Договора по ПРО касались в большей степени запрещения противоракетных систем наземного базирования, однако требования о запрете создания, испытаний и развертывания систем или компонентов ПРО космического базирования имело стратегическое значение в плане предотвращения гонки космических вооружений.

Суммируя вышеизложенное, всю деятельность по использованию космоса в военных целях в соответствии с существующими нормами международного права можно разделить на три категории.

1. К категории разрешенных видов деятельности относятся:

2. К категории запрещенных видов деятельности в космосе относятся:

3. К категории нерегламентированных международным правом видов деятельности в космосе можно отнести:

Именно разработка механизма международно-правового регулирования третьей, так называемой "серой" зоны, военно-космической деятельности является наиболее приоритетной задачей в настоящее время.

Отрадно отметить, что в настоящее время в космическом пространстве не размещено никаких видов оружия. В этих условиях перед мировым сообществом стоит весьма актуальная задача: не допустить в будущем превращения космоса в сферу вооруженного противоборства. Очевидно, что предотвращение такого опасного развития событий как появление оружия в космосе -- более эффективный и даже простой путь, чем поиск в ходе переговоров возможностей сокращения и ликвидации уже созданного и развернутого оружия.

При подготовке любого международного соглашения, направленного на предотвращение гонки вооружений в космосе, необходимо четко определить объекты или виды деятельности, попадающие под ограничения. Наша позиция состоит в том, что упор необходимо сделать на запрещение действий и их последствий, а не средств, с помощью которых такие действия могут быть осуществлены. К ним могут быть отнесены действия, которые ведут к уничтожению, поражению, повреждению или нарушению нормального функционирования космических объектов или изменению параметров их орбит. Такой подход позволит уйти от крайне сложных дискуссий, связанных с определением терминов и выработкой критериев в отношении понятия "космическое оружие".

Именно этот подход был реализован в проекте возможной договоренности о запрещении размещения оружия в космическом пространстве, неприменении силы и угрозы силой в отношении космических объектов, которая была совместно подготовлена Россией и Китаем и в настоящее время передана для рассмотрения государствам-участниками Конференции по разоружению.


Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-04 гг.