Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно

Договор по ПРО надо совместить с реальностью

Александр Беккер,
Ведомости, 10 сентября 1999, с. А3


Благодарим главного редактора газеты Ведомости Леонида Бершидского, любезно предоставившего право воспроизвести статью на СНВ-сайте

Блиц-визит заместителя госсекретаря США Строуба Тэлботта занял сутки. Он проходил на фоне волны скандальных публикаций о счетах русской мафии в Bank of New York. Приезд Тэлботта совпал с появлением слухов о намерении США разместить на Аляске систему ПРО. График Тэлботта был предельно плотным, однако он выкроил время для единственного интервью в Москве - "Ведомостям".

- Повлияло ли на ваш визит хоть в какой-то степени то, что сейчас происходит в западных СМИ, - я имею в виду обвинения России в тотальной коррупции, махинациях со счетами в Bank of New York?
- Содержание моих переговоров здесь не связано с поднятым вами вопросом. Мы можем сейчас обсудить вопросы преступности, коррупции, прозрачности и ответственности, если вы этого хотите, но ваши читатели должны четко понять, что эти вопросы не стояли в повестке дня моих переговоров с Министерством иностранных дел.

- Министр юстиции США Дженет Рено сказала о том, что не располагает данными о махинациях и тотальной коррупции в России. Можно ли это рассмотреть как, официальную точку зрения администрации США.
- Конечно. Она является министром юстиции США и высшим представителем. правоохранительных органов США, и ее слова имеют самое официальное значение. Если я не ошибаюсь, министр юстиции Дженет Рено должна приехать в Москву в октябре, около 13-го числа, чтобы принять участие во встрече на эту тему в рамках "большой восьмерки".

- Не могли бы вы высказать четкую позицию администрации США по возможности увода траншей МВФ с российских счетов на счета российской мафии за рубежам?
- Я считаю, что мне не следует говорить об этом, надо дать расследованию идти своим путем и посмотреть, каким будет окончательный факт.

- Вас нисколько не пугает, если в кресле президента будет российский генерал?
- Я не вижу в России и в политической ситуации в стране ничего, что пугает меня, используя ваши слова. Я не хочу быть вовлеченным ни именем, ни должностью в комментарии о действующих российских политиках на российской политической сцене. Я хочу добавить - если вы запишете, что я это говорю с улыбкой, - что я оказал бы медвежью услугу любой фигуре в российской политике, если бы я сказал, что мы хотим работать именно с этим человеком. Это ваш процесс, мы не должны в него вмешиваться, но мы должны вести все важные дела с любым президентом, которого вы выберете. Со времени встречи в Ванкувере весной 1993 г. президенты Клинтон и Ельцин сделали много важных дел вместе. Срок Клинтона кончается не намного позже, чем у Ельцина, и Клинтон тоже оценивает свое наследие, тоже готовится передать своему преемнику (кто бы им ни был, а это уже наше дело, дело американцев) отношения между США и Россией, которые находятся в хорошем состоянии. И это будет не так просто сделать. Были времена, когда отношения между США и Россией были напряженными в последние годы. Кризис на Балканах явился одной из причин значительного обострения отношений между США и Россией. Мы прошли через эти испытания и в некотором роде вышли из них более сильными. Теперь мы разбираемся с другими проблемами. Я здесь в Москве веду переговоры по чрезвычайно важным вопросам стратегических ядерных отношений между США и Россией. Вы несколько раз упомянули проблемы преступности и коррупции в России и дискуссию, которая развернулась вокруг доказательств фактов преступлений и коррупции. Это нас в США тоже волнует, поскольку если не взять эти процессы под контроль, то под вопрос ставится не только жизнеспособность российской экономики, но также и легитимность российской системы власти. Одна из поразительных вещей, которые мы слышали от многих российских лидеров, - это то, что они говорят, что ясно видят эту проблему и полны решимости с ней разобраться. Мы готовы через Дженет Рено работать с ними совместно над этим и помочь разобраться с проблемой.

- В отношениях России и США одной из самых болевых точек является проблема стратегических наступательных вооружений. Государственная дума да сих пор не ратифицировала соглашение СНВ-2. Тем не менее в российском парламенте доминирует точка зрения, что США не заинтересованы в том, чтобы Россия ратифицировала такое соглашение. Во-первых, чтобы показывать миру, что Россия - это монстр, который, не желает разоружаться. Во-вторых, это позволит конгрессу США со спокойной совестью выйти из режима противоракетной обороны ПРО.
- Вы описали теорию, которая связана с нашей мотивацией, нашей политикой, нашими интересами. Независимо от того, откуда взялась такая теория, я могу сказать, что это полная бессмыслица. Это полная несуразица и во многом просто противоположно правде. Эта точка зрения США, причем этого мнения одинаково придерживаются в республиканской и в демократической партиях, заключается в следующем. Стратегический контроль за вооружениями находится в интересах как нашей, так и вашей стран. Продолжение ведущейся много лет работы по сокращению ядерного оружия является одним из важнейших дел нынешней администрации и будет являться таковым, как я считаю, и для администрации будущего президента, кем бы он ни был. Мы ратифицировали договор СНВ-2, и мы надеемся, что российский парламент сделает то же самое. Кстати, мы с уважением относимся к процессам, происходящим в вашем парламенте, и мы предполагаем, что депутаты Думы ратифицируют договор СНВ-2 только тогда, когда поймут, что это необходимо для их страны. Это было единственным основанием для ратификации договора у нас и у вас должно быть то же самое. Мы, равно как и администрация президента Ельцина, считаем, что это действительно в интересах России, поэтому мы с нетерпением ждем ратификации СНВ-2, чтобы перейти к СНВ-3, в котором будут заложены дальнейшие, более значительные сокращения ядерных вооружений. Особенно нелепо говорить о том, что мы не заинтересованы в том, чтобы Россия ратифицировала соглашение, потому что мы хотим выйти из режима противоракетной обороны ПРО. У нас нет никакого желания выйти из режима противоракетной обороны ПРО, я подчеркнул это сегодня на встрече в Москве, и президент Клинтон говорил об этом на встречах с Ельциным и бывшим премьер-министром Степашиным в Кельне. Мы считаем, что это соглашение является фундаментальным для обеспечения международной безопасности. Мир будет в безопасности, если это соглашение останется в силе, его отмена угрожает этой безопасности. Но вот вопрос: соглашение противоракетной обороны ПРО было подписано, начало действовать в 1972 г. - это 27 лет назад. Мир сильно изменился с тех пор. Это соглашение в оригинальной версии было предназначено для регуляции стратегических ядерных отношений между США и СССР. Но СССР больше не существует. Существует Россия, у которой есть свои законные оборонные интересы включая поддержку стратегических ядерных отношений с США. Однако есть другие новые факторы, в частности, распространение технологий производства баллистических ракет в государства, которые могут угрожать как США, так и России. Вот вопрос, над которым наши лидеры будут продолжать работать в ближайшие месяцы, а потом продолжат их преемники: возможно ли совместить важность сохранения соглашения противоракетной обороны ПРО с новой реальностью распространения технологий производства баллистических ракет. Я считаю, равно как и президент Клинтон, госсекретарь Олбрайт и министр обороны Коэн, что ответ на этот вопрос - "Да". И это можно сделать так, чтобы не только сохранить, но и увеличить безопасность России. Но, как и по другим вопросам, которые мы обсуждали, решение остается за Россией, и наши лидеры будут продолжать в ближайшие месяцы обсуждение возможностей достижения соглашений по этим двум вопросам. Учитывая сложность этих проблем, я подозреваю, что эти вопросы будут обсуждаться и следующими президентами России и США. Президент Клинтон попросил госсекретаря Олбрайт, министра обороны Коэна и меня делать все возможное для того, чтобы, когда президент передавал пост своему преемнику, он смог передать отношения с Россией в наилучшем состоянии, включая проблемы стратегических ядерных отношений. Мы считаем, что подход Ельцина к передаче наследства аналогичен. И все это является важной частью того, что мы обсуждали с моими коллегами сегодня в Москве.

-Чтобы расставить все точки над i, насколько, с вашей точки зрения, велика вероятность того, что конгресс США все-таки проголосует за выход из режима ПРО 1972 г. и за создание национальной американской системы ПРО? И готов ли президент Клинтон в этом случае наложить вето на этот законопроект?
- Мне кажется, что тут необходимо дать некоторые уточнения, пояснения и прояснения того, что происходит в нашей стране. Есть закон, принятый конгрессом США, по которому США взяли на себя обязательство разрабатывать оборонную систему против угрозы возможного удара баллистических ракет со стороны других стран - не России, а других стран. Наш президент подписал этот закон. Он сказал, что счел своим долгом по отношению к американскому народу и долгом своего преемника, поскольку это долгосрочный проект, сделать все возможное для того, чтобы предохранить американский народ от угрозы, исходящей из тех стран, которые недавно заполучили или пытаются получить сейчас технологии производства баллистических ракет и которые могут попытаться использовать эти ракеты для угрозы США. Подписывая этот закон, президент Клинтон дал понять, что существуют определенные стандарты или критерии, которые, как он надеется, будут использованы и его преемником, по которым решается, продолжать ли развертывание национальной системы ПРО. Одним из этих критериев является технология. Надо проделать еще много работы для того, чтобы получить систему, которая будет работать против описанной угрозы. Другой критерий - стоимость. Можем ли мы позволить себе такую систему, имеет ли смысл ее воплощение, учитывая другие наши приоритеты? Третьим критерием является угроза. Мы постоянно производим переоценку угрозы, исходящей от стран с баллистическими ракетами, направленными на США, опять же я не говорю, повторяю, я не говорю о России, а о других странах. Последний критерий тоже важен. Клинтон считает, что американская национальная система обороны имеет многоплановую структуру. Продолжение эффективной системы контроля над вооружениями важно, а это значит, что соглашение противоракетной обороны ПРО должно остаться в силе, поддержание отношений с нашими союзниками, с нашими ключевыми партнерами, такими, как Россия, - все это является значительной частью стандарта, который будет использоваться в решении о том, стоит ли разворачивать национальную систему ПРО. В вашем вопросе предполагается, что определенные шаги уже предприняты. Однако эти шаги еще впереди. Мы на предстоящих в ближайшие дни переговорах госсекретаря США с министром иностранных дел России и министров обороны наших стран будем обсуждать вопросы, которые должны усилить и расширить взаимопонимание между США и Россией о том, как мы вместе работаем над этими проблемами. Потому что распространение технологий производства баллистических ракет, наряду с распространением ядерных технологий, угрожает не только США. Нужно только посмотреть на карту мира, чтобы понять, насколько это угрожает и России. И мы много что можем сделать в этой области вместе. Нам еще надо работать над взаимопониманием из-за различий во мнениях, в частности по соглашению противоракетной обороны ПРО. Но я считаю, что начало по инициативе наших президентов было положено хорошее, и я хочу подчеркнуть еще раз, что эти вопросы будут решаться в течение длительного времени. Я считаю, что все, о чем я сейчас говорил, имеет поддержку в конгрессе США. Это не означает, что все конгрессмены согласны с моим описанием договора СНВ-2 или соглашения по ПРО, но влиятельные конгрессмены как в республиканской, так и в демократической партиях считают, что хорошие, сильные отношения сотрудничества с Россией являются важным компонентом национальной безопасности США.

©Ведомости, 1999 г


См. также специальный информационный раздел СНВ-сайта
Поправки к Договору по ПРО: Следует ли России соглашаться?

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум