Д О Г О В О Р между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных вооружений ПРЕАМБУЛА Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами, сознавая, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия, исходя из Основ взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки от 29 мая 1972 года, придавая особое значение ограничению стратегических вооружений и преисполненные решимости продолжать свои усилия, начало которым было положено Договором об ограничении систем противоракетной обороны и Временным соглашением о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений от 26 мая 1972 года, будучи убежденными, что предусмотренные настоящим Договором дополнительные меры по ограничению стратегических наступательных вооружений явятся вкладом в дело улучшения отношений между Сторонами, будут способствовать уменьшению опасности возникновения ядерной войны и упрочению международного мира и безопасности, учитывая свои обязательства по статье YI Договора о нераспространении ядерного оружия, руководствуясь принципом равенства и одинаковой безопасности, признавая,что укрепление стратегической стабильности отвечает интересам Сторон и интересам международной безопасности, подтверждаю свое стремление принять меры по дальнейшему ограничению и сокращению стратегических вооружений, имея в виду цель достижения всеобщего и полного разоружения, заявляя о своем намерении вступить в ближайшее время в переговоры о дальнейшем ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений, согласились о нижеследующем: Статья 1 Каждая из Сторон обязуется, в соответствии с положениями настоящего Договора, ограничить стратегические наступательные вооружения в количественном и качественном отношениях, проявлять сдержанность в создании новых видов стратегических наступательных вооружений и принять другие меры, предусмотренные настоящим Договором. Статья 2 Для целей настоящего Договора: 1. Пусковыми установками межконтинентальных баллистических ракет (МБР) являются пусковые установки наземного базирования баллистических ракет с дальностью, превышающей кратчайшее расстояние между северо-западной границей континентальной части территории Союза Советских Социалистических Республик и северо-восточной границей континентальной части территории Соединенных Штатов Америки, то есть с дальностью свыше 5500 километров. 2. Пусковыми установками баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) являются пусковые установки баллистических ракет,установленные на любой атомной подводной лодке, или пусковые установки современных баллистических ракет, установленные на любой подводной лодке независимо от ее типа. 3. Тяжелыми бомбардировщиками считаются: а) в настоящее время для Союза Советских Социалистических Республик - бомбардировщики типов "Туполев-95" и "Мясищев", а для Соединенных Штатов Америки - бомбардировщики типов "Б-52" и "Б-Г"; b) в будущем типы бомбардировщиков, которые могут выполнять задачи тяжелого бомбардировщика аналогичным образом, как и вышеперечисленные в подпункте "а" бомбардировщики, или лучше их; c) типы бомбардировщиков, оснащенных для крылатых ракет с дальностью свыше 600 километров; и d) типы бомбардировщиков, оснащенных для БРВЗ. 4. Баллистическими ракетами класса "воздух-земля" (БРВЗ) являются любые такие ракеты с дальностью свыше 600 километров, установленные внутри летательного аппарата или на его внешних устройствах. 5. Пусковыми установками МБР и БРПЛ, оснащенных разделяющимися головными частями с боеголовками индивидуального наведения (РГЧ индивидуального наведения), являются пусковые установки типов, созданных и испытанных для запуска БМР или БРПЛ, осащенных РГЧ индивидуального наведения. 6. БРВЗ, оснащенными РГЧ индивидуального наведения, являются БРВЗ типов, прошедших летные испытания с РГЧ индивидуального наведения. 7. Тяжелыми МБР являются МБР, имеющие стартовый вес больший либо забрасываемый вес больший, чем у наибольшей, соответственно по стартовому либо по забрасываемому весу, из легких МБР, развернутых любой из Сторон на дату подписания настоящего Договора. 8. Крылатыми ракетами являются беспилотные,оснащенные собственной двигательной установкой, управляемые средства доставки оружия, полет которых на большей части их траектории обеспечивается за счет использования аэродинамической подъемной силы и которые прошли летные испытания с летательных аппаратов или развернуты на летательных аппаратах, то есть крылатые ракеты воздушного базирования, либо те, которые являются средстами, упомянутыми в качестве крылатых ракет в подпункте "b" пункта I статьи IX. Статья 3 1. По втсулпнеи в силу настоящего Договора каждая из Сторон обязуется ограничить пусковые установки МБР, пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, а также БРВЗ суммарным количеством, не превышающим 2400 единиц. 2. Каждая из Сторон обязуется ограничить с 1 января 1981 года стратегические наступательные вооружения, упомянутые в пункте I настоящей статьи, суммарным количеством, не превышающим 2250 единиц, и приступить к сокращениям тех вооружений, которые были бы на эту дату сверх этого суммарного количества. 3. В пределах суммарных количеств, предусмотренных в пунктах I и 2 настоящей статьи, и с соблюдением положений настоящего Договора каждая из Сторон имеет право определять состав этих суммарных количеств. 4. Для каждого бомбардировщика типа, оснащенного БРВЗ, в суммарные количества, предусмотренные в пунктах I и 2 настоящей статьи, засчитывается максимальное количество таких ракет, для которого любой бомбардировщик этого типа оснащен для одного боевого вылета. 5. Сам тяжелый бомбардировщик, оснащенный только для БРВЗ, не засчитывается в суммарные количества, предусмотренные в пунктах I и 2 настоящей статьи. 6. Сокращения количеств стратегических наступательных вооружений, необходимые для ваполнения положений пунктов I и 2 настоящей статьи, осуществляются как предусмотрено в статье XI. Статья 4 1. Каждая из Сторон обязуется не начинать строительство дополнительных стационарных пусковых установок МБР. 2. Каждая из Сторон обязуется не передислоцировать стационарные пусковые установки МБР. 3. Каждая из Сторон обязуется не переоборудовать пусковые установки легких МБР, а также МБР старых типов, развернутых до 1964 года, в пусковые устаовки тяжелых МБР типов, развернутых после этого времени. 4. Каждая из Сторон обязуется в процессе модернизации и замены шахтных пусковых установок МБР не увеличивать первоначальный внутренний объем шахтной пусковой установки МБР более чем на тридцать два процента. В указанных пределах каждая из Сторон имеет право определять, будет ли такое увеличение производиться путем увеличения первоначального диаметра, первоначальной глубины шахтной пусковой установки МБР или обоих этих измерений. 5. Каждая из Сторон обязуется: а) не доставлять в районы развертывания пусковых установок МБР межконтинентальные баллистические ракеты сверх количества, совместимого с нормальными потребностями развертывания, обслуживания, обучения и замены; b) не иметь сооружений для хранения и не хранить МБР сверх нормальных потребностей развертывания на стартовых позициях пусковых установок МБР; c) не создавать, не испытывать и не развертывать средства скоростного перезаряжания пусковых установок МБР. 6. С соблюдением положений настоящего Договора каждая из Сторон обязуется не иметь в любой данный момент в стадии строительства стратегические наступательные вооружения, упомянутые в пункте I статьи Ш,сверх количеств, совместимых с нормальным графиком строительства. 7. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать МБР, имеющие стартовый вес больший либо забрасываемый вес больший, чем у наибольшей, соответственно по стартовому либо по забрасываемому весу, из тяжелых МБР, развернутых любой из Сторон на дату подписания настоящего Договора. 8. Каждая из Сторон обязуется не переоборудовать пусковые установки наземного базирования баллистических ракет, не являющихся МБР, в пусковые установки для запуска МБР и не испытывать их для этой цели. 9. Каждая из Сторон обязуется не проводить летные испытания новых типов МБР, то есть типов МБР, не прошедших летные испытания на 1 мая 1979 года, и не развертывать такие новые типы МБР, с тем исключением, что каждая из Сторон может проводить летные испытания и развертывание одного нового типа легких МБР. 10. Каждая из Сторон обязуется не проводить летные испытания и не развертывать МБР типа, прошедшего летные испытания на 1 мая 1979 года, с количеством боеголовок, превышающим максимальное количество боевоголок, с которым любая МБР этого типа прошла летные испытания на указанную дату. 11. Каждая из Сторон обязуется не проводить летные испытания и не развертывать МБР одного нового типа, разрешаемого в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи, с количеством боеголовок, превышающим максимальное количество боеголовок, с которым любая МБР у любой из Сторон прошла летные испытания на 1 мая 1979 года, то есть десять единиц. 12. Каждая из Сторон обязуется не проводить летные испытания и не развертывать БРПЛ с количеством боеголовок, превышающим максимальное количество боеголвок, с которым любая БРПЛ у любой из Сторон прошла летные испытания на 1 мая 1979 года, то есть четырнадцать единиц. 13. Каждая из Сторон обязуется не проводить летные испытания и не развертывать БРВЗ с количеством боеголовок, превышающим максимальное количество боеголовок, с которым любая МБР у любой из Сторон прошла летные испытания на 1 мая 1979 года, то есть десять единиц. 14. Каждая из Сторон обязуется не развертывать в любой данный момент на ьяжелых бомбардировщиках, оснащенных для крылатых ракет с дальностью свыше 600 километров, такие крылатые ракеты в количестве, превышающем произведение 28 на количество таких тяжелых бомбардировщиков. Статья 5 1. В пределах суммарных количеств, предусмотренных в пунктах I и 2 статьи Ш, каждая из Сторон обязуется ограничить пусковые установки МБР и БРПЛ, оснащенных РГЧ индивидуального наведения, БРВЗ, оснащенные РГЧ индивидуального наведения, а также тяжелые бомбардировщики, оснащенные для крылатых ракет с дальностью свыше 600 километров, суммарным количеством, не превышающим 1320 единиц. 2. В пределах суммарного количества, предусмотренного в пункте I настоящей статьи, каждая из Сторон обязуется ограничить пусковые установки ММБР и БРПЛ, оснащенных РГЧ индивидуального наведения, а также БРВЗ, оснащенные РГЧ индивидуального наведения, суммарным количеством,не превышающим 1200 единиц. 3. В пределах суммарного количества, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, каждая из Сторон обязуется ограничить пусковые установки МБР, оснащенных РГЧ индивидуального наведения, суммарным количеством, не превышающим 820 единиц. 4. Для каждого бомбардировщика типа, оснащенного для БРВЗ, оснащенных РГЧ индивидуального наведения, в суммарнып количества, предусмотренные в пунктах I и 2 настоящей статьи, засчитывается максимальное количество БРВЗ, для которого любой бомбардировщик этого типа оснащен для одного боевого вылета. 5. В пределах суммарных количеств, предусмотренных в пунктах I, 2 и 3 настоящей статьи, и с соблюдением положений настоящего Договора каждая из Сторон имеет право определять состав этих суммарных количеств. Статья 6 1. Предусмотренные настоящим Договором ограничения распространяются на вооружения: а) нахоядщиеся в боевом составе; b) находящиеся в завершающей стадии строительства; c) находящиеся в резерве, на складском хранении либо законсервированные; d) находящиеся в стадии капитального или текущего ремонта, модернизации или перероборудования. 2. Вооружениями, находящимися в завершающей стадии строительства, являются: а) пусковые установки БРПЛ на подводных лодках, начавших мореходные испытания; b) БРВЗ - после того, как бомбардировщик типа, оснащенного для таких ракет, выводится из цеха, предприятия или иного места,где произведена его кончательная сборка или переоборудование с целью оснащения для таких ракет; с) другие стратегические наступательные вооружения, окончательная сборка которых производится в цехе, предприятии или ином месте,- после того, как они выводятся из цеха, предприятия или иного места, где произведена их окончательная сборка. 3) Пусковые установки МБР и БРПЛ типа, не подпадающего под ограничение, предусмотренное в статье Y, которые переоборудуются в пусковые установки типа, подпадающего под это ограничение, начинают подпадать под это ограничение в следующем порядке: а) стационарные пусковые установки МБР - когда работы по их переоборудованию достигают стадии, впервые определенно указывающей на такое их переоборудование; b) пусковые установки БРПЛ на подводной лодке- когда эта подводная лодка впервые выходит в море после того, как произведено их переоборудование. 4. БРВЗ на бомбардировщике, который переоборудуется из бомбардировщика типа, оснащенного для БРВЗ, не подпадающих под предусмотренное в статье Y ограничение, в бомбардировщик типа,оснащенного для БРВЗ, подпадающих под это ограничение, начинают подпадать под это ограничение, когда бомбардировщик выводится из цеха, предприятия или иного места, где произведено такое переоборудование. 5. Тяжелый бомбардировщик типа, не подпадающего под ограничение, предусмотренное в пункте I статьи Y, начинает подпадать под это ограничение, когда он выводится из цеха, предприятия или иного места, где он был переоборудован в тяжелый бомбардировщик типа, оснащенного для крылатых ракет с дальностью свыше 600 километров. Бомбардировщик типа, не подпадающего под ограничение, предусмотренное в пунктах I или 2 статьи Ш, начинает подпадать под это ограничение и под ограничение, предусмотренное в пункте I статьи Y, когда он выводится из цеха, предприятия или иного места, где он был переоборудован в бомбардировщик типа, оснащенного для крылатых ракет с дальностью свыше 600 километров. 6. Вооружения, на которые распространяются предусмотренные настоящим Договором ограничения, продолжают подпадать под эти ограничения, пока они не будут демонтированы, уничтожены или иным образом окажутся более не подпадающими под эти ограничения в соответствии с процедурами, подлежащими согласованию. 7. В соответствии с положениями статьи XYП Стороны согласуют в Постоянной консультативной комиссии процедуры осуществления положений настоящей статьи. Статья 7 1. Ограничения, предусмотренные в статье Ш, не относятся к предназначенным для испытаний и обучения пусковым установкам МБР и БРПЛ, а также к пусковым установкам космических летательных аппаратов для исследования и использования космического пространства. Предназначенными для испытаний и обучения пусковыми установками МБР и БРПЛ являются пусковые установки МБР и БРПЛ, используемые только для испытаний или обучения. 2. Стороны соглашаются, что: а) не будет значительного увеличения количества предназначенных для испытаний и обучения пусковых установок МБР или БРПЛ, а также количества таких пусковых установок тяжелых МБР; b) строительство или переоборудование пусковых установок МБР на испытательных полигонах будет осуществляться только в целях испытаний и обучения; c) не будет переоборудования предназначенных для испытаний и обучения пусковых установок МБР, а также пусковых установок космических летательных аппаратов в пусковые установки МБР, подпадающие под ограничения, предусмотренные в статье Ш. Статья 8 1. Каждая из Сторон обязуется не проводить летные испытания крылатых ракет с дальностью свыше 600 километров или БРВЗ с летательных аппаратов, не являющихся бомбардировщиками, и не переоборудовать такие летательные аппараты в летательные аппараты, оснащенные для таких ракет. 2. Каждая из Сторон обязуется не переоборудовать летательные аппараты, не являющиеся бомбардировщиками, в летательные аппараты ,которые могут выполнять задачи тяжелого бомбардировщика,как указано в подпунке "b" пункта 3 статьи П. Статья 9 1. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать: а) баллистические ракеты с дальностью свыше 600 километров для установки на плавучих средствах, не являющихся подводными лодками, а также пусковые установки таких ракет; b) стационарные пусковые установки баллистических или крылатых ракет для размещения на дне океанов, морей или внутренних водоемов или в его недрах, либо подвижные пусковые установки таких ракет, перемещающиеся лишь в соприкосновении с дном океанов, морей или внутренних вод и внутренних водоемов, а также ракеты для таких пусковых установок; с) средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения, включая частично орбитальные ракеты; d) мобильные пусковые установки тяжелых МБР; е) БРПЛ, имеющие стартовый вес больший либо забрасываемый вес больший, чем у наибольшей, соответственно по стартовому либо по забрасываемому весу, из легких МБР, развернутых любой из Сторон на дату подписания настоящего Договора, а также пусковые установки таких БРПЛ; f) БРВЗ, имеющие стартовый вес больший либо забрасываемый вес больший, чем у наибольшей, соответственно по стартовому либо по заюрасываемому весу, из легких МБР, развернутых любой из Сторон на дату подписания настоящего Договора. 2. Каждая из Сторон обязуется не проводить с летательных аппаратов летные испытания крылатых ракет с дальностью свыше 600 километров, оснащенных разделяющимися головынми частями с боеголовками индивидуального наведения, и не развертывать на летательных аппаратах такие крылатые ракеты. Статья 10 С соблюдением положений настоящего Договора могут производиться модернизация и замена стратегических наступательных вооружений. Статья 11 1. Статегические наступательные вооружения, которые были бы сверх суммарных количеств, предусмотренных настоящим Договором, а также стратегические наступательные вооружения, запрещенные настоящим Договором, должны быть демонтированы или уничтожены в соответствии с процедурами, подлежащими согласованию в Постоянно консультативной комиссии. 2. Демонтаж или уничтожение стратегических наступательных вооружений, которые были бы сверх суммарного количества, предусмотренного в пункте I статьи Ш, должны начаться в день вступления в силу настоящего Договора и должны быть завершены в следующие сроки, начиная с упомянутой даты: четыре месяца для пусковых установок МБР; шесть месяцев для пусковых установок БРПЛ; три месяца для тяжелых бомбардировщиков. 3. Демонтаж или уничтожение стратегических наступательных вооружений, которые были бы сверх суммарного количества, предусмотренного в пункте 2 статьи Ш, должны быть начаты не позднее 1 января 1981 года, должны осуществляться на протяжении последующего двенадцатимесяцного периода и должны быть завершены на позднее 31 декабря 1981 года. 4. Демонтаж или уничтожение стратегических наступательных вооружений, запрещенных настоящим Договором, должны быть завершены в течение возможно более короткого согласованного периода времени, но не позднее чем через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Договора. Статья 12 В целях обеспечения жизнеспособности и эффективности настоящего Договора каждая из Сторон обязуется не обходить положений настоящего Договора через любое другое государство или государства или каким-либо другим образом. Статья 13 Каждая из Сторон обязуется не принимать никаких международных обязательства, которые противоречили бы настоящему Договору. Статья 14 Стороны обязуются начать незамедлительно после вступления в силу настоящего Договора активные переговоры с целью достижения так скоро,как это возможно, договоренности о дальнейших мерах по ограничению и сокращению стратегических вооружений. Стороны ставят себе также задачу заблаговременно до 1985 года заключить соглашение об ограничении стратеческих наступательных вооружений, которое заменит настоящий Договор по истечении срока его действия. Статья 15 1. В целях обеспечения уверенности в соблюдении положений настоящего Договора каждая из Сторон использует имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права. 2. Каждая из Сторон обязуется не чинить помех национальным техническим средствам контроля другой Стороны, выполняющим свои функции в соответствии с пунктом I настоящей статьи. 3. Каждая из Сторон обязуется не применять преднамеренные меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля национальными техническими средствами за соблюдением положений настоящего Догвора. Это обязательство не требует внесения изменений в существующий порядок строительных,монтажных и ремонтных работ и работ по переоборудованию. Статья 16 1. Каждая из Сторон обязуется до проведения каждого запланированного пуска МБР заблаговременно уведомлять другую Сторону в каждом отдельном случае о том, что будет проведен такой пуск, за исключением одиночных пусков МБР с испытательных полигонов или из районов развертывания пусковых установок МБР, которые планируется провести в пределах ее национальной территории. 2. Стороны согласуют в Постоянной консультативной комиссии процедуры осуществления положений настоящей статьи. Статья 17 1. Для содействия осуществлению целей и положений настоящего Договора Стороны будут использовать Постоянную консультативную комиссию, созданную в соответствии с Меморандумом о договоренности между Правительством Союза Совестких Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно создания Постоянной консультативной комиссии от 21 декабря 1972 года. 2. В рамках Постоянной консультативной комиссии в отношении настоящего Договора Стороны будут: а) рассматривать вопросы, касающиеся выполнения принятых обязательств, а также связанные с этим ситуации, которые могут считаться неясными; b) предоставлять на добровольной основе информацию, которую каждая из Сторон считает необходимой для обеспечения уверенности в выполнении принятых обязательств; c) рассматривать вопросы, связанные с непреднамеренными помехами национальным техническим средствам контроля, а также вопросы, связанные с непреднамеренным затруднением осуществления контроля национальными техническими средствами за соблюдением положений настоящего Договора; d) рассматривать возможные изменения в стратегической ситуации, затрагивающие положения настоящего Договора; е) согласовывать процедуры замены, переоборудования и демонтажа или уничтожения стратегических наступательных вооружений в случаях, предусмотренных положениями настоящего Договора, и процедуры исключения таких вооружений из суммарных количеств, когда они иным образом окажутся более не подпадающими под ограничения, предусмотренные настоящим Договором, а также на регулярных сессиях Постоянной консультативной комиссии уведомлять друг друга в соответствии с вышеупомиянутыми процедурами, не реже чем два раза в год, о завершенных и находящихся в стадии осуществления мероприятиях; f) рассматривать по мере необходимости возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности настоящего Договора, в том числе о внесении в него поправок в соответствии с положениями настоящего Договора; g) рассматривать по мере необходимости предложения о дальнейших мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений. 3. В Постоянной консультативной комиссии Стороны будут обновлять, по категориям, согласованные исходные данные о количествах стратегических наступательных вооружений, установленные в Меморандуме о договоренности между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об установлении исходных данных о количествах стратегических наступательных вооружений от 18 июня 1979 года. Статья 18 Каждая из Сторон может предлагать поправки к настоящему Договору. Согласованные поправки вступают в силу в соответствии с процедурами, регулирующими вступление в силу настоящего Договора. Статья 19 1. Настоящий Договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон. Настоящий Договор вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами и будет оставаться в силе по 31 декабря 1985 года, если он не будет замене ранее этого срока соглашением о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений. 2. Настоящий Договор будет зарегистрирован в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций. 3. Каждая из Сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Она уведомляет другую Сторону о принятом ею решении за шесть месяцев до выхода из Договора. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая Сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы. Совершено в Вене 18 июня 1979 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. ЗА СОЮЗ СОВЕТСКИХ ЗА СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК АМЕРИКИ Л.Брежнев Д.Картер ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦК КПСС ПРЕЗИДЕНТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ СОВЕТА СССР АМЕРИКИ