Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Сокращения наступательных вооружений: уроки войны в Югославии


20 июля 1999 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


До марта 1999 года вопросы войны и мира определялись в основном международным правом, основанном на Уставе ООН. В соответствии с этим правом любые боевые действия против государства - члена ООН должны проводиться только с санкции Совета Безопасности ООН и только силами ООН. В марте 1999 года этот принцип был нарушен, и боевые действия против Югославии начались по решению 19 стран - членов НАТО, в то время как в ООН входит более 160 государств. Возобладал принцип целесообразности в обход законности. В таких условиях принцип взаимного доверия между Россией и США оказался под угрозой, и в Российской Федерации были сделаны даже заявления о том, что в полетные задания российских стратегических ракет будут вновь внесены объекты на территории стран НАТО, проводящих агрессию против Югославии. В дальнейшем эти данные не подтвердились, но сам факт такой реакции говорит о том, что нарушение принципов международного права не ведет к усилению мер доверия между нашими странами.

Кроме того, прежние опасения России о том, что расширение НАТО ведет к дальнейшему росту напряженности в Европе, подтвердились, и постепенного перерастания НАТО из военно-политической организации в чисто политическую, как об этом все время говорили на Западе, не происходит.

Более того, для России представляет опасность тот факт, что Запад наметил принятие во вторую очередь прибалтийских стран, быших республик СССР, не отказываясь при этом документально от размещения ядерного оружия в странах - новых членах НАТО. А это может привести к тому, что тактическое ядерное оружие НАТО станет для России стратегическим, поскольку оно будет достигать обе столицы - и Москву, и Санкт-Петербург.

Все эти факты говорят о том, что в ближайшее время важно хотя бы возвратиться к тому уровню доверия между Россией и США, которые существовали до Балканского кризиса. Для этого необходимо четкое подтверждение со стороны НАТО того, что эта организация будет действовать в рамках международного права, а не в соответствии со своей последней стратегической концепцией, о которой было заявлено на праздновании 50-летия НАТО.

Война в Югославии показала, что высокоточные средства в обычном оснащении приближаются по своим качествам к ядерному оружию. Так, если по критерию Р. Макнамары для нанесения нприемлемого ущерба требовалось поразить 60-70% военно-экономического потенциала (ВЭП) государства, то за два месяца боевых действий в Сербии было уничтожено около 50% ВЭП.

Потери гражданского населения при применении высокоточных средств поражения могут быть сведены к минимуму, однако экологические последствия поражения промышленных объектов высокоточными средствами в неядерном оснащении могут привести к эффекту, близкому к ядерному. Если при этом будут поражаться такие объекты, как АЭС, химические и нефтеперерабатывающие предприятия, нефтехранилища и другие объекты, то это может привести к необратимым экологическим последствиям.

Так, во время войны в Югославии поражение нефтехранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий, химических и металлургических заводов привело к необратимым экологическим изменениям такой стратегической артерии Европы, как Дунай. Причем отрицательные последствия этого воздействия затронули не только Сербию, но и страны, поддерживавшие НАТО в их войне против Югославии, - Румынию, Болгарию, Венгрию. Отрицательные аспекты возникшей экологической проблемы коснулись также Австрии, Словакии и Украины. Не следует забывать и о том, что в результате ошибок, допущенных странами НАТО при планировании ударов, несколько крылатых ракет поразили территорию Болгарии, причем всего в нескольких километрах от Козлодуйской АЭС. Можно только предположить , что было бы с Европой, если бы АЭС была поражена. Тогда последствия этого поражения соответствовали бы воздействию нескольких ядерных зарядов средней мощности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что массированное применение современных средств поражения в обычном оснащении может привести к последствиям, которые мало чем отличаются от воздействия ядерного оружия.

Большие опасения в России вызвал тот факт, что в боевых действиях в Югославии приняла активное участие стратегическая авиация США, в том числе и тяжелые бомбардировщики (ТБ), способные нести ядерное оружие: В-52, В-1В и В-2. Аналогичным образом, в учениях "Запад-99", которые состоялись в июне 1999 года, с российской стороны также приняли участие ТБ Ту-95МС и Ту-160, и этот факт вызвал неоднозначную реакцию со стороны стран НАТО, так как они барражировали над Атлантикой. Эти факты сами по себе представляют опасность в том смысле, что стратегические средства доставки ядерного оружия принимают участие в боевых действиях на территории Европы, с одной стороны, и барражируют в районе, из которого возможно поражение территории большинства стран НАТО авиационными крылатыми ракетами, с другой стороны. В обоих случаях возникают опасения, что в экстремальных условиях (а именно такими условиями являются боевые действия на территории Европы) любая из сторон может пойти на нарушение договоренности о снижении боеготовности авиационных СЯС, определяющей, что крылатые ракеты с ядерным оснащением не должны находиться в местах базирования ТБ. Для переоснащения ТБ ядерными средствами поражения времени у обеих сторон было вполне достаточно. В результате возможно принятие решений, не адекватных сложившейся международной обстановке.

Поэтому было бы целесообразно достигнуть договоренности между Россией и США о неприменении ТБ, способных нести ядерные средства поражения, при ведении боевых действий обычными средствами поражения. Возможна и альтернативное решение проблемы - вообще отказаться от применения стратегической авиации в ядерной войне, уничтожив при этом все авиационные крылатые ракеты с ядерным оснащением и ядерные бомбы.


П.Б. Ромашкин
аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999. Все права защищены.