Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Высокоточные ракеты заменяют ядерные

Пентагон планирует нарастить потенциал для проведения неядерных стратегических операций

Анатолий Дьяков, Евгений Мясников

Представляемая статья опубликована в еженедельнике Независимое военное обозрение, (N 4, 4-10 февраля 2000 г.) в сокращенном варианте. Ниже помещен авторский вариант.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


В событиях, происходящих в течение нескольких последних лет, отчетливо прослеживается закономерность в стратегии США по отношению к существующей системе договоров по контролю над вооружениями. Характерной чертой этой стратегии является постепенное размывание договорно-правового режима, созданного в период холодной войны, поскольку он не соответствует современным представлениям США о новых геополитических реалиях. Наглядными примерами проявления этой стратегии являются отказ США от переговоров по СНВ-3, широкомасштабное наступление на договор по ПРО, военная операция НАТО в Югославии весной 1999 г. в обход решения Совета Безопасности ООН и провал ратификации Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Более того, в последнее время все чаще в американских средствах массовой информации раздаются призывы пересмотреть всю систему договоров об СНВ, и существуют веские основания предполагать, что в ближайшем будущем США начнут оказывать давление на Россию с целью внести изменения в действующий Договор СНВ-1 либо настаивать на такой трактовке его положений, которая будет более удобна для осуществления планов по модернизации стратегических сил.

К такому выводу подталкивает анализ доступной информации о планах переоборудования американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) в носители крылатых ракет морского базирования (КРМБ) большой дальности и платформы для доставки сил специального назначения.

Как известно, в США построено 18 лодок типа "Огайо", причем последняя была введена в строй в сентябре 1997 г. Каждая ПЛАРБ имеет 24 пусковые установки (ПУ) для размещения баллистических ракет (БРПЛ) типа "Трайдент". Первые 8 лодок типа "Огайо" оснащены ракетами "Трайдент I" (C-4) с дальностью более 8000 км, а последующие 10 - ракетами "Трайдент II" (D-5) c дальностью до 11000 км. Cогласно договору СНВ-1 на БРПЛ "Трайдент II" может размещаться не более 8 разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН), однако ракета была испытана с 10 боезарядами, и по мнению российских специалистов, способна нести до 14 РГЧ ИН.

ПЛАРБ типа Огайо ПЛАРБ типа "Огайо"

В связи с тем, что закупка БРПЛ "Трайдент I" была прекращена в 1984 г., и сроки службы этих ракет истекают к 2005 г, существуют планы перевооружения четырех лодок типа "Огайо" (с пятой по восьмую) ракетами "Трайдент II". Перевооружение ПЛАРБ SSBN-732 "Аляска" и SSBN-733 "Невада" планируется на 2000-2001 гг., а еще две лодки намечено модернизировать в 2004-2005 гг.

В отношении же первых четырех лодок данной серии планы пока еще не определены, и принятие окончательного решения о судьбе этих лодок зависит от ряда факторов. Главными из них являются ядерная политика США, стоимость поддержания ядерных сил, сокращение стратегических вооружений и развертывание неядерной системы сдерживания на основе высокоточного оружия.

Документом, определяющим основные положения ядерной политики США, "Nuclear Posture Review" (NPR), установлено, что для обеспечения национальной безопасности достаточно 14 ПЛАРБ. В случае вступления Договора СНВ-2 в силу БРПЛ должны быть разгружены таким образом, чтобы на них в совокупности было развернуто до 1750 боезарядов. Этим документом устанавливается, что США не должны предпринимать односторонних шагов по сокращению своего ядерного арсенала ниже уровня, обозначенного Договором СНВ-2. Согласно NPR, США должны сохранять способность практически удвоить количество развернутых боезарядов в сжатые сроки, если процесс взаимных сокращений СНВ будет сорван или если к власти в России придет правительство, "враждебное" США.

Однако, в 1997 г. Конгресс США принял закон, обязывающий администрацию поддерживать стратегические ядерные вооружения США на уровне договора СНВ-1 до тех пор, пока Россия не ратифицирует Договор СНВ-2. Этот закон пока формально не позволяет осуществить планы по снижению количества ПЛАРБ. Между тем сроки эксплуатации четырех ПЛАРБ (SSBN-726 "Огайо" и SSBN-727 "Мичиган", SSBN-728 "Флорида" и SSBN-729 "Джорджия") истекают в 2002-2003 гг. С другой стороны, продление срока службы этих четырех лодок с целью поддержания уровня СНВ-1 неизбежно приведет к увеличению затрат на оборону. Кроме переоснащения ракетами "Трайдент II", потребуется также средний ремонт лодок и перезарядка их реакторов. По оценкам бюджетного управления Конгресса (Congressional Budget Office) общие дополнительные затраты связанные с модернизацией этих четырех ПЛАРБ и увеличением сроков их эксплуатации составят с 1999 по 2008 гг. около 7 млрд долларов.

Величина предполагаемых затрат послужила стимулом к тому, чтобы военно-морские силы (ВМС) США начали изучать вопрос о возможности односторонних сокращений стратегических вооружений морского базирования. В частности, 7 января 1999 г. начальник штаба ВМС США адмирал Дж. Джонсон заявил на слушаниях в комитете по вооружениям Сената, что военно-морские силы хотели бы иметь 14 ПЛАРБ, так как, по их мнению, этот уровень является достаточным, а освободившиеся ресурсы - использовать для решения других задач. К такому шагу несомненно подтолкнуло и сложившееся среди американских аналитиков мнение о неспособности России поддерживать свои стратегические силы даже на уровне СНВ-2.

Однако, кроме экономии бюджетных денег, есть и другие мотивы, обуславливающие интерес США к сокращению ПЛАРБ типа "Огайо". Одним из наиболее сильных, по-видимому, является стремление США к созданию альтернативной неядерной системы сдерживания на основе использования высокоточного оружия в качестве приоритетной меры силового давления на потенциальных противников. Важное место в решении этой задачи отводится крылатым ракетам морского базирования типа "Томагавк".

КРМБ Томагавк КРМБ "Томагавк"

К настоящему времени США имеют около 90 надводных кораблей и более 50 ПЛА, способных нести КРМБ большой дальности типа "Томагавк". Перспективные КРМБ этого типа даже в неядерном оснащении будут способны перенацеливаться в полете и поражать цели на расстоянии до 2700 км. Размещение КРМБ на ПЛАРБ типа "Огайо" могло бы cущественно усилить эту группировку, поскольку одна такая лодка, вооруженная 154 КРМБ, будет способна заменять до 8 многоцелевых ПЛА или до 3-4 эсминцев типа "Спрюенс". Следует также отметить, что, в отличие от надводных кораблей, подводные лодки могут атаковать цели совершенно внезапно для противника. К тому же, они могут действовать в одиночку и не требуют сопровождения кораблей ПВО, как в случае надводных кораблей - носителей КРМБ.

К идее переоборудования ПЛАРБ проявили интерес и силы специального назначения США (Special Operations Command - SOCOM). Как известно, одна из двух бывших ПЛАРБ (SSN-645 "Джеймс К. Полк"), использовавшихся SOCOM, выведена из боевого состава в 1999 г., а вторую (SSN-642 "Камехамеха") - планируется вывести в октябре 2001 г. в связи с истечением срока эксплуатации. Таким образом, появление новых носителей для проведения диверсионных операций позволило бы существенно усилить возможности сил специального назначения. Существующие проекты предполагают переоборудование от 2 до 6 из 24 ПУ подводных лодок в камеры, приспособленные для размещения мини-подводных лодок типа ASDS (Advanced Swimmer Delivery System), спасательных плотов и оборудования для сил спецназначения. Переоборудованная лодка могла бы также иметь на борту группу спецназа численностью в 66 человек на постоянной основе, причем возможно временное оборудование дополнительными койками в каютах для размещения группы до 102 человек.

Таким образом, предполагается что переоборудованные подводные лодки типа "Огайо", обладающие возможностями длительного и скрытного патрулирования под водой, вооруженные обычным высокоточным оружием и способные нести мини-подводные лодки, смогут сочетать нанесение точечных ударов до 2000-3000 км вглубь территории противника с действиями сил специального назначения. Использование четырех таких лодок дало бы возможность США контролировать кризисные районы на постоянной основе, причем две лодки могли бы находиться там в каждый момент времени. Переоборудованные лодки могли бы служить до 2023-2026 гг.

Идея переоборудования ПЛАРБ типа "Огайо" в носители КРМБ обсуждается в военных и промышленных кругах США уже в течение четырех лет. В декабре 1997 г. комиссия, созданная Конгрессом, - национальный совет обороны (National Defense Panel) - выработала заключение о целесообразности "переоборудования одной или более из четырех ПЛАРБ, которые будут выведены из состава стратегических сил, для выполнения других задач". При принятии закона о финансировании министерства обороны на 1999 финансовый год Конгресс США обязал министерство обороны провести изучение вопроса о конверсии лодок и представить соответствующие доклады в оборонные комитеты Конгресса к 1 марта 1999 г. Изучение вопроса было поручено ВМС.

В середине апреля 1999 г. в еженедельном военном обозрении “Jane’s Defense Weekly” появилось сообщение о том, что ВМС США подготовили доклад по переоборудованию ПЛАРБ и пришли к выводу, что осуществление этого проекта значительно повысит возможности ВМС. Оснащенные КРМБ атомные подводные лодки могли бы играть решающую роль в подавлении ПВО противника. Скрытно выдвинутые близко к побережью противника и готовые осуществить пуск 154 КР в течение шести минут, подобные носители могли бы атаковать широкий диапазон стационарных и мобильных целей. Доклад ВМС США был представлен помощником министра ВМС США по перспективным разработкам Ли Бучананом (Lee Buchanan) заместителю министра обороны США по закупкам Джеку Ганслеру (Jacques Gansler). К началу лета 1999 г. в Конгресс США был направлен доклад Пентагона с сопроводительным письмом зам. министра обороны Джека Ганслера.

Вполне вероятно, что основные дебаты о целесообразности переоборудования ПЛАРБ развернутся в первой половине 2000 г., когда будет формироваться оборонный бюджет на последующие годы, поскольку именно в этот период США должны принять решение о дальнейшей судьбе четырех ПЛАРБ типа "Огайо". И существуют свидетельства об основательной подготовке к принятию такого решения. Согласно сообщениям американской прессы, в декабре 1999 г. президенту США было направлено письмо, подписанное 22 членами палаты представителей Конгресса, в котором подчеркивается целесообразность переоборудования ПЛАРБ, если администрация примет решение о сокращении состава морских стратегических сил. А как стало известно в начале января 2000 г., главным финансовым инспектором Пентагона был подписан план бюджета Министерства обороны (program budget decision - PBD) No. 744C, который предусматривает появление новой строки в бюджете ВМС США - "затраты на перезарядку реакторов ПЛА типа "Лос Анджелес" с целью продления сроков их эксплуатации и на переоборудование ПЛАРБ в носители КРМБ", и выделение суммы в 1,1 млрд. долларов по новой бюджетной строке в течение 2002-2005 гг. По мнению информированных источников в Пентагоне, указанная сумма достаточна либо для перезарядки реакторов 4 ПЛА типа "Лос Анджелес", либо для переоборудования двух ПЛАРБ. Решение о предназначении этих средств в пользу первого или второго варианта, по-видимому, будет принято окончательно к лету 2000 г, когда будет обсуждаться план бюджета на 2002 г. (Program of Memorandum 2002). Тем не менее, план бюджета PBD No 744C также предусматривает выделение 35 млн. долларов в 2001 г. исключительно на НИОКР по переоборудованию ПЛАРБ в носители КРМБ.

Решение о переоборудовании ПЛАРБ представляется экономически привлекательным, несмотря на то, что существует тенденция роста стоимости проекта по мере проработки вопроса. Согласно оценкам экспертов, стоимость переоборудования лодок под носители КРМБ 2,13 млрд. долларов, причем кроме этого потребуется 440 млн. долларов для перезарядки реакторов, и 3,3 млрд. долларов - для эксплуатации переоборудованных атомных подводных лодок в течение 22 лет.

Следует отметить, что в США существуют и противники планов по переоборудованию ПЛАРБ в носители КРМБ, поскольку такое решение потребует либо увеличения доли ВМС в оборонном бюджете, либо сокращения ассигнований на другие программы ВМС США. В частности, представители ВВС США, считают что, аналогичные задачи могут выполнять КРВБ в неядерном оснащении, доставляемые стратегическими бомбардировщиками типа B-52H.

В рядах надводного флота также существует оппозиция данному проекту. Являясь более экономичным, план по переоборудованию ПЛАРБ составляет конкуренцию дорогостоящей программе строительства перспективных кораблей типа DD-21, называемых "эсминцами для атаки наземных целей". Корабли этого типа способны нести до 80-120 пусковых установок КРМБ "Томагавк". Однако, в этих ПУ размещается также оружие ПВО и ПЛО, так что обычно для оснащения КРМБ используется не более 30% от общего количества развернутых ПУ. Средняя стоимость закупки эсминцев типа DD-21 составит около 800 млн. долларов, а всего предполагается построить 32 единицы.

К планам по переоборудованию ПЛАРБ существует неоднозначное отношение и в рядах подводников ВМС США. Необходимо отметить желание подводных сил американских ВМС добиться увеличения бюджетного финансирования и в конкурирующих программах - строительство новых ПЛА типа "Вирджиния" и увеличение сроков эксплуатации ПЛА типа "Лос Анджелес". По-видимому, именно продолжающейся внутренней конкурентной борьбой представителей различных программ в подводных силах ВМС США и объясняется отсутствие четкого распределения средств по новой статье в плане бюджета Пентагона PBD No. 744C.

Следует отметить, что в выводах официальных ведомств США о целесообразности переоборудования ПЛАРБ в носители КРМБ постоянно подчеркиваются существенные препятствия, налагаемые Договорами СНВ-1 и СНВ-2. В частности, отмечается, что переоборудованные лодки будут продолжать засчитываться по этим договорам, если переовооружение будет произведено с минимальными затратами - без вырезки ПУ БРПЛ или ракетных отсеков ПЛАРБ, как того требуют зафиксированные в Договорах процедуры по ликвидации ПУ БРПЛ. Таким образом, за США будет дополнительно засчитываться по меньшей мере 384 боезаряда на подводных лодках (по правилам СНВ-2), хотя фактически они не будут развернуты. Переоборудование ПЛАРБ в носители КРМБ, при котором в соответствии с выработанными в СНВ-1 процедурами по ликвидации будет осуществляться вырезка ПУ БРПЛ или замена ракетных отсеков, потребует дополнительных расходов по меньшей мере в 2 млрд. долларов, и таким образом практически удвоит предполагаемые затраты. Тем не менее, даже при эксплуатации этих лодок с вырезанными ПУ БРПЛ Россия будет вправе инспектировать шахты переоборудованных подводных лодок для подтверждения того, что там не находятся БРПЛ, подпадающие под механизм контроля договорных обязательств.

Специалисты в США также понимают, что реализация плана по переоборудованию ПЛАРБ может потребовать внесения изменений в Договор СНВ-1 и ратификации этих изменений как Сенатом США, так и правоприемниками СССР – Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. В частности, договор СНВ-1 содержит положения, которые дают США право использовать только две ПЛАРБ типа "Бенджамин Франклин" для специальных целей. Однако эти лодки не должны обладать способностью пуска БРПЛ.

Кроме этого, согласно положениям Договора СНВ-1, переоборудованные лодки не могут размещаться в базах ПЛАРБ Бангор и Кингс Бей. Следовательно, для таких лодок может потребоваться создание специальной инфраструктуры по их содержанию и обслуживанию, что приведет к значительному увеличению финансовых затрат.

Угроза с северного направления
Угроза с восточного направления Дальность перспективных КРМБ США будет достаточна для того чтобы поражать развернутые МБР практически на всей территории РФ

Как и в случае с Договором по ПРО, Вашингтон, похоже, вновь готовится к пересмотру действующих договоренностей. Следует ли России относиться спокойно к планам США по переоборудованию ПЛАРБ? Ни в коем случае. И дело вовсе не в "супердержавных" амбициях России, которые направлены на отстаивание позиций, унаследованных от СССР. Дело в том, что КРМБ большой дальности до сих пор не являются предметом переговоров по СНВ, на чем настаивает российская сторона. Хотя ядерные боезаряды сняты с КРМБ и находятся в хранилищах, тем не менее, они могут быть достаточно быстро развернуты вновь, если будут приняты соответствующие решения. А о том что, КРМБ большой дальности могут быть использованы в качестве оружия первого удара свидетельствуют перечисленные ниже факты:

Таким образом, Россия должна очень внимательно отнестись к планам США по переоборудованию ПЛАРБ и основательно подготовиться к возможной дипломатической атаке Вашингтона.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Полезные ссылки:

Поиск на СНВ-сайте

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2000 г.