Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно

Горячая линия: Катастрофа ПЛАРК "Курск"

Умирающая подлодка

Как пригодился бы нам в трудную минуту этот уникальный корабль

Андрей Гавриленко,
Красная Звезда, 19 декабря 1995 г.

Катастрофа самолета Ту154, произошедшая на Дальнем Востоке, высветила проблемы не только авиаторов, но и, что тоже немаловажно, российского подводного флота. Ибо еще до недавнего времени у нас на вооружении была субмарина, уникальная «боеспособность» которой могла пригодиться и сегодня. Об этом корабле, строительство которого началось еще в 1974 году, средства массовой информации за крайне редким исключением до сих пор хранят гробовое молчание. Хотя именно эта подводная лодка сыграла главную роль в поднятии «черного ящика» и магнитных кассет с «Боинга-747», сбитого в сентябре 1983 года советскими истребителями.

Впрочем, в истории «Комсомольца Узбекистана» (именно так называется эта субмарина) было достаточно много и других заслуживающих внимания читателя событий. Так, в марте 1978 года лодка участвовала в поиске и подъеме вертолета, упавшего при взлете с борта крейсера «Адмирал Сенявин». В том же году «Комсомолец» установил рекорд погружения, за что каждый член экипажа получил «почетную» награду - по «именной» книжице «Конституция СССР».

Октябрь 1978 года. Переход на Камчатку. Сложный, очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Подъем затонувшей баллистической ракеты.

1980 год. Южно-Китайское море. Поиск и подъем упавшего с 16-метровой высоты самолета вертикального взлета Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину.

Октябрь 1981 года. Участие в спасении экипажа подводной лодки, затонувшей чуть ли не на внешнем рейде. Юрий Клебанов, бывший командир электромеханической боевой части, вспоминал: «Дул сильный ветер. Около восьми часов вечера - тревога. Первая мысль - опять кто-то затонул. За полчаса дошли до места, поставили сигнальный буй. Минут через сорок погрузились и легли на грунт рядом с аварийной лодкой, так и лежали рядом трое суток. А все потому, что парни с лодки оказались, мягко говоря, мало подготовленными подводниками. Не знаю, кто уж из них все-таки додумался разблокировать переднюю крышку торпедного аппарата, но только после этого мы смогли им помочь...»

А в декабре 1981 года и на самом «Комсомольце» произошла авария. Во время шторма прогорело кольцо выхлопного клапана, в отсеки пошел угарный газ. Без цвета и запаха, как известно. Из 105 человек, находившихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1-й статьи Ямалиева и матроса Ушакова не выдержали легкие...

Особенность «Комсомольца» состояла не только в том, что на его борту было самое современное поисковое и спасательное оборудование. Он еще являлся и носителем двух автономно-спасательных глубоководных снарядов. Именно эти знаменитые снаряды на протяжении многих лет и вели практически все глубоководные поисковые и спасательные работы в дальневосточных морях. Гидроакустические средства, водолазное оборудование и другое техническое оснащение позволяли «Комсомольцу» проходить там, где бессилен был любой другой корабль.

Естественно, к выполнявшему особые задания экипажу и отношение было особым. Вал почетных грамот и механических электробритв, дешевого одеколона не ослабевал. Несколько раз экипаж встречали с оркестром. Изредка, правда, вручали и настоящие награды. Например, орден Красной Звезды - старшему мичману А.Тимошенко и мичману С.Макаревичу, медаль «За отвагу» - мичману А.Астафьеву, медаль Ушакова - мичману В.Мосийчуку. Вот, пожалуй, и все.

Последнее боевое задание субмарины - подъем одного из баллонов высокого давления, потерянного атомной подлодкой при выходе из базы в марте 1989 года. По флоту гулял слух, что баллон оторвался в результате диверсии. Узнать же, что это заводской брак, без «Комсомольца Узбекистана» было бы невозможно.

Однако время меняет не только людей. В 1990 году «Комсомолец» встал в завод. Оборудование было снято и разбросано по цехам. Ушли с лодки офицеры и мичманы, прослужившие на ней более десятка лет.

А с января 1992 года и сам ремонт прекратился. И уникальный корабль теперь тихо умирает, как брошенный всеми старик. А тем временем в дальневосточных морях эффективность глубоководных работ значительно снижена. Помощь «Комсомольца» была бы нужна и сегодня.

Дискомфортно чувствуют себя и подводники флота. А вдруг им опять придется спасаться из глубины? Без «Комсомольца Узбекистана», заменить который сегодня пока нечем, это будет трудно, а в иных случаях и невозможно.

© Красная Звезда, 1995 г


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум