Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Актуальные проблемы российско-американских отношений и сокращения наступательных вооружений

Алексей Георгиевич АРБАТОВ, доктор исторических наук, зам. председателя Комитета по обороне Государственной Думы

Стенограмма лекции А.Г. Арбатова, состоявшейся 21 февраля 2002 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса "Стратегические вооружения и проблемы безопасности"

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3


Начало лекции

Макнамаре после этого не удалось удержать американскую программу противоракетной обороны, она называлась тогда "Найк-Х". Затем ее переименовали в 1967 году в систему "Сэнтинел" и в известной своей речи в сентябре в Сан-Франциско он объявил о том, что США решили начать развертывание этой системы. Давление на него было слишком большое, и, хотя он сказал, что такая система ничего хорошего ни одной стороне не даст, он был вынужден принять решение о ее развитии. Вот после этого начинается очень интересное развитие событий. Косыгин вернулся в Москву, и руководство Союза стало естественно обсуждать как быть дальше.

Когда США объявили о планах создании своей такой системы ПРО, отношение Советского Союза к данной проблеме стало быстро меняться и первый серьезный договор, который лег в основу всего здания процесса ограничения стратегических вооружений, или то, что мы называем ОСВ-1, был подписан в мае 1972 года. Он включал в себя два главных элемента. Первый - это Договор об ограничении систем ПРО, тот самый знаменитый и важнейший договор или краеугольный камень всего здания СНВ, которое теперь у нас разрушится в связи с заявлением США о выходе из этого Договора 13 декабря прошлого года. Второй - временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений. Вот эти две части и составляют весь комплекс документов, которые называются ОСВ-1, или первый шаг на пути СНВ. Все это было в условиях разрядки напряженности, всю эту историю вы, конечно, помните, американцы заканчивали войну во Вьетнаме и т.д.

Что интересно - это первое соглашение было достигнуто без малейшего обсуждения вопросов какой-то там стратегической стабильности или чего-то такого в этом роде. Как я уже сказал, только через 20 лет были формализованы эти принципы, а тогда соглашение базировалось на весьма и весьма прагматичном фундаменте. США хотели остановить форсированное наращивание баллистических ракет, которое вел в то время Советский Союз, догоняя США с опозданием, примерно на 5 лет, вслед за их рывком. США совершили мощный рывок с 1960-го по 1967-й год и Советский Союз последовал этому примеру. К моменту начала переговоров США прекратили развертывание своих баллистических ракет наземного и морского базирования, построив 41 подводную лодку, разместили 1000 ракет "Минитмен" на суше. Советский Союз их догонял, отставая по фазе на 5 лет и потом, кстати, всю историю, примерно, вот это различие по фазе так и сохранялось. Но США не знали, когда Советский Союз закончит свою программу и опасались, что он так и будет строить, строить и строить и поставит США в очень неловкое стратегическое положение, перед необходимостью возобновить строительство, чего они не хотели. Поэтому они хотели ограничить наращивание сил Советского Союза. А Советский Союз не хотел ни какого ограничения для себя, но боялся американской противоракетной обороны.

Когда к власти пришел президент Никсон, они вместе с Киссинджером переименовали систему ПРО "Сэнтинел", она стала называться "Сейфгард". Они приступили к строительству системы весьма большого масштаба. Начато было два комплекса, и были инициированы подготовительные работы еще на несколько комплексов ПРО в разных штатах США. Поэтому наши разведчики, военные ожидали весьма массированное развертывание системы и боялись, если система будет развернута, она сможет обесценить в огромной степени то строительство ракет наземного и морского базирования, который Советский Союз предпринял с огромными количественными затратами, совершенно невообразимыми, пытаясь наконец-то сравняться с США по общему количеству стратегических вооружений.

Первый шаг ликвидации американской монополии был спутник, межконтинентальная ракета, которая сделала США достигаемой для удара возмездия. Но этого было мало. Задача была поставлена достичь примерного равенства или паритета. Вложив в это огромные усилия в 1960-е годы, советское руководство испугалось, что американская противоракетная оборона будет эффективной. Военные, как всегда, давали прогнозы об очень высокой эффективности этой системы. Они опасались, что все усилия СССР окажутся напрасными и опять Советский Союз безнадежно отстанет от США, теперь уже в силу привнесения оборонительного элемента. Поэтому Советский Союз был заинтересован в ограничении американской системы ПРО. Вот на основе этих взаимных заинтересованностей и возник этот пакет. Причем в рамках договора по ПРО он тоже никакого отношения к стабильности не имел. Советский Союз тогда развертывал систему вокруг Москвы. США, в соответствии с программой "Сэфйгард", начали развертывать систему в Северной Дакоте вокруг ракетных баз "Минитмен" для защиты от возможного первого удара, чтобы средства сдерживания выжили. Стороны долго спорили, где разрешено будет иметь эту систему ПРО, потому что решили, что надо будет ограничить систему ее комплексов. Спорили, спорили и в результате пришли к наименьшему общему знаменателю или наибольшему, смотря как смотреть на этот вопрос. Договорились иметь по две системы у каждой стороны. Одну - вокруг столицы, другую - вокруг ракетной базы. Ассиметрия была решена путем повышения порога - разрешение обеим сторонам иметь две системы. Так что тот договор, который у нас сейчас приобрел какие-то библейские очертания и стал действительно как священным писанием, родился из совершенно других соображений и суть его составляли договоренности весьма прагматического характера, ничего общего не имеющие со всей этой теорией и идеей стратегической стабильности, о которой у нас сейчас не говорят только ленивые.

Я не буду детали договора ОСВ-1 описывать. Скажу только, что интересной чертой временного соглашения по наступательным вооружениям, а оно было временным соглашением рассчитанным на 5 лет, было то, что никаких потолков не было там ни по носителям, ни тем более, по боеголовкам. Просто стороны взяли на себя обязательства прекратить с такого-то числа сооружение пусковых установок, потому что ракеты считали по установкам наземного базирования и по пусковым установкам на подводных лодках. Американцев это оставило с теми же силами, которые они построили к 1967 году, они закончили тогда строительство своих ракетных сил. Советский Союз соглашение остановило на той стадии, на которой был подписан договор. Для Советского Союза это было 2360 ракет наземного и морского базирования, а точнее пусковых установок- по ним было заключено первое соглашение. Для США - 1750 установок морского и наземного базирования. Также было ограничено, в первый и последний раз, количество разрешенных стратегических ракетных подводных лодок. После этого никогда об этом уже не договаривались. Для Советского Союза было разрешено построить 62 - максимум, для США - 44.

С точки зрения ограничительного влияния на гонку вооружения это очень противоречивый комплекс документов. С одной стороны, поскольку были ограничены системы ПРО, на тридцать лет вперед был заложен очень сильно ограничивающий фактор в гонку стратегических вооружений по причинам, о которых было уже сказано. С другой стороны, в плане прямого ограничения гонки наступательных стратегических вооружений, они ограничили очень мало. Но Советский Союз они ограничивали, потому что он еще вел строительства, но не много. Судя по всему, Советский Союз не планировал строить бесконечно ракеты и подводные лодки. А гонка вооружения к тому моменту стала перемещаться в другую сферу, которую называли тогда качественной. На самом деле она была смешанной качественно-количественной. Я уже упоминал, что стали создаваться новые ракетоносители с разделяющимися головными частями индивидуального наведения - РГЧ ИН. США впервые испытали такой носитель, если мне не изменяет память в 1968 -1969 году. Советский Союз примерно, опять-таки, примерно на 5 лет позже. И уже тогда ограничения пусковых установок, и даже носителей непосредственно, как бы промахивались мимо основной магистрали гонки вооружений. Так как уже не наращивали количество носителей пусковых установок, как в 1960 годы, а развертывали носители с РГЧ ИН взамен старых. Тем самым не ставились препятствия для многократного расширения количества боеголовок, которые могли нести стратегические силы. Конечно, для стратегов и планировщиков это было подарком потому, что они получили возможность планировать самые невероятные комбинации ударов, проводить всевозможные изощренные способы нацеливания, перекрывать тысячи и тысячи целей и т.д. И, кстати говоря, если сравнить количество боеголовок у двух сторон на момент подписания договора и то, которое стало через несколько лет в результате развертывания этих новых систем, то количество боеголовок выросло в 5-6 раз. В рамках ОСВ-1 бомбардировщики никак не были охвачены, вот здесь как раз сказалось недоговоренность о том, что считать стратегическими вооружениями. СССР требовал учесть американские истребители-бомбардировщики, тактическую авиацию на передовых базах в Европе и Азии, так называемые средства передового базирования. США не соглашались это делать, поэтому не удавалось достичь соглашения об авиационной составляющей, и они были вынесены за скобки. О них было решено поговорить позднее.

Это первое соглашение, если мне позволят эту литературную вольность, можно будет назвать "темными веками" ("dark ages") ограничения сокращения стратегических вооружений. Конечно, системы контроля соглашения были сугубо национальными, никаких проверок на местах, никаких инспекций не предусматривалось. Американцы сделали попытку поймать нас на этот крючок. Они говорили, если вы так боитесь систем с разделяющимися головными частями, давайте тогда запретим их дальнейшее испытание и тем самым гарантируем, что они не будут развертываться. Не испытанные системы никто не будет развертывать в вооруженных силах. А если испытания не хотите ограничивать, то тогда давайте инспекцию на месте, как говорится с отверткой, чтобы подсчитать - одна боеголовка или несколько развернуто на ракетах. Ни то, ни другое Советский Союз не принял потому, что США к тому времени уже почти все испытали, а мы еще не начинали испытание таких же систем. А уж тем более пускать с отверткой в святая святых. Если бы СССР и согласился бы, то американцы бы на это не пошли. Они хотели разворачивать системы РГЧ, связывая с ними новую стратегическую концепцию.

Затем последовало Владивостокское соглашение 1974 года, я на нем не буду детально останавливаться, оно того не заслуживает. Единственное, что о нем можно сказать положительного, так это то, что на очень высоком уровне были впервые установлены уже потолки. Не просто остановить развертывание, а потолки на стратегические вооружения, В частности, обеим сторонам было разрешено иметь не больше 2400 носителей стратегических наступательных вооружений, включая в это же число и тяжелые бомбардировщики. Американцы уломали нас, что надо включать тяжелые бомбардировщики. Мы поняли, что пристегнуть сюда американские силы передового базирования не удастся и решили, что хорошо и так этот компонент включить, так как по нему американцы имели над СССР большое преимущество. Был впервые использован принцип матрешки - в один потолок был включен другой потолок - субпотолок или подуровень, который составлял 1320 для каждой стороны. Это ракеты, оснащенные разделяющими головными частями. Таким образом, косвенным путем эта сторона гонки вооружения была затронута. Но поскольку все шло через носители, а не прямо через боеголовки и поскольку это был очень щедрый подуровень. Он позволял США развернуть все то, что они планировали. И для нас он был весьма очень высок. Реально гонку вооружений вот по этой линии развертывания РГЧ ИН этот подуровень никак не останавливал.

Судьба Владивостокского соглашения интересна потому, что это очень своеобразный пример того, когда в условиях благоприятной политической обстановки, военно-технические события опрокидывают договор по разоружению. Что произошло в 1975 году? США приступили к испытанию крылатых ракет большой дальности с ядерным боезарядом трех видов - наземного базирования, морского базирования и авиационного базирования. Они создали их в большом количестве разных модификаций: по дальности действия, по боевой части, на некоторых - с обычным боевым блоком, на других -с ядерным, в 3-х видах базирования и очень универсальных. Не требовалось специальных пусковых установок и на авиацию, и на подводные лодки, могли устанавливать в торпедных аппаратах. Поэтому проконтролировать это новое стратегическое вооружение чрезвычайно трудно. Конечно, строго говоря, это не был вид стратегических вооружений. Дальности этих крылатых ракет были меньше чем дальность, которая потом была установлена как дальность, определяющая принадлежность к классу стратегических вооружений. Дальности были 1500-2000, максимум 3000 км. Но, учитывая, что они могли размещаться на передовых базах, в наземном исполнении, в Европе, на морских платформах, на авиационных носителях, такая дальность была вполне достаточна, чтобы придать им стратегическое значение. Тогда Советский Союз поставил вопрос - нет, не превратим владивостокскую договоренность в договор, пока не будет запрещено создание новых видов стратегических вооружений. А США связывали с крылатыми ракетами весьма обширные стратегические планы и не хотели идти на это соглашение. И чтобы как то это обосновать, они придрались к тому, что создал Советский Союз. Это знаменитый "Бэкфайр" или Ту-22М, средний бомбардировщик, который Советский Союз испытывал на разных дальностях. США приписали Ту-22М способность при дозаправке в воздухе достигать территорию США. Они сказали, что хоть это и средний бомбардировщик, но он может выполнять стратегические задачи. Поэтому давайте тогда его тоже под этот вот потолок 2400 загоним. На что, конечно, наши военные ни за что не хотели соглашаться. Наступил тупик, и ни о чем договориться не удалось. В 1976 году небольшой такой шаг к компромиссу был достигнут, эту частность я не буду подробно описывать. Достаточно сказать, что умерло это соглашение, не превратившись в договор. Может это даже и хорошо, потому что оно было рассчитано на довольно длительный срок, устанавливало очень широкие параметры для военных программ, реально мало что ограничивало и не стоило того, чтобы становиться каким-то очередным этапом в развитии процесса сокращения СНВ.

Вслед за этим в США меняется администрация, у нас остаются прежние руководители. Президентом США стал Картер, он привлек массу либералов и начался новый этап всего процесса ограничения и сокращения стратегических вооружений. Начался он с 1977 года. Я бы назвал этот этап "возрождением" или "ренессансом" всего этого процесса. Во-первых потому, что подготовленный всего за два года договор, который стал называться ОСВ-2, который, действительно, являлся колоссальным прорывом всего направления. Во- вторых, это был очень интересный пример, когда из академического сообщества в администрацию США, Пентагон, в Государственный Департамент пришло огромное количество людей. Эти люди, в основном либералы, принесли с собой взгляды на стратегическую стабильность, на суть и цели процесса, о которых я уже сказал, и они воплотили его в жизнь. После некоторых трений и расхождений через 2 года в 1979 г. был подписан договор ОСВ-2, который я считаю одним из самых важных документов, когда-либо подписанных в этой области. Он устанавливал потолки, некоторые сокращения по сравнению с Владивостокским уровнем. Там было 2400, как я говорил, а новый договор установил 2250 носитель для каждой стороны. Сокращения на 10% , но не это было главным, а то что он установил целый ряд подуровней очень важных, которые уже напрямую имели отношение к тем параметрам, признанным впоследствии и формализованным как признаки стратегической стабильности. В частности, сохранился Владивостокский подуровень 1320 для носителей с разделяющимися головными частями, но в него включили бомбардировщики с крылатыми ракетами большой дальности. Таким образом решили проблему, которая стала камнем преткновения для владивостокских соглашений. Каждый бомбардировщик, несущий несколько крылатых ракет, был приравнен к баллистической ракете с РГЧ.

Далее, отдельно на ракеты РГЧ морского и неземного базирования был установлен подуровень 1200 единиц для каждой стороны. Это уже налагало определенные довольно жесткие ограничения на американские программы и на советские программы, которые были в тот момент намечены. И, наконец, еще один подуровень - видите ли уже матрешка получается из многих кукол - 820 единиц только для ракет наземного базирования с разделяющимися головными частями. В этом уже было отражено представление об этом виде стратегических вооружений как дестабилизирующем. Ракеты наземного базирования с разделяющимися головными частями создают очень большую ударную угрозу для другой стороны, будучи точными, мощными и т.д., а с другой стороны сами являются уязвимыми в своих шахтах и привлекают упреждающий удар, повышая тем самым вероятность ядерной войны. Но даже не это было главное в ОСВ-2. Главное было в том, что впервые и очень радикальным образом ограничивалась качественная гонка вооружения. Не РГЧ, а по настоящему качественная, потому что были установлены жесткие ограничения на то, как можно модернизировать вооружения. Было разрешено иметь только по одному новому легкому типу межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования. Это заставило Советский Союз отменить целую группу ракетных программ, которые предполагалось испытывать и развертывать. Далее, были установлены очень жесткие ограничения на количество боеголовок, которые можно было бы иметь на каждом типе ракет, что предполагало возможность контролировать количество боеголовок на каждом отдельно взятом типе ракет. Были установлены определения новых типов. Раз договорились, что можно иметь по одному новому типу, следовательно нужно было дать определение новому типу. Выработали очень сложное определение, которое включало в себя параметры и количества ступеней, забрасываемый вес и стартовый вес, и тип топлив, и вес боевой нагрузки и т.д.

Начало | Окончание
Стратегическое ядерное
вооружение России

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.