Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Российско-американское сотрудничество по программе совместного уменьшения угрозы

В.И. РЫБАЧЕНКОВ, кандидат технических наук, советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Стенограмма лекции В.И. Рыбаченкова, состоявшейся 18 апреля 2002 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса "Стратегические вооружения и проблемы безопасности"

Часть 1 | Часть 2


В июле 1991 года был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1, правда, само соглашение вступило в силу только в декабре 1994 года. Три года потребовалось как России, так США и всему мировом сообществу убедить украинскую Раду в том, что Украине ядерной державой становиться не надо. У ряда депутатов были претензии на то, чтобы Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве ядерного государства. Потребовалось три года для того, чтобы в декабре 1994 года убедить их сделать заявление о том, что Украина становится членом Договора о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства.

Не следует забывать, что Украина была передовым западным рубежом обороны СССР, и там располагались наиболее боеспособные части. Они были оснащены новейшим вооружением. В частности, вы знаете историю с самолетами Ту-160, которые простояли на Украине почти 10 лет и ржавели, а нам их не отдавали потому, что Украина объявила, опять же решением украинской Рады, что все вооружения, которые оказались на территории Украины, принадлежат Украине, и они не желали разбираться с вопросом о том, какая республика СССР какую часть денег внесла в создание современных вооружений.

То же самое получилось и с ядерным оружием. На территории Украины находились многочисленные склады хранения ядерных боезарядов. Как вы знаете, все ядерные боезаряды разрабатывались и производились во времена Советского Союза на территории России, нынешней Российской Федерации. В этом участвовали наши центры по разработке ядерного оружия. В 1945 году был создан Арзамас-16, потом где-то через 10 лет был создан Снежинск (Челябинск-70). Заводы наши нарабатывали оружейный плутоний (Челябинск, потом Томск, Красноярск), уран нарабатывали на Урале. Естественно, большинство ядерных специалистов независимой Украины имели не очень-то хорошее представление о том, что из себя представляет ядерный заряд. Наверно, наши эксперты лучше понимали, как надо обращаться с ним во время долгосрочного хранения. Как известно, ключевым органом в Министерстве Обороны СССР и Российской Федерации в настоящее время, который обеспечивает безопасные эксплуатацию и хранение ядерных боезарядов, а также передачу в различные рода войск является 12-ое Главное Управление Минобороны. Там долгие годы был руководителем Е.П. Маслин, который 3-4 года назад ушел в отставку. Он внес огромный вклад в решение стоявших тогда перед Главком задач.

Какая ситуация сложилась после развала Советского Союза в 1991 году?

Значительное количество ядерных боезарядов оставалось на Украине. И оказалось, что хранились они не должным образом. В этот период стали поступать сообщения о неблагоприятных условиях хранения, повышении температуры в хранилищах - в общем ситуация складывалась критическая. И надо было готовиться к решению задачи возвращения всех ядерных боезарядов с территории не только Украины, но Белоруссии и Казахстана. С Белоруссией и Казахстаном история получилась гораздо проще, никаких сложных историй они нам не устраивали и никаких особых условий не выдвигали. Что касается Украины, то важно отметить, что она получала от России соответствующую компенсацию за ядерные боезаряды, вывезенные с ее территории, в виде поставок ядерного топлива для украинских АЭС (завершены к началу 1997 года). Для решения задачи вывоза боезарядов требовалось небольшое количество контейнеров, специальных железнодорожных вагонов, которые обеспечивали бы безопасную перевозку ядерных боезарядов, кроме этого требовалось создание и экипировка необходимым оборудованием групп чрезвычайных ситуаций на случай, если что-то произойдет при транспортировке и т.д.

Второе важное обстоятельство - нам надо было выполнять обязательства, которые мы взяли на себя по СНВ-1, т.е. сократить количество боезарядов до 6000. Сколько у нас их было, официальных данных нет, но называются цифры 10000-12000, т.е. было ясно, что будут образовываться боезаряды, которые надо будет демонтировать, будут появляться избыточные расщепляющиеся материалы, а конкретно - высокообогащенный уран и оружейный плутоний, которые надо куда-то девать, где-то хранить. Для этого требуются сложные инженерные сооружения, которые обеспечили бы необходимые условия их хранения, включая обеспечение физической безопасности боезарядов. Это с одной стороны. Затем надо было ликвидировать носители, надо было их количество снизить до такого числа, которое существует сегодня, когда в декабре 2001 года закончилась реализация соглашения СНВ-1 (1600 единиц). Надо было по условиям СНВ-1 ликвидировать шахтные пусковые установки, стратегические атомные подводные лодки, ликвидировать бомбардировщики. И все это, в условиях, когда Советский Союз развалился, экономическая ситуация резко ухудшилась и т.д.

Я вам показал два фактора, которые повлияли на принятие решения о подписании с американцами Соглашения о совместном уменьшении угрозы (СУУ). Оно называется "Соглашение между Российской Федерацией и США относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия". Соглашение было подписано 17 июня 1992 года. Это межгосударственное соглашение, а не межправительственное, т.е. оно было подписано президентами Дж.Бушем и Б.Ельциным. Должен подчеркнуть очень важную вещь - это соглашение является "рамочным", "зонтичным". Предполагалось, что под этот "зонтик" будут подведено множество исполнительных соглашений, которые будут действовать на различных направлениях. У меня большой список исполнительных соглашений, которые находятся в рамках программы СУУ (иначе называемой программой Нанна-Лугара по именам сенаторов США, предложивших идею программы).

Перечислю некоторые из них: Соглашение между Минобороны США и Комитетом по оборонным отраслям промышленности (его уже нет) по ликвидации стратегических наступательных вооружений. Оно предусматривало ликвидацию носителей-самолетов, ракет, а также утилизацию твердого и жидкого топлива ракет.

Далее. Между Минобороны США и Комитетом по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при президенте РФ было подписано соглашение относительно безопасного и надежного, экологически чистого уничтожения химического оружия.

Кроме этого было подписано соглашение о строительстве безопасного и надежного хранилища расщепляющихся материалов для того, чтобы там можно было хранить избыточные оружейный уран и оружейный плутоний.

Далее. Было подписано соглашение между Минобороны США и Минобороны России о сотрудничестве в области безопасности транспортировки ядерного оружия путем предоставления материально-технических услуг и обучения. Здесь речь шла о поставке вагонов, контейнеров и так далее. Потом еще одно соглашение между Министерством РФ по атомной энергии и Министерством обороны США о предоставлении оборудования для ликвидации последствий аварийных ситуаций при транспортировке и обращении с ядерным оружием. Еще очень важное соглашение - о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защите ядерных материалов.

Кроме этого, было подписано соглашение о модификации реакторов, производящих плутоний в Северске Томской области и в Железногорске (Красноярский край). Я в прошлый раз рассказывал о том, что у американцев было 14 реакторов-наработчиков плутония, которые были закрыты, у нас 13 - из них 10 были остановлены, а три остались. Эта история пока еще продолжается. Вначале была идея конверсии активной зоны трех реакторов на высокообогащенный уран, а сейчас пришли к выводу, что этого делать не следует, поскольку реакторы очень старые, лицензии Госатомнадзора на продолжение их работы не получить, их срок службы истекает через 5-7 лет. В этой связи было принято решение построить замещающие источники энергии на ископаемом топливе вместо реакторов с целью обеспечения этих регионов теплом и электроэнергией.

В основном, я показал, насколько широк комплекс проблем, которые были охвачены как "рамочным" соглашением так и исполнительными соглашениями. Было еще одно соглашение об утилизации стратегических атомных подводных лодок.

В Советском Союзе было построено более 250 атомных подводных лодок различного назначения. Россия унаследовала весь этот атомный флот и, естественно, все проблемы, связанные с демонтажом кораблей с ядерными силовыми установками и т.д. К сожалению, надо признать, что в то время, когда в срочном порядке началась реализация программы создания нашего советского подводного атомного флота, о будущем, о том, что будет через 20-30 лет никто не думал, т.е. не задумывались над тем, что надо подготовить инфраструктуру для утилизации лодок, их демонтажу и т.д. Практически все это отсутствовало.

Лодки первого поколения были выведены из эксплуатации, а второго поколения частично. Но суть в том, что на сегодняшний день на плаву на Северном флоте и на Тихоокеанском флоте находится свыше 150 атомных подводных лодок в различном состоянии. Из большинства этих лодок, к сожалению, не выгружено топливо ядерных реакторов, что представляет экологическую угрозу не только для России, но и для таких стран как Норвегия и Япония, которые этими проблемами очень обеспокоены.

Решением правительства для решения этой задачи, т.е. для утилизации атомных подводных лодок головным министерством в 1998 году был назначен Минатом. Была разработана соответствующая программа комплексной утилизации и создания необходимых объектов инфраструктуры. Было подсчитано, что до 2010 года, чтобы полностью выполнить эту программу требуется 20 миллиардов рублей. Но по понятным причинам ее реальное государственное финансирование составило в 2000 году только 8% от требуемой годовой суммы. Надо признать, что активно действует сам Минатом, который около 50% требуемых средств изыскал у себя. Как вы знаете, Минатом проводит очень активную внешнеэкономическую деятельность. В прошлом году, по некоторым оценкам, Минатом получил около двух миллиардов долларов за счет внешнеторговых операций.

На содержание одной лодки на плаву ВМФ требуется четыре с половиной миллиона рублей ежегодно. Вам требуемая сумма понятна - 20 миллиардов рублей. И, с учетом ограниченного финансирования по линии российского бюджета, утилизация АПЛ затянулось бы на долгие годы.

В этой связи, в программе СУУ были выделены определенные деньги, но американцы речь в основном вели и ведут об утилизации российских стратегических атомных лодок, а до последнего времени денег на утилизацию многоцелевых АПЛ они не давали, а их у нас самое большое количество. Определенные деньги дают на эти цели Норвегия, Нидерланды, Япония, Италия. На сегодняшний день общий объем объявленной помощи составил в этой сфере около 540 миллионов долларов, из которых основную долю выделили американцы.

Деньги тратятся на разные вещи такие, как создание специальных плавучих установок, которые позволяют извлекать ядерное топливо АПЛ. Затем надо строить береговые хранилища, необходимо создавать железнодорожный парк специальных вагонов и контейнеров для того, чтобы отработавшее топливо, извлеченное из подводных лодок, железной дорогой везти на единственный завод в России, который ведет переработку топлива атомных подводных лодок - это НПО "Маяк" (Челябинск), завод РТ-1.

Теперь поговорим о ликвидации химического оружия. Эта одна их приоритетных задач, которая сейчас стоит перед Россией.

В 1997 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия и взяла на себя обязательство уничтожить около 40 тысяч тонн отравляющих их веществ и демилитаризировать 24 объекта по производству химического оружия. Перед подписанием конвенции Россия неоднократно предупреждала западные страны, что она может уничтожить все эти запасы в сроки, которые предусмотрены договором где-то до 2007 года только при условии, если России будет оказана существенная финансовая поддержка со стороны международного сообщества. В России были приняты определенные меры для того, чтобы программа активно реализовывалась. Ответственность за выполнение обязательств по Конвенции возложены на российское агентство по боеприпасам, т.е. оно является государственным заказчиком работ по уничтожению запасов химического оружия.

Создана государственная комиссия по химическому разоружению, председателем которой был назначен представитель президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе Сергей Кириенко. В 2001 году была одобрена уточненная программа уничтожения запасов химического оружия, которая предусматривает серьезное увеличение бюджетного финансирования на работы по химическому разоружению. Если в 2001 году было выделено из бюджета 3 миллиарда рублей, что уже в 6 раз больше, чем в 2000 году, то в 2002 году планируется израсходовать на уничтожение химического оружия почти 9 миллиардов рублей. Складывается такая ситуация, что на ликвидацию российских запасов химического оружия требуется в совокупности, почти 100 миллиардов рублей, а таких денег у нас нет. Помощь поступает в рамках программы Нанна-Лугара, а также из ряда стран таких как Великобритания, Германия, Канада, Швеция и Финляндия. К сожалению, приходиться констатировать, что как только мы ратифицировали Конвенцию, энтузиазм Запада ослаб.

Например, вначале конгресс США выделял приличные деньги, а потом стали говорить: "Зачем выделять России эти деньги - это ведь чисто экологическая программа, которая прямого отношения к национальной безопасности США не имеет?" Поэтому года два назад американское финансирование было приостановлено, но сейчас вопрос пересмотрен.

Продолжение

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.