Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Политические и технические аспекты международного контроля за нераспространением ядерного оружия

Владимир Иванович РЫБАЧЕНКОВ
к.т.н., советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Текст лекции В.И. Рыбаченкова, состоявшейся 1 ноября 2002г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"


С началом атомной эры и появлением сверхмощного ядерного оружия международное сообщество пришло к убеждению, что следует положить конец его беспредельному распространению. Появление концепции ядерного нераспространения в международной практике следует отнести к концу 50-х – началу 60-х годов, когда в повестку дня был поставлен вопрос выработки предложений, ограничивающих ставший заметным в этот период  процесс расползания ядерного оружия.

Характерной для советских политологов того времени была точка зрения, что "эта угроза особенно ощутима применительно к некоторым государствам, добивающимся обладания ядерными средствами, в первую очередь к ФРГ, где очень сильны реваншистские круги, рвущиеся к новой территориальной экспансии и стремящиеся получить наиболее эффективные средства для ее осуществления". Эти опасения разделял по понятным причинам ряд других европейских государств, в частности Франция. Большую озабоченность СССР в тот период вызывали и планы создания ядерных сил НАТО.

В результате огромной работы, проделанной в 1964-1968 годах в ООН и Комитете 18-ти в Женеве (ныне Комитет по разоружению) и связанной с преодолением существенных различий в подходе к проблеме как внутри ядерной "пятерки", так и со стороны неядерных государств, к середине 1968 года удалось согласовать взаимоприемлемый текст Договора о нераспространении ядерного оружия, который был открыт для подписания в Москве, Вашингтоне и Лондоне 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года.

Выступая на церемонии сдачи на хранение ратифицированных грамот, Председатель СМ СССР А.Н.Косыгин подчеркнул международно-правовое значение договора:

"Теперь с вступлением договора в силу обязательства об отказе от распространения ядерного оружия становятся одной из важнейших норм международного права, с которой не могут не считаться и те государства, которые не являются его участниками".

Сегодня, когда пошел 33-й год действия ДНЯО, можно констатировать, что Договор остается важнейшим международным инструментом, обеспечивающим глобальную и региональную стабильность и безопасность. К настоящему времени участниками Договора стали 188 стран и лишь 3 так называемых пороговых государства -– Индия, Пакистан и Израиль -– не присоединились к нему. В сентябре с.г. о своем решении присоединиться к Договору объявила Куба.

Важно отметить, что ДНЯО является в первую очередь базовым международно-правовым документом, давшим импульс разработке внешних барьеров ядерному распространению, т.е. таких институциональных контрольных механизмов, как гарантии МАГАТЭ, национальные меры учета и контроля ядерных материалов, экспортный контроль.

Пункт I cтатьи III ДНЯО звучит следующим образом:

"Каждое из государств – участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с МАГАТЭ в соответствии с уставом и  системой гарантий Агентства исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемые настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала. (Справочно: 1. Исходный расщепляющий материал – уран с содержанием изотопов, в том отношении, в каком они находятся в природном уране; уран, обедненный изотопом 235; торий. 2. Специальный расщепляющийся материал – плутоний 239, уран 233; уран, обогащенный изотопом 235 или 235.)

Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было".

Хотя ДНЯО не предусматривает создания специального контрольного органа для обеспечения соблюдения договора, можно считать, что Совет управляющих МАГАТЭ фактически является таким органом в силу того, что статья III устанавливает права Агентства выполнять контрольные функции по договору. Совет эти функции осуществляет на практике, утверждая соглашения о гарантиях с государствами–участниками договора, давая необходимые ориентиры секретариату по процедурам применения гарантий, постоянно работая над повышением эффективности системы гарантий, ежегодно заслушивая отчеты секретариата о выполнении гарантий и принимая, в необходимых случаях, меры при несоблюдении соглашений о гарантиях, вплоть до представления докладов о несоблюдении в СБ ООН, как это было в 1991 году в связи с Ираком и в 1993 году в связи с КНДР.

В апреле 1970 года Совет управляющих создал Комитет по гарантиям для подготовки типового соглашения для неядерных государств–участников договора, которое было разработано в 1970-1971 годах и известно как документ INFCIRC/153.

Цель гарантий МАГАТЭ состоит в своевременном обнаружении переключения значимых количеств ядерного материала с мирной ядерной деятельности на производство ядерного оружия или других ядерных устройств, а также в сдерживании такого переключения в связи с риском раннего обнаружения.

При этом под значимым количеством понимается приблизительное количество ядерного материала, по отношению к которому нельзя исключить возможность производства ядерного взрывного устройства. Эти величины следующие: для плутония –- 8 кг, для урана с обогащением по изотопу 235 свыше 20% -- 25 кг (материалы прямого использования).

Под временем обнаружения понимается максимальный промежуток времени с момента переключения до обнаружения этого переключения с помощью гарантий МАГАТЭ. Данная величина используется как параметр своевременности и должна по своему порядку соответствовать времени конверсии различных форм ядерного материала в металлические компоненты ядерного взрывного устройства (от 10 суток до 1 года).

Контроль МАГАТЭ с целью достижения цели гарантий включает следующие процедуры, дающие Агентству возможность проводить независимые измерения и наблюдения:

(Справочно:
1. Сохранение -- физические преграды, т.е. стены, опломбированные контейнеры и др., которые ограничивают или контролируют движение или доступ к ядерному материалу.
2. Наблюдение – сбор информации с помощью приборов или наблюдений инспекторов для обнаружения необъявленных перемещений ядерного материала, вмешательства в меры сохранения, фальсификации информации о местах нахождения и количествах ядерного материала.)

Важно также подчеркнуть, что типовое гарантийное соглашение INFCIRC/153 дало серьезный импульс созданию и укреплению национальных систем учета и контроля ядерного материала, поскольку они являются неотъемлемой частью системы международных гарантий МАГАТЭ.

В течение почти 20-летнего периода система гарантий МАГАТЭ демонстрировала достаточную эффективность в достижении своей цели -– контроля за непереключением ядерного материала в странах–участницах ДНЯО. Однако события начала 90-х годов вокруг Ирака, ЮАР и КНДР выявили ее недостатки в части обнаружения незаявленной ядерной деятельности и подтолкнули МАГАТЭ предпринять меры к укреплению эффективности и действенности этой системы.

В результате проведенной в 1993-1997 годах работы был разработан типовой Дополнительный протокол (INFCIRC/540) в качестве основы для дополнительных протоколов к соглашениям стран – участниц ДНЯО о всеобъемлющих гарантиях по документу INFCIRC/153.

Дополнительный протокол существенно улучшает возможности Агентства по обнаружению незаявленной ядерной деятельности за счет предоставления ему более широкого доступа к информации о ядерных объектах и к площадкам, где они располагаются.

Благодаря дополнительному протоколу Агентству обеспечивается получение объемной информации и доступ инспекторов ко всем звеньям ядерного топливного цикла, включая учреждения, ведущие НИОКР, в том числе на основе визитов по краткосрочному запросу МАГАТЭ. Немаловажным является также предоставленное МАГАТЭ право осуществлять отбор проб окружающей среды за пределами мест нахождения ядерных объектов с целью выявления "истории" производственных процессов.

Пункт 2 статьи III ДНЯО звучит следующим образом:

"Каждое из государств–участников Договора обязуется не предоставлять

С целью практического применения пункта 2 статьи III в начале 70-х годов в так называемом Комитете Цангера был составлен Исходный список (Trigger List) упомянутых выше оборудования и ядерных материалов, которые требуют применения гарантий в стране-импортере. Этот список постоянно уточняется и расширяется с учетом развития ядерных технологий.

Пункт 2 статьи III не уточняет, должна ли находиться под гарантиями МАГАТЭ вся ядерная деятельность государств–импортеров или нет, что позволяло до начала 90-х годов поставлять ядерные материалы и оборудование в такие страны, как Индия, Пакистан и Израиль, не являющиеся участниками ДНЯО.

В 1992-1993 годах в рамках Группы ядерных поставщиков был согласован принцип наличия полноохватных гарантий МАГАТЭ в стране-импортере как условия осуществления поставок предметов Исходного списка в эту страну, что исключило возможность экспорта в вышеназванные страны.

В целом можно сказать, что пункт 2 статьи III явился юридической основой создания международной системы экспортного контроля в ядерной области, являющейся важным элементом противодействия ядерному распространению.

Статья VII ДНЯО гласит:

"Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях".

Включение в ДНЯО данной статьи, подтверждающей право государств на образование региональных зон, свободных от ядерного оружия, несомненно усилило нераспространенческий характер договора.

В статье особо подчеркивается цель полного отсутствия ядерного оружия на территории зон. Иными словами, в безъядерных зонах должно запрещаться не только производство, приобретение или получение ядерного оружия неядерными участниками зоны, но и размещение в пределах зон ядерного оружия, принадлежащего ядерным державам, что договором о нераспространении не возбраняется.

На сегодняшний день вышеуказанные принципы реализованы в рамках ЗСЯО по договорам Тлателолко (1967 год, участвуют 32 страны Латинской Америки и Карибского бассейна), Раратонга (1995 год, 15 участников из южной части Тихого океана), Пелиндаба (1996 год, 54 участника из стран Африки), Бангкока (десять государств Юго-Восточной Азии, в силу пока не вступил).

В отличие от вышеописанных внешних барьеров ядерному распространению, являющихся по сути политической основой создания соответствующих международных контрольных механизмов, внутренние барьеры обеспечивают устойчивость к ядерному распространению за счет применения перспективных технологий в ядерной энергетике, существенно затрудняющих использование этих технологий как источника материалов для производства ядерного оружия.

Устранение или существенное снижение обогащения урана, отсутствие потока выделенного плутония, сложные топливные формы или опечатанная активная зона, высокий уровень радиации -– некоторые примеры внутренних барьеров.

В настоящее время работа над изучением перспективных ядерных топливных циклов ведется в МАГАТЭ в рамках инициированного Россией международного проекта ИНПРО и в рамках проекта "Инициатива -– поколение IV", в котором участвуют ведущие западные страны.

В русло указанных усилий вписывается и российско-американская программа сотрудничества по переводу поставленных за рубеж исследовательских ядерных реакторов с высокообогащенного на низкообогащенный уран.

На первом этапе программы летом этого года был осуществлен вывоз в Россию около 50 кг свежего высокообогащенного ядерного топлива югославского исследовательского реактора Винча.


Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.