Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Режим контроля за ракетными технологиями

Геннадий Константинович ХРОМОВ
Старший эксперт Главкосмоса, участник переговоров по выработке Договора РСМД и других международных соглашений

Изложение лекции Г.К. Хромова, состоявшейся 18 февраля 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"


Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) вписывается в общую систему нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. Но он имеет свои особенности, свою специфику и, если хотите, свою историю.

Если говорить о нераспространении ядерного оружия, то там в основе всего лежит юридически обязывающий "Договор о нераспространении ядерного оружия".

Если говорить о химическом оружии, то в основе его нераспространения находится "Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия".

Точно также можно сказать и о биологическом оружии, где в основе всего лежит "Конвенция о запрещении биологического оружия".

Все эти документы являются юридически обязывающими международными договорами, подписанными и ратифицированными подавляющим большинством стран.

Во исполнении этих документов созданы ограничительные списки, связанные с экспортом соответствующих товаров, тем самым (вместе с некоторыми другими мероприятиями) создана организационная основа нераспространения ОМУ.

В отношении непосредственно средств доставки ОМУ положение совсем другое. Здесь нет чего-либо похожего на упомянутые договора и конвенции.

По ракетным средствам доставки создан своего рода клуб избранных государств, которые, как считается, исходя из высоких побуждений, добровольно решили ввести ограничения на свой собственный экспорт в области ракетных технологий - РКРТ. Более того, РКРТ - это вообще не соглашение в прямом смысле этого слова.

По авиационным средствам доставки и этого нет.

А начиналось всё так.

В апреле 1987 г. в МИД Советского Союза явился советник посольства США в Москве и официально передал информационные материалы Государственного департамента США о создании семью наиболее развитыми капиталистическими странами РКРТ. Кроме заявления о создании этого Режима был передан материал, его описывающий. До этой встречи  официально у нас в стране ничего о РКРТ не знали, в открытой печати никаких публикаций не было, хотя над разработкой этого Режима работали около 4-х лет.

Короче говоря, нас впервые ознакомили с основными документами РКРТ, которые состояли из Руководящих принципов и собственно из ограничительных списков, названных Техническое приложение. В Руководящих принципах Режима говорится, что "РКРТ охватывает системы доставки для всех ОМУ и применим он в отношении таких систем вооружения как баллистические ракеты, беспилотные летательные аппараты, крылатые ракеты, беспилотные средства и средства с дистанционным управлением". В Руководящих принципах указано, что РКРТ не имеет целью препятствовать осуществлению национальных космических программ, при условии, что такие программы не способствуют созданию систем доставки ОМУ.

Каких-либо предложений относительно вступления СССР в этот режим в апреле 1987г. не последовало.

Осенью 1987г. страны-члены Режима официально пригласили делегацию СССР в Лондон, где и было сделано такое приглашение нашей стране вступить в этот Режим. Да и как могло быть по другому - разве мог нормально функционировать РКРТ без Советского Союза, имеющего самую мощную тогда ракетную промышленность.

Каждая страна, желающая вступить в Режим, должна высказать такое   пожелание одновременно с официальным заявлением о готовности соблюдать все нормы и правила Режима. Принятие в Режим осуществляется на основе консенсуса стран-участниц.

В Лондоне мы в целом поддержали цели и задачи Режима, но одновременно высказали несколько критических замечаний:

Соблюдая "солидность" наша страна не стала "набиваться" с просьбами о приёме в РКРТ, да и хотелось посмотреть как члены Режима будут реагировать на нашу критику. (Забегая вперёд, можно отметить, что эта критика была в существенной степени учтена).

Впрочем, странам "семёрки", и прежде всего США, наше вступление в Режим де-юре и не особенно было нужно -- "Вы, мол, заявили о приверженности Режиму, так давайте его не нарушать". И тут же начали нам предъявлять различные претензии.

Таким образом, Советский Союз, во всяком случае по мнению "семёрки", должен был выполнять правила Режима, не пользуясь никакими правами члена Режима.

А "наезды" на нашу страну были самыми серьёзными. Основным раздражителем был российско-индийский контракт по созданию для индийской ракеты-носителя криогенного (кислородно-водородного)  разгонного блока (третьей ступени ракеты-носителя). Здесь имела место прямо-таки детективная история.

В самом конце 80-х годов Индия объявила тендер на создание для неё указанной ступени и передачи ей технологии изготовления ступени. В тендере приняли участие ведущие фирмы США, Франции и СССР. На основании технических и экономических соображений  индийцы приняли предложения советских организаций и в 1991г. был заключён соответствующий коммерческий контракт. И вот тут-то началась свистопляска.

Американцы (после того, как они проиграли конкурс) стали рассматривать наш контракт, как противоречащий стандартам РКРТ и заявили при этом, что Россия (тогда уже Россия) никогда не сможет быть принята в члены Режима, если не пересмотрит этот контракт. По мнению американцев, эта работа подпадала под первую категорию РКРТ (прежде всего в части передачи технологий), а значит должна быть запрещена, Таким образом российско-индийский контракт стал заложником вступления России в РКРТ.

Российское руководство (хотя, ещё раз следует подчеркнуть, что наша страна тогда не была членом Режима и можно было бы просто не обращать внимание на наскоки американцев) пошло навстречу США, контракт был переработан и заново подписан 10 декабря 1993 г. Была исключена передача технологий (по текущему состоянию дел это мероприятие тогда выглядело довольно смешно -- к тому времени индийской стороне было уже передано 85% технологий). Примерно в это же время Россия, продолжая оставаться вне рамок Режима, подписала российско-американское заявление с обязательствами выполнять положения РКРТ в полном объёме и о готовности России вступить в Режим.

Но нас продолжали ещё долго держать вне рамок РКРТ. Во-первых, за этот самый контракт с Индией, и даже ввели против российских предприятий экономические санкции, которые тянулись несколько лет. Во-вторых, появились многочисленные другие претензии, рассказ о которых занял бы много времени.

Наконец в августе 1995 г. появилось "окно", свободное от претензий, и Россию официально стали считать членом Режима.

Россия первым делом "напомнила", что она не согласна с Памятной запиской, включённой в перечень основных документов РКРТ, согласно которой страны НАТО, входящие в режим, во взаимоотношениях друг с другом пользовались особыми привилегиями. И эта Памятная записка вскоре исчезла из перечня основных документов.

К тому времени, по сравнению с 1987 годом, существенно усовершенствовалось Техническое приложение к РКРТ -- своего рода ограничительный список. В значительной степени в нём уже нашли отражение технологии крылатых ракет и их элементов. В Техническом приложении появились ограничения, связанные со многими "техническими новинками", в т.ч. на программное обеспечение, на технологию "стелс", средства защиты от поражающих факторов ядерного взрыва и на многое другое. Всё это показывает, что документы Режима -- это "живой механизм", который постоянно дышит, т.е. совершенствуется.

Сегодня Техническое приложение состоит из двух частей - перечень товаров, подпадающих под ограничения по Категории I, и перечень товаров, подпадающих под ограничения по Категории II.

Категория I (состоит из 2-х разделов) фактически запрещает передавать другим государствам ракеты в целом с максимальной дальностью 300 км и более при весе полезной нагрузки в 500 кг и более (предусмотрена возможность пересчёта веса полезной нагрузки в дальность и наоборот). Запрещается также передача законченных систем (двигатели, системы управления, программное обеспечение, технологии), используемых для законченных средств доставки.

Категория II представляет из себя достаточно структурированный ограничительный список, где все товары распределены  по 18 разделам с многочисленными, чрезвычайно важными примечаниями, в т.ч. делающими исключения из общих правил. Каждый раздел этой Категории относится к тому или иному элементу ракет, к тому или иному процессу их создания. Каждая позиция (элемент) раздела должна содержать ответ на вопрос об:

Если, допустим, для испытательного оборудования, материал из которого оно сделано с точки зрения экспортных ограничений не имеет значения, то ответ на этот вопрос будет простой: на материалы ограничения не предусматриваются (аналогичным образом поступают, при необходимости, в ответах на другие вопросы).

Все позиции входящие в Категорию II РКРТ, могут экспортироваться, но только при определённых условиях. Организация-экспортёр должна получить соответствующее разрешение   своего правительства на экспорт товара (чаще всего в форме лицензии) при условии получения, как правило, определённых гарантий импортёра относительно целевого использования получаемого товара (импортный сертификат).

И всё это делается для того, чтобы ограничить "расползание" ракетного оружия по нашей планете или, по крайней мере, замедлить его. Считается, что сегодня многие страны, в т.ч. нечлены Режима, выполняют самостоятельные ракетные программы. В Таблице 1 приведен перечень стран, которые, по самым скромным экспертным оценкам,  выполняют такие программы и уже имеют на вооружении баллистические ракеты наземного базирования определённых типов (из 16 стран, приведенных в этой таблице, 11 не входят в РКРТ). С учётом же баллистических ракет других типов (с меньшей, чем у РМД дальностью - 500 км -  и БРПЛ), а также крылатых ракет, таких стран гораздо больше. В Таблице 2 представлены американские данные по характеристикам ракет, уже имеющимся или разрабатываемым в странах, составляющих, как называют в США,  "ось зла". На основании имеющейся статистики, можно утверждать, что наиболее критичными элементами, необходимыми большинству стран для выполнения своих ракетных программ являются приборы системы управления и двигатели.

Что же касается крылатых ракет, то, по данным Минобороны США, в  мире их производится более 130 типов, а 75-80 стран уже обладают такими ракетами. Правда, большинство из  производимых крылатых ракет имеют дальность не выше 300 км. Но не надо забывать, что "приспособить" крылатую ракету к большей дальности намного проще, чем реализовать подобное мероприятие для баллистической ракеты.

Международные документы РКРТ на национальном уровне, на уровне каждого государства-члена Режима трансформируются в национальные документы по экспортному контролю с сохранением основных положений международных документов.

В России на сегодня создана необходимая законодательная база по экспортному контролю, охватывающая в том числе и проблематику РКРТ. Основой этой базы является "Закон об экспортном контроле", принятый в 1999 г. В Уголовный кодекс введены дополнения, предусматривающие наказания за нарушения правил экспортного контроля.

Указами президента России утверждены (и постоянно обновляются) ограничительные списки, соответствующие Техническому приложению РКРТ. Правительство устанавливает порядок лицензирования экспорта ракетных технологий.

Все принципиальные вопросы по экспортному контролю, в т.ч. и по вопросам, относящимся к РКРТ, рассматривает и решает Комиссия по экспортному контролю при правительстве России (например, по вопросам применения форс-мажорных обстоятельств по конкретному экспортному контракту).

Практическую работу по координации деятельности организаций-экспортёров на государственном уровне возглавляет Минэкономразвития России (Департамент экспортного контроля). Специализированные подразделения созданы в МИДе, Минобороне, Росавиакосмосе).

РКРТ имеет "точки соприкосновения" с другими режимами и прежде всего с ограничительными списками, так называемых, "двойных технологий", что дополнительно подчёркивает целесообразность создания единых ограничительных списков. Кстати, страны-члены ограничительных режимов, входящие в Евросоюз, ввели единые списки, распространяющиеся на все ограничительные режимы.

Регулярно, в одной из стран-членов Режима, проводятся пленарные заседания РКРТ, на которые собираются все страны члены Режима, а между ними - встречи экспертов, на которых рассматриваются те или иные технические вопросы.

Повестка дня пленарного заседания формируется заранее. На заседаниях рассматриваются вопросы изменения при необходимости Технического приложения, стратегии поведения стран-членов Режима по отношении к странам, не являющимися таковыми, обсуждаются вопросы приёма новых членов и др.

Сейчас в Режим входят 33 страны. Кроме того КНР и Израиль приняли на себя обязательства (в форме совместных с США двусторонних заявлений) выполнять стандарты РКРТ.

На последнем пленарном заседании в Варшаве в сентябре 2002 г. обсуждалась необходимость более жёсткого охвата Режимом беспилотных летательных аппаратов в связи с их широким распространением и угрозой их использования в качестве оптимального средства доставки химического и биологического оружия. В Таблице 3 представлена экспертная оценка распространения таких аппаратов в некоторых странах. большинство из которых Вашингтон относит к "странам, вызывающим особую озабоченность". По итогам этого  обсуждения участвующие в заседании государства будут пытаться в ближайшее время принять предложения по этому поводу для включения в Техническое приложение.

Важное значение приобретают материалы информационного обмена, который осуществляется не только по части выполнения ракетных программ в той или иной стране-нечлене Режима, но и по вопросам взаимоотношений с теми из этих стран, в которые экспортируется или может экспортироваться конкретный товар из ограничительного списка. Здесь определённый интерес представляет также информация об отказах в поставке того или иного товара возможному импортёру. Страна, которая информирует о таком отказе и  мотивах этого отказа, тем самым как бы настойчиво рекомендует и другим странам-членам Режима поступить аналогичным образом. Для ориентировки в Таблице 4 приведено суммарное количество таких отказов по годам, официально зарегистрированных на пленарных заседаниях РКРТ.

Особое внимание на последнем пленарном заседании Режима было обращено на так называемый Международный кодекс поведения (МКП) по предотвращению распространения баллистических ракет. Дело в том, что  Государства-члены Режима пришли к выводу, что неохват большинства стран мира (по количеству) какими-либо обязательствами  при наличии у них стремления быть "сильными" сам по себе представляет определённую угрозу.

По этой причине они выступили инициаторами разработки МКП, имея в виду передать его затем международному сообществу, в т.ч. и ООН. В самом конце 2002 г. в Гааге 93 страны приняли этот Кодекс, который вместе с РКРТ должен укрепить ракетное нераспространение (после этой встречи Кодекс получил название Гаагского).

Основными целями Кодекса являются:

К сожалению, в рамках Режима по-прежнему сохраняются политические моменты. Так, Вашингтон допустил Украину в РКРТ только в 1998 г. и то только после того, как Киев отказался от крупной сделки на поставку  турбин из Харькова для строительства атомной станции в Иране, в Бушере.

И вообще, 1998 г. был тяжелым годом для РКРТ. Проведенные летом этого года пуски ракет в Индии и Пакистане, развитие ракетных технологий в этих странах показали недостаточную эффективность Режима. За пределами РКРТ появилась группа стран, которые не только развивали собственные технологии, но и превратили их в предмет экспорта и важный источник дохода. По американским данным, такой экспорт приносит КНДР около 100 млн. долл. в год.

В заключении следует отметить, что нашим интересам отвечало бы дальнейшее расширение состава членов РКРТ за счёт присоединения к нему других ракетных держав, прежде всего Индии, КНР, Пакистана, Израиля и, возможно, КНДР. В сущности в настоящее время присоединение к Режиму, не входящих в него обладателей ракетными технологиями, представляется основным способом предотвратить ракетное распространение, исходящее от нечленов РКРТ.

Кроме того, придание Режиму более универсального  и обязательного характера увеличило бы свободу маневра для России внутри РКРТ и позволило ограничить попытки диктата со стороны США.


Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003 г.