Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Проблемы военного использования космоса

Михаил Сергеевич ВИНОГРАДОВ
профессор, генерал-лейтенант (в отставке), председатель Комитета ученых за глобальную безопасность и контроль над вооружениями, почетный член Академии военных наук России

Текст лекции М.С. Виноградова, состоявшейся 1 апреля 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"

Часть 1 | Часть 2


Ситуация очень напоминает реакцию большинства критиков на первый доклад комиссии Рамсфелда, который был представлен Конгрессу в июле 1998 года об угрозе ракетных ударов с использованием ядерных, биологических и химических боеголовок по территории США в первую очередь так называемыми "плохими" странами. Как и в первом случае, ставшем отправным пунктом к развертыванию работ по Национальной системе ПРО США, доказательная база о необходимости продвижения оружия в космос в докладе 2001 года отсутствует. Можно сослаться на высказанную точку зрения по этому вопросу подполковником ВВС США В. Деблоисом в "Airpower Journal", Winter 1998, N4, p.47. где он писал: "Что беспокоит большинство зарубежных государств в отношении деятельности США в космосе, так это очевидное отсутствие мотива: господству США в космосе ... практически никто не угрожает".

Даже если гипотетически допустить, что террористический акт в космосе против американских систем совершается, то современные национальные технические средства контроля с высокой достоверностью определят источник агрессии и, следовательно, возможно неминуемое применение существующих вооружений (без использования космического оружия) для адекватного силового воздействия и агрессор будет лишён возможности продолжать свои враждебные действия.

Если рекомендации комиссии Рамсфелда по космосу, особенно с учётом того, что её председатель стал министром обороны, по решению президента и Конгресса станут реализовываться, это будет означать прекращение действия международного консенсуса о невозможности применения боевых военных средств в космосе. Для руководства проведением таких работ создан соответствующий руководящий аппарат. Министру обороны и Комитету начальников штабов (КНШ) подчиняется Объединённое космическое командование ВС США (ОКК ВС США). Главнокомандующий ОКК является одновременно командующим объединённым американо-канадским командованием воздушно-космической обороны Североамериканского континента NORAD. ГК ОКК имеет штаб, командный пункт OKK/NORAD, мобильный объединенный командный пункт (слайд 5).

В состав ОКК, как показано на слайде 6, три космических командования видов вооруженных сил: ВВС, ВМС, и СВ. Командования видов ВС выделяют определённые части и Нормирования в оперативное подчинение ГК ОКК, который наделен правомочиями по их применению. Одновременно космические командования видов ВС административно подчинены соответственно министру ВВС, BMG и командующему командования ПРО и космоса. Министр обороны США в октябре 2001 года издал директиву "Организация и управление космической деятельностью, осуществляемой в интересах национальной безопасности", по которой с 2002 года все космические программы министерства обороны США передаются в ведение министерства ВВС. Контроль за их реализацией возложен на заместителя министра ВВС. Основным оперативным объединением космического командования ВВС является 14-ая воздушная армия (14 ВА).В её боевом составе находятся (слайд 7):

Для удобства сопоставления характеристик указанных составных частей 14 ВА США с аналогичными системами Российских ВС, мы рассмотрим эти вопросы во второй лекции по проблемам ПРО.

Я разделяю точку зрения тех экспертов, которые убеждены в том, что попытки США установить военное превосходство в космосе приведёт к ответной реакции, которая может выразиться в новом витке гонки вооружений, а размещение оружия в космосе повысит уязвимость космической инфраструктуры, которая более чем на половину задействована в сферах бизнеса, телекоммуникаций, разведки и других составляющих двойного назначения или как их называют пассивных компонентов военного назначения. США возможно получат некоторые краткосрочные преимущества первопроходца. Но конечный результат будет тот же: испытания и развертывание оружия в космосе большим числом государств, а сейчас в освоение космоса значительный вклад, кроме США и России, как уже отмечалось выше, вкладывают такие государства как Франция, Китай, Япония, Индия и др., сможет привести к увеличению вероятности конфликта, который будет трудно предотвратить. Размещение оружия на околоземных орбитах создаст новые препятствия для дальнейшего использования космического пространства в научных, коммерческих и пассивных военных целях (в том числе и для самих США). Если случится так, что оружие всё же окажется в космосе, то спутники будущего придётся оборудовать дополнительными системами защиты, что значительно увеличит затраты и замедлит осуществление коммерческих проектов в космосе. Что крайне опасно, так это обратить под угрозу надёжность работы систем спутникового наблюдения за соблюдением соглашений по контролю над вооружениями и в первую очередь за нераспространением OМУ.

Всё это ставит вопрос перед мировым сообществом о необходимости активизации борьбы против вывода оружия в космос. Такая борьба ведётся силами государственных и политических деятелей, общественности, учёных, юристов, военных, финансовых и промышленных кругов, простых людей. Опасность состоит в том, что правовой режим, применяемый к космическому пространству, сам по себе не гарантирует предотвращения появления оружия в космосе. В определенной степени можно сказать, что в области военного использования космоса существует правовой вакуум. Выход США из Договора по ПРО 1972 года усугубил его, поскольку ликвидировал запрет на вывод противоракетного оружия в космос. Правовой режим по военному использованию космического пространства необходимо упрочить, усилить и повысить его эффективность.

В мае 2002 года по инициативе американского Монтерейского института международных исследований был проведен семинар по вопросам безопасности космоса и деятельности государств в космическом пространстве. В ходе его проведения выявились две группы мнений. Одна преследовала цели достижения одностороннего доминирования в космосе и отстаивала идею размещения там оружия, аргументируя свой подход задачами укрепления национальной безопасности США. другая отстаивала идеи сохранения космоса как сферы, свободной от оружия и укрепления международно-правовой базы режима космического пространства. По итогам семинара можно было сделать вывод: между США и остальными членами мирового сообщества существует и углубляется поляризация мнений относительно будущей безопасности космоса. С одной стороны, Пентагон и его Агентство по противоракетной обороне продолжают исследовать возможности использования различных видов оружия для противоракетной обороны и противоспутниковой борьбы. Например, существует проект "Звезда смерти" по разработке лазерного оружия классов "космос-космос", а также "космос-земля". Ведутся работы по программе широкого использования ядерных энергетических установок в космосе с финансированием одного миллиарда долларов, в том числе для ядерных ракетных двигателей, а это может создавать угрозу нового Чернобыля в космосе. С другой стороны, американские сторонники контроля над вооружениями и большинство государств мира пытаются прежде всего добиться формирования правового поля использования космического пространства исключительно в мирных целях. Но решению этой задачи в ООН, к сожалению, встречает препятствия в первую очередь со стороны представителей администрации США.

Ежегодно в Генеральной Ассамблее ООН проходит голосование резолюции о предотвращении гонки вооружений в космосе. Этот акт имеет большое значение, поскольку в ней фиксируются принципиальные положения о направлениях военной политики в космосе. Например, в 2000 году, такая резолюция била принята голосованием "за" представителей 163 государств при отсутствии голосов "против". И только представители трех государств -- США, Израиля и Микронезии воздержались. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 году была принята очередная резолюция о предотвращении гонки вооружений в космосе. Соавторами документа выступили 26 государств, включая Россию. При этом голосовавших против не было, а воздержались представители США и Израиля. В резолюции выражена уверенность, что её принятие "...даст новый импульс обсуждению военно-космической проблематике как в рамках многосторонних форумов, так и на двусторонней основе".

Основным органом ООН, который призван к выработке путём переговоров конкретных предложений о недопущении вывода оружия в космос, является Конференция по разоружению, работающая в Женеве. С 1985 по 1994 год в её рамках действовал Специальный Комитет по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Правда этот Комитет был создан с исследовательским мандатом. Представитель России на Конференции по разоружению в марте 2002 года внес предложение о воссоздании этого Специального Комитета, придав ему переговорный мандат. Россия совместно с Китаем подготовили документ, содержащий предложения по тексту будущего международного Договора под названием "Возможные элементы будущей международно-правовой договоренности о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов". Однако реализации предложений по воссозданию Специального Комитета в рамках Женевской Конференции по разоружению препятствует негативная позиция США, которые согласны лишь на создание вспомогательного органа для "обсуждения вопросов, связанных с ведением переговоров". Но девять лет предыдущей работы Спецкомитета были потрачены на бесполезные разговоры. Нужна политическая воля руководителей США для занятия решительной позиции по этой проблеме.

Надо сказать, что на Западе ширится движение за "Non-weaponization of space". Выступая в Стэнфордском университете США в апреле 2002 года, первая женщина-астронавт Салли Райд заявила, что развертывание систем вооружений в космосе стало бы катастрофой. Она обратила особое внимание на опасность создания противоспутникового оружия. По её словам, просто испытания таких систем приведут к образованию многочисленных обломков, которые могут нанести огромный ущерб множеству важных космических объектов, находящихся на низких околоземных орбитах. Эту точку зрения разделяет опубликованный в Лондоне через 10 дней после выступления С.Райд доклад ЮНЕСКО. В нём выражено опасение, что к таким же последствиям может привести создание в США системы ПРО. Эксперты полагают, что могут образоваться практически полностью непроницаемые для исследовательских спутников орбитальные слои в диапазоне высот 320-2400 км. от Земли. В докладе приводятся данные о том, что уже к апрелю 2002 года на околоземных орбитах зафиксировано до 2700 тонн различного космического мусора (от отработанных ступеней ракет до сколов обшивок). Их скорость движения по орбите составляет 7,5 км/сек, что в 10 раз больше скорости ружейной пули. Национальное космическое агентство США ведет каталог космической загрязнённости, в котором числится 9000 объектов диаметром от 10 сантиметров.

Заслуживает одобрения инициатива внучки президента Д.Эйзенхауэра Сьюзен, которая с начала 2002 года занимается объединением усилий противников вывода оружия в космос среди видных политических деятелей из многих стран мира.

Российский политолог Владимир Козин в 2000 году опубликовал в московской "Независимой газете -Дипкурьер" за Nо 18 свое предложение заключить двусторонний российско-американский договор об иммунитете спутников и иных космических аппаратов гражданского и небоевого военного назначения, не относящихся к противоспутниковым системам и ударным космическим вооружениям.

Ещё в октябре 2001 года в Палату представителей Конгресса был внесён конгрессменом Д.Куцинич законопроект о заключении международного Договора о запрещении оружия космического базирования.

Директор института Акроним (Лондон) Ребекка Джонсон высказала мнение, что путь по заключению такого Договора можно пройти последовательными шагами, начав его с разработки Договора о неприкосновенности космического пространства. Аналогом такого первого шага. как она считает, может служить Договор 1959 года об Антарктиде, согласно которому территория этого шестого континента разрешена к использованию лишь в мирных целях. Содержание такого Договора можно ограничить тремя разделами:

первый - расширить смысловое содержание Договора 1967 года, распространив запрет на вывод в космос ОМУ на все виды вооружений, дабы поставить заслон попыткам Космического командования США использовать в космосе лазеры, оружие энергии направленного действия, оружия кинетической энергии и других потенциальных технологических разработок;

второй - запрещение разработки, испытаний, производства и размещения противоспутникового оружия, независимо от того, базируется оно на Земле или в космосе;

третий - обязательства по созданию кодекса правил, регулирующих мирное и неагрессивное использование космического пространства.

Предложения и деятельность этих и других авторов не новы и не одиноки. Новым является растущая актуальность космических проблем и расширение круга лиц, выступающих за предотвращение выводе оружия в космос. Свидетельством тому является тот факт, что между учёными Академий наук США в России проводятся обсуждения вопроса о совместных усилиях США и России по решению этой проблемы.

Между тем существуют направления российско-американского сотрудничества по дальнейшему развитию военного космоса. Как заявил в интервью газете "Независимое военное обозрение за 21 марта с.г. Ст. Редмейкер -- заместитель [на самом деле помощник, заместителем является Дж. Болтон -- прим. ред.] Государственного секретаря США по контролю над вооружениями: "В космосе мы уже успешно сотрудничаем. Особенно сейчас это важно, когда мы в критической степени зависим от российских ракет носителей". Надо полагать это связано с прекращением на неопределенное время полетов челноков "Шаттл" на международную космическую станцию.

Российский ракетный двигатель РД-180 выиграл тендер как разгонная ступень тяжёлых ракет фирмы "Локхид-Мартин". Тесное сотрудничество эта фирма имеет с московским объединением им. Хруничева для совместного продвижения российской ракеты носителя "Протон". Именно эта ракета способна осуществлять запуск ИСЗ на геостационарные орбиты, в частности с полигона Байконур. А космический рынок сегодня примерно на 80-85% загружен запусками на геостационар, прежде всего телекоммуникационных спутников.

Имеется высокая заинтересованность ряда стран, особенно в Южной и Юго-Восточной Азии, а также на Ближнем и Среднем Востоке в получении своевременной и достоверной информации предупреждения о пусках баллистических ракет. Это связано с высокой вероятностью развязывания военных конфликтов в этих регионах. Однако эти страны не имеют собственного полноценного информационного обеспечения. Поэтому представляется актуальным рассмотрение США и Россией с участием заинтересованных стран проектов создания информационно-разведывательных систем глобального или по крайней мере регионального масштаба. Такие системы могли бы способствовать своевременному "включению" механизмов политического или силового урегулирования конфликта как на региональном уровне, так и с привлечением через Совет Безопасности ООН так называемых великих держав.

Для этого надо обеспечить:

- контроль стартов БР из широтного пояса, где расположено большинство стран, владеющих БР. Без нацеливания на этот регион космических разведывательных аппаратов (скорее всего на геостационарных орбитах) -- не обойтись;

- создание пункта управления для обработки всей поступающей информации и передачи её потребителям на пункты приёма этой информации. Эта идея не новая. Ещё в 1978 году на 1-ой Специальной сессии по разоружению Генеральной Ассамблеи ООН Франция в лице президента Жискар д'Эстена поставила вопрос о создании "Международного агентства спутникового контроля" (МАСК) с задачами наблюдения за выполнением соглашений по разоружению и контролю за вооружениями, а также слежения за кризисами ситуациями. Это предложение не было принято. В 1988 году на 3-й Специальной сессии Генеральной Ассамблей ООН представитель СССР предложил создать "Международное агентство космического наблюдения" (МАКН) для проверки соглашений по разоружению, слежению за региональными конфликтами, наблюдения за развитием обстановки и т.п. К нему прилагались подробные предложения по техническому облику МАКН, юридических аспектов его будущей деятельности, организации работ на технических средствах и т.п. Но как и французское предложение оно не было принято к реализации. Следует отметить, что США и Россия, имея национальные космические средства контроля, в 1998 году согласились приступить к созданию Совместного Центра обмена данными (ЦОД) систем предупреждения о ракетном нападения, но пока только в интересах этих двух стран. С 2000 года в Москве выделены и готовятся помещения этого Центра, согласованы вопросы состава персонала с каждой стороны. Но налаживание планомерной работы Центра не такой простой вопрос. В нём будут два равноправных руководителя от России и США, которые будут осуществлять совместное повседневное руководство работой персонала и нести совместную ответственность за выполнение задач, возложен на ЦОД. Кроме того будет создана Совместная комиссия из представителей министерств обороны обеих стран. Заседания этой комиссии будут проходить не реже двух раз в год. В необходимых случаях по требованию одной из сторон Комиссия может рассматривать любые вопросы, связанные с деятельностью ЦОД. Если и Комиссия не придет к обоюдному решению, то вопрос будет передаваться на рассмотрение правительств России и США. Следует отметить, что данный Центр фактически не сможет обеспечить 100-процентного своевременного предупреждения о ракетном нападении. Технического объединения средств наблюдения космического и наземного эшелонов систем двух стран не будет. Каждая из сторон предоставляет другой стороне обработанную информацию о пусках БР только в масштабе времени близком к реальному если это возможно. Следует указать на такую щекотливую проблему, как отношения в этой области с третьими странами. Для России это выдача информации по пускам китайских и индийских ракет, что может вызвать недовольство со стороны этих стран. Кроме того, в Статье 13 Меморандуме о создании ЦОД определено, что информация, предоставляемая любой стороной, рассматривается как носящая конфиденциальный и чувствительный характер. Она не может быть передана третьему государству без письменного согласия стороны, предоставившей её. Все эти трудности, а также другие обстоятельства, о которых будет упомянуто в следующей лекции, привели к тому, что ЦОД в июне 3001 года, как это намечалось, и до сих пор работать не начал. Но по крайней мере опыт создания и затем можно надеяться функционирования ЦОД'а можно будет использовать в более широких масштабах.

Конечно, до начала создания глобального или региональных информационно-разведывательных Центров необходимо провести предварительную подготовительную работу:

Разумеется, что реализация столь сложного проекта дело не одного года, но сама идея привлечения к его продвижению многих участников будет способствовать укреплению международной безопасности.

В заключение следует сделать вывод, что человечеству, развивая использование космического пространства в военной сфере, непременно надо обеспечить меры по предотвращению вывода в это пространство любых видов оружия.

Начало лекции

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003г.