Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Ядерное оружие: современный баланс сил
Ядерное оружие, ядерные и пороговые страны, структурный и количественный состав их ядерных сил

Геннадий Константинович ХРОМОВ
Старший эксперт Главкосмоса, участник переговоров по выработке Договора РСМД и других международных соглашений

Текст лекции Г.К. Хромова, прочитанной 16 сентября 2004 г. в Московском физико-техническом институте в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"


Тема сегодняшней лекции "Ядерное оружие, ядерные и пороговые страны, структурный и количественный состав их ядерных сил". К оружию массового уничтожения относится химическое, биологическое и ядерное. Некоторые сюда также относят и некоторые виды нового оружия, например, климатическое. Большинство специалистов сходятся на том, что наиболее опасным является ядерное оружие, не говоря уже от том, что химическое и биологическое оружие сегодня находится под запретом. А ядерное оружие находится на вооружении у целого ряда стран мирового сообщества. И только ставится задача о том, чтобы его сокращать и ликвидировать. То есть завершение процесса сокращения и ликвидации еще далеко не определено и, очевидно, займет многие годы.

Химическое и биологическое оружие считаются запрещенными, и запасы их подлежат уничтожению в ближайшие годы. Более того, существует общепризнанная оценка о меньшей опасности химического и биологического оружия по сравнению с ядерным, хотя не все с этим согласны. Тем не менее, большинство специалистов сходятся на том, что ядерное оружие -- самое опасное оружие массового уничтожения.

17 июня 1925 г. был принят Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. А в отношении того химического оружия, которое имеется на вооружении сегодня, имеют место договоренности о его полном уничтожении в ближайшие годы. 26 марта 1972 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Сегодня мы будем говорить о ядерном оружии, как о наиболее опасном ОМУ, в том числе о возможных аспектах его ограничения. Ядерное оружие появилось в Соединенных Штатах, которые применили его в войне с Японией в 1945 г. (против городов Хиросима и Нагасаки). Вся дальнейшая политика США строилась именно на том, что они обладают ядерным оружием, а больше никто им не обладает. Создавались производственные мощности для его выпуска и выпуска средств доставки. Менялась внешняя политика государства, обладающего этим оружием. Но в 1949 г. монополия Соединенных Штатов кончилась: Советский Союз провел собственные ядерные испытания и начал создавать и серийно выпускать свое ядерное оружие и средства его доставки. Конечно, оно появилось в необходимых количествах не сразу, но 1949 г. -- это год окончания монополии США на ядерное оружие.

Первые годы, в силу того, что у Советского Союза не было опыта и не было необходимых количеств ядерного оружия, Соединенные Штаты продолжали наращивать свой ядерный арсенал, не обращая внимания на те призывы остановиться, которые выдвигались Советским Союзом. В частности, еще в 1946 г. предлагалось запретить производство и исследование атомной энергии в военных целях. В октябре 1948 г. предлагалось подготовить конвенцию о запрещении атомного оружия, в июне 1954 г. предлагалось договориться об основных положениях международной конвенции запрещения атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения. В октябре 1957 г. предлагалось реализовать план Рапацкого о создании в Центральной Европе зоны, свободной от атомного оружия. Советский Союз принимал активное участие в подготовке Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (подписан 5 августа 1963 г.).

Все эти мероприятия рассматривались Организацией Объединенных Наций, и появились некоторые международные документы. Появился Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в котором государства-участники, не обладающие ядерным оружием, согласились не разрабатывать и не получать ядерное оружие, а ядерные державы -- продолжить ядерное разоружение. Этот договор вступил в силу в 1970 г.

Но все шло далеко не так гладко, как до сих пор прозвучало. Израиль, Индия и Пакистан не присоединились к этому договору о, по сути, ликвидации ядерного оружия (хотя конкретные сроки и не установлены). Пять ядерных держав -- США, Советский Союз, Великобритания, Франция и Китай -- далеко не сразу начали заниматься ядерным разоружением. США вступили в контакт с Советским Союзом по поводу ограничения ядерных вооружений когда осознали безосновательность своей политики мирового господства, когда СССР показал свои возможности -- это период конца 70-х - начала 80-х гг.

Прежде чем остановиться на отношениях между Советским Союзом (Россией) и Соединенными Штатами, -- основными ядерными государствами, -- сначала коротко охарактеризуем положение дел на сегодня в других странах.

На сегодня в Великобритании на вооружении находятся 48 ракет "Трайдент-II". Это американская ракета, полученная от Соединенных Штатов с ядерным зарядом. Кроме ядерных вооружений на флоте, по имеющимся данным, у Великобритании ничего нет. С самолетов типа "Торнадо" ядерное оружие изъято. Четыре подводных лодки (ПЛ) -- в эксплуатации, причем одна из этих четырех ПЛ, как правило, находится на ремонте, а три ПЛ -- в эксплуатации. Каждая ПЛ вооружена шестнадцатью ракетами "Трайдет-II".

Ядерные силы Франции -- более многоплановые. На сегодня до 60-ти ракет ближнего радиуса действия, будем так говорить, размещается на "Миражах" (истребителях-бомбардировщиках), с последующим переходом этих ракет на самолеты "Рафаэль". Также ядерное оружие имеется на палубных самолетах, размещенных на французских авианосцах. Наземные баллистические ракеты -- их было немного, порядка 18-ти штук, -- на сегодня сняты с вооружения. Вместе с тем, во Франции имеется база по созданию баллистических ракет, и создаются новые ракеты. В частности, М-45 с дальностью 6 тыс. км, а к 2008 г. должна быть создана ракета М-51 с дальностью 8 - 10 тыс. км. Причем все французские ракеты, размещаемые на подводных лодках, оснащены разделяющейся головной частью с шестью ядерными зарядами.

Стратегические силы Китая. Самолеты, с дальностью полета до 3 тыс. км, оснащены, по имеющимся данным, до 150 ядерных бомб. На сегодня один тип баллистических ракет имеет дальность 13 тыс. км, то есть дальность вполне достаточная, чтобы поражать территории Соединенных Штатов и Европы. Остальные ракеты имеют гораздо меньшую дальность. Считается, что всего у Китая на вооружении 120 ракет, которые способны нести ядерные заряды. Также имеется на вооружении одна БРПЛ с двенадцатью ракетами.

Эти три страны, плюс США и Россия - официальные ядерные державы. На сегодня есть и три ядерные державы, которые официально не считаются ядерными державами, но тем не менее, у них на вооружении есть ядерное оружие.

В частности, начнем с Индии. В Индии ядерное оружие имеется на самолетах; имеются баллистические ракеты: оперативно-тактические с дальностью 150 км и стратегические ракеты "Агни-1" с дальностью 1500 км и "Агни-2" -- 2 тыс. км. Их немного. Индия принимает меры к созданию ракет и на флоте (ракеты "Сагарика"). В целом, не смотря на то, что Индия в 1998 г. провела ядерные испытания, ядерные силы Индии ограничены, но они развиваются. В этом же году Пакистан тоже провел ядерные испытания, и фактически тоже вошел в группу ядерных стран. Ядерное вооружение у него на самолетах F-16 с дальностью 1600 км и на ракетах "Гаури-1" и "Гаури-2" (последняя с дальностью до 2 тыс. км). Во всяком случае, этой дальности достаточно для поражения объектов на территории Индии и в какой-то степени на территории Китая. Безусловно, и другие страны попадают под угрозу применения ядерного оружия. Я назвал Индию, прежде всего потому, что у Индии с Пакистаном давно идет вражда и территориальные претензии друг к другу.

Еще одна страна, по имеющимся данным, обладает ядерным оружием. Это Израиль. Он приобрел его гораздо раньше, чем Индия и Пакистан. Считается, что у Израиля ракетами с ядерными зарядами оснащены самолеты F-16 и F-15, а также ракеты "Иерихон-1" и "Иерихон-2" с дальностью до 1800 км. Всего, считается, что в Израиле до 200 ядерных зарядов. Это уже достаточно много по сравнению с Индией и Пакистаном.

Что конкретно происходило во взаимоотношениях США и Советского Союза (России)? Гонка ядерных вооружений привела к тому, что в начале 70-х гг. советско-американские отношения привели к ситуации взаимного гарантированного уничтожения, или стратегического паритета. Ни одной из сторон не удавалось его нарушить. Во всяком случае до сегодняшнего дня этот паритет существует. Качественное совершенствование вооружений, которое проводилось Соединенными Штатами и Советским Союзом -- увеличение мощности ядерных зарядов, повышение точности доставки их к цели, повышение защищенности пусковых установок, принятие на вооружение ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ), развертывание мобильных пусковых установок, снижение шумности подводных лодок и тому подобное, -- давали лишь временное преимущество той или другой стороне, которое в скоре перекрывались другой стороной.

Осознание бесперспективности подобного соревнования привело обе стороны к переговорам об ограничении и сокращении ядерных вооружений. Переговоры осложнялись тем, что стратегические силы обеих сторон был несимметричны. У каждой из сторон имелись свои технические приоритеты, несмотря на общую направленность этих сил, на общие приоритеты этих сил. Так в США 70% стратегических ядерных зарядов размещено на подводных лодках. В то время как в Советском Союзе, в силу его географического положения, отдавалось предпочтение межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), располагаемым на суше. Советский Союз, а теперь Россия, в составе своих вооруженных сил имеют значительное количество мобильных МБР, чего нет в США. Есть и многие другие различия.

В августе 1963 г. был подписан московский Договор о запрещении испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Вскоре после этого начались переговоры, которые привели летом 1968 г. к заключению Договора о нераспространении ядерного оружия. Тогда же по горячим следам Карибского кризиса стали возникать мысли о мерах по снижению уровня военно-политического противостояния СССР и США. В ноябре 1969 г. открылись переговоры, которые привели к заключению в 1972 г. бессрочного Договора об ограничении систем противоракетной обороны и Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (так называемый "Договор ОСВ-1"). Затем в октябре 1980 г. начались переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе. А в 1982 г. -- об ограничении и сокращении стратегических вооружений. Однако великодержавные амбиции и Советского Союза, и Соединенных Штатов стали причиной перерыва в переговорах по ограничению стратегических вооружений в 1983 г.

Тем не менее, опасность ракетно-ядерного противостояния между СССР и США потребовала продолжения диалога. В январе 1985 г. на встрече министров иностранных дел СССР и США была достигнута договоренность о советско-американских переговорах по ядерным и космическим вооружениям (переговоры по ЯКВ), которые начались в марте того же года. То есть конкретные переговоры об ограничении ядерных вооружений начались в марте 1985 г. Они проходили по трем направлениям: по ракетам средней и меньшей дальности, стратегическим наступательным вооружениям, противоракетной обороне и космосу.

В 1987 г. в ходе этих переговоров был получен первый результат. Между СССР и США был заключен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор РСМД). По сути, это был первый реальный шаг в области ядерного разоружения. Согласно этому договору, к первому июня 1991 г. были ликвидированы имевшиеся у Советского Союза и США ракетные средства наземного базирования двух классов: средней дальности (под "средней дальностью" имеются в виду ракеты с дальностью свыше 1000 км., но не более 5500 км.) и меньшей дальности (свыше 500 км., но не более 1000 км). Советский Союз ликвидировал к 1991 г. 1846 ракет и 825 пусковых установок (ПУ). США ликвидировали 846 ракет и 318 ПУ. То есть это все ракеты и все пусковые установки для ракет указанного типа. Были также ликвидированы связанные с ракетами вспомогательные сооружения и оборудование, районы развертывания, ракетные операционные базы и вспомогательные комплексы. Все это было ликвидировано безвозвратно. Сегодня считается, что ракет средней и меньшей дальности на вооружении у России и Соединенных Штатов не имеется.

После заключения Договора РСМД, в связи со сменой администрацией в США, в советско-американских переговорах наступила пауза, связанная с приходом к власти администрации Джорджа Буша-старшего, который пришел к власти в 1988 г. В связи с этим в переговорах возник тайм-аут -- переговоры о стратегическом вооружении возобновились только летом 1989 г. В ходе переговоров в 1991 г. был заключен Договор СНВ-1. По этому договору стороны договорились сократить свои арсеналы ядерных боезарядов: Соединенные Штаты на 43.2%, а СССР на 41.6%. Стратегические носители сокращались США почти на 30%, а Советским Союзом -- на 36%.

Сокращались не только межконтинентальные ракеты, но и тяжелые бомбардировщики. Сокращались они в какой-то степени не одинаково в силу того, что вооруженные силы у СССР и у Соединенных Штатов были не симметричны. Для СССР за каждым тяжелым бомбардировщиком, оборудованным для ядерных КРВБ (крылатых ракет воздушного базирования) большой дальности, считалось по восемь боезарядов, а у Соединенных Штатов для 150 бомбардировщиков -- по десять боезарядов. На самом деле, и российские, и американские бомбардировщики были оснащены для большего количества ракет. Но это большее количество ракет учитывалось бы только в том случае, если у США было бы больше 150 тяжелых бомбардировщиков (ТБ), а у Советского Союза было бы больше 180 тяжелых бомбардировщиков. На самом деле в Советском Союзе никогда не было больше 180 ТБ, а у Соединенных Штатов было больше ТБ.

МБР наземного базирования были единственными типами МБР, для которых ограничивались не только ракеты, находящиейся на боевом дежурстве, но и пусковые установки, и ракеты, находящиеся в запасе. Это связано с тем, что мобильнее МБР могут быть сравнительно быстро развернуты, поэтому количество их стороны сочли необходимым ограничить. Но такие мобильные МБР (грунтовые и железнодорожные) были только у Советского Союза.

Договор СНВ-1 сопровождался мероприятиями по проверке ограничений и сокращений, проводимых сторонами. В рамках СНВ-1, фактически первого договора по контролю вооружениям, стороны исходили из того, что все параметры договора должны в максимальной степени проходить проверку. В частности, осуществлялся обмен данными и уведомлениями, то есть обо всех передвижениях, обо всех изменениях в составе стороны уведомляли друг друга. Второе положение, которое существовало при реализации Договора СНВ-1, и существует на сегодня: не создавать препятствий национальных техническим средствам. Как в США, так и в СССР имеются средства наблюдения из космоса за позициями межконтинентальных баллистических ракет. Какие-либо средства маскировки, какие-либо препятствия для наблюдения космическими средствами на сегодня запрещены. Осуществляется обмен телеметрической информацией, то есть после каждого пуска, проводимого и в Соединенных Штатах, и в Советском Союзе (а теперь и в России), -- а все баллистические пуски сопровождаются передачей телеметрической информации -- стороны в установленные сроки передают телеметрическую информацию в виде стандартных лент, а друг другу стороны предоставили соответствующую аппаратуру для воспроизведения информации с этих лент. Что это за пуски? Это пуски ракет, связанных с контролем за производством (если ракета производится, то определенные партии их отстреливаются), учебно-тренировочные пуски, которые проводятся систематически, и другие.

В договоре СНВ-1 предусмотрены демонстрация и инспекции двенадцати различных видов. Это довольно сложные и всеобъемлющие процедуры, связанные с поездкой соответствующих инспекционных групп одной стороны на территорию другой. Особый контроль осуществляется за предприятиями, осуществляющими производство подвижных МБР. На сегодня такие мобильные МБР выпускаются только на территории России. А контроль за производством их ракет осуществляется путем соответствующего контроля за сборочно-комплектовочными базами по выпуску этих ракет. То есть на выпуске со сборочно-комплектовочной базы находятся американские инспектора, которые следят за выпуском этих ракет. Такая же инспекционная группа была и на территории Соединенных Штатов -- она наблюдала за сборкой ракет, которые потенциально считались аналогичными советским и российским МБР.

И последнее мероприятие, связанное с контролем за выполнением договора по межконтинентальным ракетам, о котором следует сказать, -- это создание совместной Комиссии по соблюдению и инспекциями, которая должна решать вопросы относящиеся к соблюдению принятых обязательств, согласовывать дополнительные меры, которые могут быть необходимы для повышения жизнеспособности и эффективности договора.

Договор СНВ-1 имел довольно сложную историю. Подписан он был в 1991 г., но в связи с распадом Советского Союза, и в связи с тем, что ядерные вооружения, попадающие под действие договора, находились не только на территории России, но и на территориях Белоруссии, Украины и Казахстана, а правомочность договора определялось уже только Россией, необходимо было, чтобы между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной было достигнута договоренность о том, что все стратегические вооружения, находящиеся в этих республиках (кроме России), будут переданы Российской Федерации, или, во всяком случае, не будут существовать в этих странах. Эти мероприятия проводились по так называемому Лиссабонскому протоколу, и к концу 1993 г. эта передача была осуществлена. Считается, что с конца 1993 г. - начала 1994 г. на территории Украины, Белоруссии и Казахстана ядерных вооружений уже не было. И, фактически, выполнение Договора началось с декабря 1993 г.

Как развивались события дальше? Стороны исходили из того, что процесс разоружения должен быть продолжен -- такое понимание было достигнуто с самого начала. Норма Договора СНВ-1 -- это 6000 боеголовок у каждой из сторон. Достаточно сказать, что Советский Союз и США вошли в Договор с такими официально зафиксированными количествами: 10271 у Советского Союза и 10563 у Соединенных Штатов. В том числе на баллистических ракетах 9416 у Советского Союза и 8210 у Соединенных Штатов. На баллистических ракетах подводных лодок (БРПЛ) отношение такое: 2804 - количество ядерных зарядов на БРПЛ СССР и 5760 -- на БРПЛ США. С таким количеством Соединенные Штаты и Советский Союз вступили в эру сокращения ядерных вооружений. Сегодня Договор СНВ-1 выполнен, не говоря о том, что прошло время, которое установленно этим договором для осуществления сокращений. По договору, общее количество ядерных зарядов, включая самолеты, у каждой из сторон не может быть больее 6000 боеголовок. На сегодня у США и у России этих зарядов несколько меньше.

3 января 1993 г. был подписан договор СНВ-2, который так и не увидел света. Он был ратифицирован сенатом США в 1996 г., и предусматривал сокращения до уровня в 3000-3500 зарядов, в том числе 1700-1750 боезарядов на БРПЛ. Договор долго не ратифицировался российской Думой, а когда он все же был ратифицирован, то его вступление в силу оговаривалось рядом дополнительных условий (я остановлюсь на этом ниже). Договор СНВ-2, несмотря на то, что преследует ту же самою цель, что и СНВ-1 -- резкое сокращение боезарядов, -- получился более однобоким. Эта однобокость заключается в том, что США могли увеличить арсенал своих боеголовок за счет того, что боеголовки и платформы (устройства по размещению головок на ракетах) не уничтожались. Условия договора позволяли американцам снятые боеголовки установить обратно на баллистические ракеты. Если считалось, что МБР Минитмен-3 будет иметь одну боеголовку вместо трех, то снятые боеголовки в любой момент могли быть возвращены обратно на ракеты. А это позволяло разместить на оставшихся 500 ракетах Минитмен-3 дополнительно 1000 боеголовок. Тоже самое было и по другим ракетам. Прежде всего имеется в виду ракеты БРПЛ, на которые можно было размещать, путем возврата боеголовок на ракеты, до 2000 боезарядов. Россия такой возможности не получила. По договору Россия получила возможность восстановить всего 1005 боезарядов и на МБР, и на БРПЛ, а Соединенные Штаты -- 1960 на МБР и 2000 на БРПЛ. То есть система возврата боеголовок позволяла США получить принципиальное превосходство над Россией. Еще более худшее положение получалось по тяжелым бомбардировщикам. В общем, Россия могла увеличить количество боезарядов на своих средствах при возврате этих боезарядов за счет того, что платформы не уничтожались, на 28.7%-46.4%. А США могли увеличить свой потенциал боезарядов на 120.9%. Для вопроса по обеспечению ядерной безопасности такие цифры (46.4% и 120.9%) несоизмеримы.

Тот факт, что боеголовки при сокращении по Договору СНВ-2 не ликвидируются, а снимаются и неизвестно где хранятся, не решает вопроса сокращения вооружения, как это было в договоре по РСМД. В договоре по РСМД при сокращении ракет ликвидировались не только сами ракеты, но и корпуса боеголовок. В договоре СНВ-2 предусматривалась не ликвидация боеголовок, а просто их снятие. Процесс оснащения, возврата ракет на боеголовки на ракеты исчисляется максимум несколькими сутками -- это довольно простая работа, потому что платформы сохранены, и возможности ракеты обеспечивают размещение на ней этих головок. В договоре по РСМД предусматривалось уничтожение корпусов боеголовок. Почему не боезарядов? Боезаряды относятся к несколько другой категории, и непосредственно в ходе инспекции, в ходе контроля за реализацией договора они не наблюдаются, не считаются, а учитываются в только корпуса боеголовок. Основной причиной такого подхода к боеголовкам следует считать то, что американцы выдвинули претензию, что нельзя уничтожить боеголовку сразу после снятия ее с ракеты. В договоре по РСМД там была возможность уничтожать корпус боеголовки вместе с ракетой потому, что там все ракеты ликвидировались полностью. Конечный итог был выход на ноль. Здесь американцы выдвинули тезис о том, что уничтожать корпус боеголовки и ядерный заряд можно только со сдвигом по времени по отношению к самой ракете. И несмотря на то, что Россия предлагала ликвидировать боеголовки с каким-то сдвигом по отношению к ликвидации ракеты, эта договоренность не прошла. На сегодня, во всяком случае в договоре по СНВ-2, ликвидация боеголовок не предусматривалась.

Имеют место и некоторые другие вопросы, которые были учтены или не учтены в Договоре СНВ-2, которые в какой-то степени выходят боком только для нашей страны. При ратификации Договора СНВ-2 Дума выдвинула ряд дополнительных требований. Что это за требования? Это требования, связанные с недостатками Договора СНВ-2.

В Договоре СНВ-2 фактически фигурирует договоренность о том, что он будет соблюдаться при выходе любой из сторон из Договора по ПРО. Поэтому можно было выйти из Договора по ПРО, а Договор о сокращении наступательных вооружений оставался. Так вот Дума решила и, по-моему, совершенно правильно решила выдвинуть дополнительные требования. Договор вступает в силу при условии, что будет сохранен Договор по ПРО.

Далее в договоре имел место такой недостаток: уровень 3500 боеголовок требовал фактически возобновление или замену некоторых ракет у нас. Дело в том, что по этому договору, как я уже говорил, ликвидировались все тяжелые ракеты (по СНВ-1 оставалось 154 таких ракеты, и по СНВ-2 они бы все ликвидировались). По СНВ-2 вообще запрещалось иметь МБР наземного базирования с разделяющимися головными частями. Поэтому на том количество ракет, которое оставалось бы, невозможно было развернуть 3500 оставшихся боеголовок. Для того, чтобы обеспечить равенство с Соединенными Штатами, России потребовалось бы выпускать новые ракеты. Это условие потребовало от Думы, чтобы она поставила вопрос о проведении дальнейших переговоров по сокращению общего количества боезарядов до более низкого лимита. То есть вместо лимита 3500, который установлен в Договором СНВ-2, до, положим, 1700-2000, который позволял бы обойтись существующим количеством ракет. И начало таких переговоров было еще одним условием, которое выдвинула Дума при ратификации этого договора.

Эти условия -- выход из положения, связанного с недостаточностью Договора СНВ-2, но они привели к тому, что американцы не подтвердили ратификацию этого договора с теми дополнениями, которые прозвучали при его ратификации в Думе. И Договор СНВ-2 фактически утратил свою силу. Для того, чтобы спасти этот договор, предлагалось увеличить срок его реализации. Президент США Клинтон в 1997 г., накануне своего ухода, подписал протокол, в котором предусматривались увеличить сроки реализации договора с 2003 г. до 2007 г., а также снизить суммарное количество зарядов СНВ; подтверждалась приверженность Договору по ПРО 1972 г. И еще в этом решении президента 1997 г. был записан "дежурный" пункт относительно американской помощи ликвидации наших ракет. Все это зафиксировано в документе, подписанном президентами двух стран 27 марта 1997 г. Как я уже отметил, американский сенат не утвердил те дополнения, которые российская дума выдвинула к Договору СНВ-2, и которые фактически были одобрены президентом Клинтоном.

Следующим этапом в области ограничения стратегических наступательных вооружений был так называемый Договор о стратегических наступательных потенциалах (так называемый Договор СНП). В 2003 г. он был подписан. Но в нем выполнено только одно из тех условий, которые фигурировали в документе, подписанном Клинтоном в 1997 г. -- это уменьшение общего количества стратегических ядерных боезарядов до примерно 2000. То есть с 3500 уровень был уменьшен до 2000. Но никаких слов о приверженности Договору по ПРО в этом договоре не было зафиксировано. На сегодня Договор СНП вступил в силу. Он ратифицирован и российским парламентом, и американским конгрессом. По этому договору уровень вооружений, как я уже сказал, порядка 2000, но те недостатки, которые были у Договора СНВ-2, остались и в Договоре об СНП.

Что это за недостатки? Это несимметричность сокращений российских и американских вооружений, то есть в случае выхода из Договора американцы имеют возможность гораздо быстрее, и более безболезненно, чем Россия, нарастить свои вооружения. России нужно будет вкладывать большие деньги в производство, а американцам -- только установить готовые боеголовки на имеющихся ракетах. Наши боеголовки снимаются так же, как и американские; они не режутся, и никакой отчетности нет, потому что нет никакой договоренности с американцами. Но, как я уже говорил, у нас режутся ракеты, а применительно к таким сокращениям, о которых я говорил рассказывая о Договоре СНВ-2, мы режим ракет больше, чем Соединенные Штаты -- по типажу. Скажем, тяжелые ракеты, на которых размещается по десять боеголовок, полностью ликвидируются -- поэтому для того, чтобы выйти на ту сумму, которую нужно было бы иметь (3500 по Договору СНВ-2), нужно было бы производить новые ракеты, потому что иначе некуда было бы ставить боеголовки. Эта вот асимметрия, приводит к дополнительным затратам, связанным с реализацией договора. Это касается не только тяжелой ракеты, это касается и ракеты УР-100Н, на которой количество боеголовок с шести сокращается до одной. Но количество этих ракет -- 105, и возврат боеголовок не обеспечивает выхода на ту же самую сумму, что будут иметь Соединены Штаты. Фактически этот же недостаток остался и в действующем Договоре СНП, подписанном и ратифицированном только что. Но там он менее значим, потому что речь идет уже о более низком уровне: не 3500, а порядка 2000 стратегических ядерных боезарядов у Соединенных Штатов и у России.


Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-04гг.