Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ
|
Виктор Стефанович Колтунов принимал непосредственное участие в выработке договоров по РСМД, СНВ-1, Нью-йоркских договоренностей по ПРО и целого ряда других соглашений. В течение 10 лет, с 1992 по 2002 г., являлся Представителем России в Постоянной консультативной комиссии (ПКК) по Договору по ПРО. Вопросами ядерного оружия начал заниматься с 50-х годов.
Цель лекции: дать общее представление о том, как зарождался и становился переговорный процесс в области контроля над ядерными вооружениями, каково его нынешнее состояние и каково будущее этого процесса.
В лекции рассматриваются три вопроса:
- Переход к ядерному разоружению. Выработка соглашений по ограничению и сокращению ядерных вооружений - как один из путей укрепления национальной и международной безопасности.
- Краткая характеристика советско(российско) - американских соглашений в области ядерных вооружений.
- Нынешнее состояние и перспективы процесса ограничения и сокращения ядерных вооружений.
1. Ушедший ХХ век останется в истории как век, породивший ядерное оружие, оказавшее огромное влияние на весь последующий ход развития мира.
В рамках данной лекции не представляется возможным дать подробную картину того, как шло наращивание ядерных арсеналов у ядерных государств. Поэтому напомню лишь основные вехи:
- 16 июля 1945 г. США на испытательном полигоне в пустыне Аламогордо проводят первое испытание атомной бомбы, а 6 и 9 августа 1945 г. американские атомные бомбы сбрасываются на Японские города Хиросима и Нагасаки;
- через 4 года, в августе 1949 г., первое испытание атомного оружия проводит и Советский Союз;
- в 1952 г. США первыми осуществляют термоядерный взрыв. Советский Союз в августе 1953 г. отвечает успешным испытанием транспортабельной термоядерной бомбы;
- основным средством доставки атомных и термоядерных зарядов, как в США, так и в Советском Союзе, сначала была авиация. Однако вскоре в качестве носителей таких зарядов становятся баллистические ракеты (БР), обладающие меньшей уязвимостью в полете и способные в предельно короткое время наносить ядерные удары по территории агрессора.
В США программы межконтинентальных баллистических ракет ("Атлас", "Титан", "Минитмен"), баллистических ракет подводных лодок ("Поларис") были начаты в 1954-1957 гг. Чуть позже, в 1959-1965 гг., и в Советском Союзе создаются и развертываются ракетные комплексы средней и межконтинентальной дальности (Р-12, Р-14, Р-16).
Первые и американские, и советские БР оснащались моноблочными ГЧ, обладали низкой боеготовностью и невысокой точностью.
Поэтому развитие последующих поколений БР шло по пути создания ампулизированных ракет, обеспечивающих высокую степень боевой готовности; использования шахтных пусковых установок (ШПУ), защищающих БР от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва; увеличения дальности стрельбы - для БР морского базирования; уменьшения шумности ПЛ; обеспечения максимально возможной точности стрельбы баллистических ракет (главным образом, за счет применения БЦВМ).
На вооружение у сторон поступали и все более совершенные авиационные средства доставки ядерного оружия - тяжелые бомбардировщики.
В 1965 г. руководство США в центр внимания поставило две новые программы - программу ПРО и программу создания БР с разделяющимися головными частями (РГЧ).
Рис.1. Развертывание пусковых установок и боеголовок (БГ) американских и советских МБР В основе такого внимания к этим программам, скорее всего, лежало прежде всего стремление США "уйти в отрыв" от Советского Союза по совокупному ядерному потенциалу, одновременно обезопасив свою территорию от возможного ответного удара и тем самым выйти на доминирующее положение в мире, что позволяло бы решать, при необходимости, возникающие международные проблемы "с позиции силы". А не нужно забывать, что все это происходило на фоне ожесточеннейшего противоборства двух идеологических систем, в разгар "холодной войны", в условиях, когда в США одна за другой менялись стратегические концепции.
Конечно, эти программы связаны и с военно-техническими соображениями. Дело в том, что применение РГЧ позволяло - при одной и той же полезной нагрузке ракеты - не только увеличить количество боеголовок (БГ) на ракете, но и повысить ее эффективность за счет: возможности обстрела одной ракетой нескольких целей, разнесенных на сотни км друг от друга; более равномерного распределения энергии взрыва боеголовок одной ракеты по площади цели и, наконец, большей вероятности преодоления ПРО.
Подводя итог всему сказанному, необходимо отметить, по крайней мере, три принципиально важных обстоятельства:
Рис.2. Развертывание американских и советских пусковых установок и боеголовок (БГ) БРПЛ в 1970-1986 гг.
- первое: в результате "ядерной круговерти" общее число ядерных боезарядов на стратегических носителях ( т.е. на МБРР, БРПЛ и ТБ) к началу 80-х годов у каждой из сторон достигло огромной величины - около 10 тыс. единиц. Рост числа боеголовок на МБР и БРПЛ Советского Союза и Соединенных Штатов приведен на рис. 1, 2, 3 ( по данным американского источника "Советская военная мощь", 1986г.);
- второе: на рубеже 70-х годов в стратегических вооружениях между СССР и США сложился примерный паритет. Формирование стратегического равновесия ССР-США стало событием огромной значимости. Оно наложило свой отпечаток на весь последующий ход советско-американских отношений;
- третье: по мере роста ядерных арсеналов стало появляться понимание того, что путем гонки вооружений безопасность не укрепляется и что в ядерной войне невозможно достичь победы, а также того, что получение односторонних преимуществ в области стратегических вооружений не отвечает интересам ни одного, ни другого государства. Обе стороны пришли к тривиальному на сегодня и далеко не очевидному для того времени выводу, что военная безопасность в принципе может обеспечиваться двумя путями: первый - наращиванием вооружений, второй - путем сокращения вооружений до равных (или примерно равных) уровней.
Рис.3. Развертывание боеголовок американских и советских МБР и БРПЛ Однако, первый путь ведет к раскручиванию гонки вооружений, подрыву стратегической стабильности, губительному напряжению в экономике. И поэтому выбор был сделан в пользу второго пути - предпочтительности политических средств перед военно-техническими в деле обеспечения международной безопасности.
Таков в общих чертах фон и таковы основные побудительные мотивы, приведшие Советский Союз и США за стол переговоров по ограничению и сокращению ядерных вооружений.
Немаловажное влияние в этом плане имели и события Карибского кризиса 1962 г. Пожалуй, здесь впервые стороны осознали недопустимость ядерной войны; то, что в кризисных ситуациях руководители ядерных держав должны иметь возможность быстрого установления контакта с тем, чтобы исключить ошибки в оценке действий и намерений друг друга и найти выход из создающихся ситуаций. В этих целях уже 20 июня 1963 г. представители СССР и США подписали Меморандум об установлении линии прямой связи, а с 31 августа того же года она начала действовать, получив название "линия горячей связи".
2. В числе соглашений, положивших начало процессу ограничения и сокращения ядерных вооружений, одно из первых мест следует отвести Договору о запрещении испытаний ЯО в атмосфере, космическом пространстве и под водой (этот многосторонний договор был подписан 5 августа 1963 г. и вступил в силу 10 октября того же года), Договору о нераспространении ЯО, подписанному в 1968 г., и Соглашению "О мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США", подписанному в сентябре 1971 г.
Первый реальный практический шаг на пути взаимного ограничения ядерных вооружений двух ведущих ядерных держав был предпринят в ноябре 1969 года, когда были начаты первые в истории советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Переговоры проходили в Хельсинки в обстановке строгой конфиденциальности. Делегации были немногочисленными и формировались из специалистов высокого государственного уровня. Так, в советскую делегацию входили Начальник Генерального штаба (Н.В. Огарков), заместитель Министра иностранных дел (В.С. Семенов), заместитель Министра обороны по вооружению (Н.Н. Алексеев) и еще несколько человек такого же ранга.
Началу переговоров предшествовали конфиденциальные контакты тогдашнего премьер-министра СССР А.Н. Косыгина с руководством США (в частности, с министром обороны Р. Макнамарой), в ходе которых затрагивалась проблема создания систем ПРО. Советский Союз, в то время лидируя в разработке средств противоракетной обороны (создавая систему ПРО вокруг Москвы), считал неверным запрещение "никому не угрожающих" оборонительных систем. Большинство же американских специалистов, включая и министра Р. Макнамару, выступали за то, чтобы СССР и США не создавали систему противоракетной обороны страны, считая - и вполне обоснованно - что создание такой системы обеими странами приведет лишь к еще большей гонке стратегических наступательных вооружений и не позволит ни одной из них добиться стратегического превосходства над вероятным противником.
В ходе начатых переговоров позиции сторон постепенно сблизились, в результате чего 26 мая 1972 года были подписаны первые советско-американские договоренности в области стратегических вооружений:
- Договор об ограничении систем противоракетной обороны и
- Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений.
Договор по ПРО запрещал Соединенным Штатам и Советскому Союзу развертывать системы ПРО территории страны и создавать основу для такой обороны. Он запрещал также создавать, испытывать и развертывать системы и компоненты ПРО морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования.
Каждой стороне разрешалось иметь по два, а с 1974 г. - по одному району ПРО (вокруг столицы или одной из баз МБР), в котором могло развертываться не более 100 ПУ противоракет.
Договор по ПРО был бессрочным. Однако 13 декабря 2001 г. Президент США Дж.Буш объявил о выходе своей страны из этого Договора, а через 6 месяцев - 13 июня 2002 г. он прекратил свое действие. Это решение США - огромная политическая ошибка.
Ведь подписание и вступление в силу Договора по ПРО имело поистине историческое значение. В нем на практике был воплощен принцип взаимного ядерного сдерживания, суть которого была и остается в том, что стороны, отказавшись от развертывания ПРО территории страны, осознанно поставили себя в условия, при которых каждая из них лишалась возможности нанесения первого ядерного удара без опасения получить ответный ядерный удар возмездия другой стороны.
Создание такой ситуации объективно лишало реального смысла в дальнейшем наращивании СНВ, подводило базу для прекращения гонки вооружений в этой области. И хотя гонку вооружений сразу же остановить было невозможно (здесь давал о себе знать целый ряд причин), все же этим Договором был заложен фундамент для выработки большинства последующих советско (российско)-американских договоренностей по ядерным вооружениям.
Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ (Договор ОСВ-1), подписанное одновременно с Договором по ПРО 26 мая 1972 г., было наглядным подтверждением вышеуказанным выводам.
Договор ОСВ-1 первым поставил реальный барьер на пути наращивания СМВ. Он включал ряд ограничительных мер. Основными из них являлись обязательства сторон в течение 5 лет (1972-1977 гг.):
- не строить новые стационарные ПУ МБР;
- не увеличивать количество ПЛАРБ и ПУ БРПЛ;
- не создавать новые ШПУ тяжелых МБР или переоборудовать в такие ШПУ существующие пусковые установки.
Этот Договор не предусматривал сокращений СНВ сторон. В нем не затрагивались тяжелые бомбардировщики, он не касался ядерных боезарядов. Но принципиально важным является то, что в нем был реализован принцип равенства и одинаковой безопасности сторон.
Так, к моменту выработки ОСВ-1 США имели МБР и БРПЛ с РГЧ, Советский Союз не имел их и, следовательно, существенно уступал США по общему количеству боеголовок на БР. В этих условиях США согласились, чтобы СССР имел больше как МБР (1526 против 1054 у США), так и БРПЛ (СССР - 62 ПЛ с 950 ПУ, США - 44 ПЛ с 710 ПУ). Таким образом, большее количество БГ у США компенсировалось большим количеством ПУ МБР и ПУ БРПЛ у Советского Союза. Именно на базе этого принципа стало возможным достижение не только ОСВ-1, но и последующих соглашений в области ядерных вооружений. Игнорирование его обрекало переговоры на неудачу.
Поскольку срок Временного соглашения истекал в 1977 г. заблаговременно началась работа по подготовке нового договора - ОСВ-2. Однако переговоры продвигались медленно. Из-за уортергейтского скандала в США произошла смена администрации Белого дома. И только после рабочей встречи в ноябре 1974 г. во Владивостоке Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева с Президентом США Дж.Фордом, где была достигнута договоренность об основных параметрах будущего долгосрочного соглашения, охватывающего период до конца 1985 г., переговоры получили ускорение.
В июне 1979 г. в Вене Договор ОСВ-2 был подписан. Это уже был Договор иного типа - он устанавливал равные для сторон суммарные потолки на СНВ; охватывал ограничениями не только БР, а всю "триаду", т.е. включая и тяжелые бомбардировщики (ТБ); вводил целый ряд ограничений на качественное совершенствование СНВ.
Основные параметры Договора ОСВ-2:
- суммарное количество носителей (ПУ МБР, ПУ БРПЛ, ТБ) - не более 2400 ед. (а с 1 января 1981 г. - не более 2250 ед.);
- в рамках этого количества вводились подуровни на средства, оснащенные РГЧ индивидуального наведения и крылатыми ракетами большой дальности (КР БД),то есть с дальностью свыше 600 км:
- ПУ МБР и БРПЛ с РГЧ ИН, ТБ с КР БД - не больше 1320 ед.;
- ПУ МБР и БРПЛ с РГЧ ИН - не более 1200 ед.;
- ПУ МБР с РГЧ ИН - не более 820 ед.
Договор ОСВ-2 не вступил в силу. В США он подвергся резкой критике со стороны его противников. Осенью 1979 г. администрация США отозвала Договор из Сената, который рассматривал вопрос о его ратификации. Официальным поводом для этого был объявлен ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан.
Тем не менее, вплоть до 1986 г. стороны по взаимному согласию придерживались основных ограничений Договора ОСВ-2. В 1986 г. США отказались от соблюдения обязательств по этому Договору, когда в ходе реализации программы развертывания ТБ с КРВБ ими был превышен предел на количество носителей с РГЧ ИН.
Надо отметить, что в конце 70-х- начале 80-х годов непросто начала складываться ситуация в наших отношениях со странами НАТО на европейском континенте. США не шли на учет в советско-американском стратегическом балансе своих ядерных средств передового базирования, на чем настаивала советская сторона. Шло наращивание ядерных средств союзников США - Великобритании и Франции. Советский Союз, оценивая все это, начал развертывание в Европе новых ракет средней дальности ("Пионер", СС-20 - по терминологии НАТО). В ответ Запад в 1979 г. принимает план довооружения Европы, оформив его в виде так наз. "двойного решения", которое предусматривало развертывание в Европе 572 американских баллистических и крылатых ракет и одновременное ведение переговоров с Советским Союзом об ограничении ядерных вооружений в Европе.
Эти события привели к тому, что в октябре 1980 г. в Женеве начались советско-американские переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе (ОЯВЕ). Опуская все перипетии этих переговоров, отметим, что они не дали результатов. В ноябре 1983 г. США приступили к развертыванию новых ракет в Европе. В этих условиях дальнейшее ведение переговоров потеряло смысл и советская делегация покинула Женеву.
После затянувшейся паузы 12 марта 1985 г. в Женеве начинается первый раунд новых переговоров - по ядерным и космическим вооружениям (сокращенно - ЯКВ).
Эти переговоры велись по трем направлениям:
- по стратегическим наступательным вооружениям;
- ядерным вооружениям средней дальности;
- космическим вооружениям (включая противоракетные средства).
Итог этих переговоров таков:
- в декабре 1987 г. в Вашингтоне подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (сокращенно - Договор по РСМД);
- в июле 1991 г. в Москве подписан Договор о сокращении и ограничении СНВ (Договор СНВ-1);
- достичь договоренности по космическим вооружениям не удалось.
Договор по РСМД открыл новый этап в решении проблемы ядерных вооружений - переход от количественных и качественных ограничений к полной ликвидации двух классов ракет, имеющих соответственно дальность стрельбы 1000-5500 км и 500-1000 км. Правда, сюда попала и наша ракета "Ока", имеющая дальность 400 км, что вызывало и продолжает вызывать широкие дискуссии специалистов, в средствах массовой информации. В ходе реализации Договора по РСМД ликвидировано в общей сложности около 2700 ракет, свыше 1000 ПУ, более 1200 корпусов ГЧ. Важнейшим достижением Договора по РСМД явилось и решение проблемы контроля. Надо сказать, что этот вопрос длительное время оставался "узким местом" в переговорной позиции СССР. В данном Договоре впервые была достигнута договоренность о том, чтобы в целях контроля, наряду с НТСК, использовались инспекции на местах, включая непрерывное наблюдение на объектах по производству ракет. Это стало настоящим прорывом. Опыт Договора РСМД широко использовался в последующих соглашениях.
Можно смело утверждать, что по своему охвату, степени детализации, сложности решенных в нем проблем - это первый и последний Договор такого рода. Предмет договора МБР, БРПЛ, ПУ МБР, ПУ БРПЛ, ТБ, а также боезаряды МБР, БРПЛ и ядерные вооружения ТБ. Стороны договорились сократить свои стратегические вооружения до уровня 1600 развернутых носителей и 6000 боезарядов на них. При этом наполовину должно быть сокращено количество наших тяжелых МБР. Были введены ограничения и на неразвернутые средства. Впервые был установлен предел на суммарный забрасываемый вес баллистических ракет (он не должен превышать 3600т).
Весьма сложным оказалось согласование порядка засчета СНВ, особенно вооружений ТБ. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, следует подчеркнуть, что в конечном счете здесь был принят условный засчет - тяжелый бомбардировщик засчитывался как одна единица в число носителей, а все ядерные бомбы и ракеты малой дальности на нем - как один ядерный боезаряд. Что касается крылаты ракет воздушного базирования (КРВБ), то они засчитывались так: для СССР в пределах 180 ТБ - по 8 боезарядов на каждом бомбардировщике, для США в пределах 150 ТБ - по 10 боезарядов, а сверх этих оговоренных количеств за каждым ТБ засчитывалось то количество КРВБ, для которого он реально оснащен.
Сокращения вооружений должны осуществляться поэтапно в течение 7 лет со дня вступления Договора в силу, а срок его действия - 15 лет. Сразу необходимо отметить, что Договор вступил в силу через 3,5 года после его подписания - в декабре 1994 года.
В декабре 2001 года стороны завершили сокращения своих вооружений до согласованных уровней, предусмотренных Договором СНВ-1. Сокращения вооружений осуществлялись путем их ликвидации или переоборудования по детально разработанным процедурам.
Контроль за соблюдением обязательств по Договору СНВ-1 включает использование НТСК (национальных технических средств контроля); 14 различных видов инспекций; непрерывное наблюдение на объектах по производству мобильных МБР; обеспечение доступа к телеметрической информации, передаваемой с борта баллистических ракет при их пусках, включая обмен магнитными лентами с записанной телеметрической информацией; меры доверия, способствующие эффективности контроля. Для содействия осуществлению целей и положений Договора СНВ-1 создана и поныне функционирует Совместная комиссия по соблюдению и инспекциям (СКСИ).
Надо сказать, что в дальнейшем в переговорном процессе произошли важные сдвиги.
Еще до вступления в силу Договора СНВ-1 в январе 1993 г. подписывается Договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ (получивший наименование - СНВ-2). СНВ-2 стал первым российско-американским соглашением в области контроля над вооружениями, в котором Россия выступала уже не только как правопреемница Советского Союза, но и как государство, делающее самостоятельные шаги на международной арене.
Нет необходимости отрицать, что Договор, подготовленный в предельно короткие сроки, являлся достаточно противоречивым соглашением, в нем имела место явная несбалансированность обязательств сторон.
Этот Договор предусматривал сокращение СНВ сторон до уровня в 3000-3500 боезарядов, с подуровнем в 1700-1750 боезарядов на БРПЛ, что по существу диктовало необходимость перестройки структуры наших СНВ.
Требовалась полная ликвидация МБР с РГЧ, а также полная ликвидация всех наших тяжелых МБР. Предусматривалась возможность переориентации (без каких-либо обязательных процедур) до 100 ТБ на выполнение неядерных задач. По существу, осуществлялся вывод их из засчета, чем реально могли воспользоваться лишь США.
Все это, как считалось, давало явные преимущества США и в результате предопределило весьма острые дискуссии при ратификации этого Договора в Государственной Думе. В конечном счете, Государственная Дума ратифицировала Договор СНВ-2, а Конгресс США до конца эту процедуру не довел (не был ратифицирован Протокол к Договору СНВ-2 о продлении сроков сокращения вооружений, подписанный 26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке). С выходом США из Договора по ПРО, вопрос о введении в действие Договора СНВ-2 окончательно был снят. МИД России 14 июня с.г. выступил с официальным заявлением о том, что в дальнейшем Россия не считает себя связанной обязательством соблюдать этот Договор.
С приходом в США к власти администрации Дж. Буша-младшего наметилось резкое изменение отношения американской стороны к выработке соглашений в области контроля над вооружением. Была провозглашена линия на осуществление сокращений вооружений в одностороннем порядке, без выработки юридически обязывающих документов, без соответствующего контроля. Совершенно очевидно, что такой подход, если бы он был принят, привел бы к разрушению переговорного процесса. Этого нельзя было допускать.
В таких условиях на свет и появился Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов России и США, который был подписан в Москве 24 мая 2002 г., срок действия - до 31 декабря 2012 г. Этот Договор сразу же вызвал острые дебаты. Сторонники Договора видят предусмотренные в нем сокращения до уровня 1700-2200 развернутых боезарядов как шаг, направленный на дальнейшее укрепление стратегической стабильности. Считают достижением и то, что он носит юридически обязывающий характер. То, что он позволяет каждой стороне по своему усмотрению определять состав своих СНВ.
Противники Договора о СНП подчеркивают, что он по существу является лишь документом о намерениях. В нем не определен предмет договоренности, нет правил засчета ядерных боезарядов, процедур сокращения, положений о контроле. Сокращения по новому Договору должны завершиться в 2012 году. В то же время он сохраняет в силе Договор СНВ-1, срок действия которого истекает на 3 года раньше - в 2009 году. И не ясно, как будет функционировать новый Договор в течение остающихся трех лет (до 2012 г.)
Конечно, все эти вопросы справедливы. Но нельзя игнорировать того, что снижение уровня боезарядов на развернутых носителях с 6000 ед. (по Договору СНВ-1) до 1700-2200 ед. - это шаг, лежащий в русле укрепления стратегической стабильности.
Весьма важным является и то, что с выработкой Договора о СНП сохраняется переговорная линия в разоруженческом процессе, то, что он способствует большей предсказуемости в отношениях двух ведущих ядерных держав.
В целом, можно констатировать, что позитивное начало в этом Договоре все же превышает его издержки. 28 мая 2003 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон о его ратификации, а 10 июня 2003 г. Договор вступил в силу.
Таким образом, подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что соглашения в области ядерных вооружений, о которых шла речь, стали поворотным моментом - от эпохи безудержного наращивания таких вооружений стороны перешли к их сокращению. Эти соглашения заметно разрядили международную обстановку, фактически заложили фундамент для обеспечения стратегической стабильности в мире, оказали глубокое позитивное воздействие на всю систему международных отношений.
3. В заключение несколько слов о перспективах процесса ограничения и сокращения ядерных вооружений.
Непредвзятый анализ показывает, что хотя в этой области еще остаются некоторые нерешенные вопросы, актуальность, острота этой проблемы сегодня значительно снизилась. Время таких договоров как РСМД, СНВ-1 ушло.
Представляется, что на нынешнем этапе центр тяжести в разоруженческом процессе постепенно будет переноситься на сотрудничество. Конечно, осуществление его будет идти непросто. Здесь наверняка будут давать о себе знать и сохраняющееся недоверие, и особая чувствительность сферы сотрудничества в военной области, и отсутствие достаточного опыта. Иными словами, весь набор тех проблем, которые имелись на начальном этапе процесса ограничения и сокращения ядерных вооружений, будет иметь место и на пути сотрудничества. Но представляется, что за этим направлением будущее.
Дополнительные сетевые материалы:
- Стратегические ядерные силы СССР и России, исторический обзор и сетевые ресурсы; см. также обзорную главу (в формате PDF, 155 kB) из кн. Стратегическое ядерное вооружение России (под. ред. П.Л. Подвига, Москва, ИздАт, 1998 г.)
- Текст временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), 26 мая 1972 г.
- Документы к Договору ПРО
- Текст Договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), 18 июня 1979 г.
- Документы к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1)
- Документы к Договору СНВ-2
- Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов
- Российско-американские соглашения в области контроля над ядерными вооружениями -- лекция В.М.Медведева, прочитанная в осеннем семестре 2003 г. в рамках курса Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность
- Советско (российско)-американские соглашения в области контроля над вооружениями -- лекция В.С.Колтунова, прочитанная в осеннем семестре 2002 г. в рамках курса Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность
- Актуальные проблемы российско-американских отношений и сокращения наступательных вооружений -- лекция А.Г.Арбатова из курса Стратегические вооружения и проблемы безопасности
- Стратегические ядерные силы США и России - состав, ядерные доктрины и программы развития -- лекция В.С.Колтунова, прочитанная в осеннем семестре 2003 г. в рамках курса Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность
- Тенденции ядерного разоружения. Недостатки Договоров СНВ-1 и СНВ-2, в кн. Сокращение ядерного оружия. Процесс и проблемы (под ред. А.С. Дьякова, издание Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, Долгопрудный, 1997 г.)
- Эволюция российских стратегических наступательных вооружений, (Николай Соков, Ядерный Контроль, т. 37, N 1, январь-февраль, 1998 г.)
- Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы, (под. ред. А.С. Дьякова, издание Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, Долгопрудный, 52 с., 27 июня 2001 г.), полный текст работы в формате PDF (350 Kb). См. также стенограмму презентации работы в Институте развития прессы 3 июля 2001 г.)
- Как работала вчерашняя "кухня" переговоров, (Николай Червов, Обозреватель-Observer, октябрь 2001 г.)
- Насколько ответственно стороны выполняют Договор СНВ-1?, (Иван Сидоров, Ядерное распространение, август-октябрь 1999 г., с. 64-69)
- Статус российско-американских переговоров по сокращению СНВ. Cобытия, комментарии, взгляды экспертов.
- Справочник СНВ-сайта: Контроль над ядерными вооружениями. Документы, комментарии специалистов
- Справочник СНВ-сайта: Стратегические наступательные вооружения США
- Текст Соглашения о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (30 сентября 1971г.)
- Текст Соглашения между СССР и США о предотвращении ядерной войны (22 июня 1973г.)
- СНВ-Сайт -- Процесс и проблемы сокращения ядерных воооружений -- события, факты, комментарии, документы. Интернет-проект Центра по изучению проблем разоружения энергетики и экологии
- Cтенограммы лекций курса "Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность" (2003/04 уч.г.)
- Cтенограммы лекций курса "Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"
- Cтенограммы лекций курса "Стратегические вооружения и проблемы безопасности" (весна 2002г.)
Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум
Поиск на СНВ-сайте
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-04 гг.