Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Ядерная программа КНДР

Олег Вячеславович РОЖКОВ
Советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Тезисы лекции О.В. Рожкова, состоявшейся 3 марта 2005 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"


О.В. Рожков

Ядерную программу КНДР можно разделить на два этапа. Первый - с середины 50-х до конца 70-х, - когда закладывались основные исследования КНДР в ядерной области, создавалась соответствующая инфраструктура, начиналась подготовка научных и технических кадров. Эта деятельность осуществлялась при содействии СССР, частично КНР. Второй этап - с конца 70-х по настоящее время. Данный период характеризуется развитием научно-производственной базы в основном с опорой на собственные силы, одновременно сопровождается попытками привлечения значительной иностранной помощи для создания атомно-энергетического комплекса в стране, способного существенно снизить остроту энергетического кризиса в КНДР. В это же время КНДР присоединяется к ДНЯО, возникают кризисы 1993-94, 2002-2003 годов, связанные с выполнением обязательств КНДР по ДНЯО и соглашению об осуществлении гарантий МАГАТЭ.

В 1947-50 годах СССР проведены геологоразведочные работы по урановым рудам. Обнаружено, что в Северной Корее имеется до 26 млн. тонн запасов урана, из них около 4 млн. тонн пригодны для промышленной разработки. В это же время сооружаются рудники, СССР вывозит из КНДР до 9 тыс. тонн руды моназита. После окончания корейской войны КНДР приступает к подготовке научно-технических кадров в области ядерных исследований. В 1956 году с СССР подписано соглашение о подготовке корейских специалистов. Они обучаются в МИФИ, МВТУ им.Баумана, МЭИ, проходят стажировку в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Всего до начала 90-х годов СССР подготовил около 300 корейских специалистов. В это же время в КНДР создаются НИИ в ядерной области: НИИ ядерной физики, НИИ радиохимии. После подписания в 1959 году соглашения с СССР о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии в Ненбене (80 км севернее Пхеньяна) начинается сооружение центра ядерных исследований. В том же году КНДР заключила аналогичное соглашения с КНР. К 1965 году исследовательский центр в Ненбене построен. СССР поставил для него исследовательский реактор ИРТ-2000 (тепловой мощностью 2 Мвт), впоследствии корейцы его дважды модернизировали, доведя мощность до 8 Мвт (тепловая). Топливо для реактора вплоть до 1991 года поставлялось из СССР. Кроме этого для центра в Ненбене СССР поставляет радиохимическую лабораторию, состоящую из 7 камер и 9 блоков для получения радиоактивных изотопов, а также критсборку (100 вт, на двуокиси урана с обогащением до 10%). В 70-х годах КНДР ведет активные исследования в области создания собственного ядерного топливного цикла, тогда же корейские специалисты по указанию Ким Ир Сена начинают проработку возможности создания собственного ядерного оружия. В 1974 году КНДР вступает в МАГАТЭ, То открывает ей широкий доступ к открытым материалам по созданию инфраструктуры ядерно-энергетического комплекса. В этом же году КНДР обращается к КНР за помощью в создании ядерного оружия (в 1977 году корейцы присутствовали на китайском ядерном испытании). В 1977 году Северная Корея подписала соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, в соответствии с которым под гарантии МАГАТЭ были поставлены реактор ИРТ и критсборка.

Вторая очередь крупного строительства в Ненбене начинается с 1980 года. КНДР начала сооружать собственный реактор типа Магнокс 5 Мвт (электр.), завод по производству топливных сборок. Одновременно строится завод по рафинированию урановой руды (в UO2) в Пьянсане. С 1985 года разворачивается строительство 50 Мвт (эл.) реактора в Ненбене, 200 Мвт (эл.) в Тэчоне, предприятия по переработке ОЯТ в Ненбене.

12 декабря 1985 года КНДР подписала ДНЯО. Это было одно из условий СССР по оказанию содействия Пхеньяну в строительстве 4 блоков (ВВЭР-440) АЭС. Изыскательские работы проводились вплоть до 1991 года, когда сотрудничество было прекращено из-за отказа КНДР оплачивать уже выполненные работы.

С 1985 по 1992 год с переменным успехом продолжались переговоры о заключении соглашения между КНДР и МАГАТЭ о применении полномасштабных гарантий. Пхеньян обусловливал его заключение политическими условиями, в т.ч. прогрессом в нормализации отношений Север - Юг. В итоге соглашение было заключено только в январе 1992 года. В соответствии с ним под гарантии Агентства были поставлены: исследовательский реактор ИРТ, 5 Мвт реактор, завод по производству топлива по переработке ОЯТ, хранилище ЯТ, подкритическая сборка (Пхеньян). Согласно первоначальному заявлению КНДР об имевшихся ядерных материалах, она располагала около 100-300 г плутония, выделенного в ходе переработки поврежденных топливных стержней, изъятых во время остановки в 1989 году 5 Мвт реактора. МАГАТЭ, однако, обнаружило несоответствие между заявленным количеством и результатами анализов, проведенных в местах хранения радиоактивных отходов в Ненбене, которые свидетельствовали о возможности наличия у КНДР недекларированного плутония.

В мае 1992 года началась инспекционная деятельность МАГАТЭ в КНДР. Реакцией на настойчивые требования допустить специнспекции двух объектов, которые не были заявлены Пхеньяном как ядерные, а являлись, по его утверждению, военными, стало заявление правительства КНДР от 12 марта 1993 года о выходе из ДНЯО.

В ответ Россия полностью приостановила сотрудничество с КНДР в ядерной области, в т.ч. строительство АЭС с легководными реакторами (ЛВР) в районе Синпхо, и активизировала продвижение своей инициативы о проведении международной конференции по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова для нахождения в комплексе взаимоприемлемых развязок узла корейских проблем. Резолюция СБ ООН от 11 мая 1993 года с призывом к Пхеньяну вернуться в ДНЯО и продолжить сотрудничество с МАГАТЭ была расценена Северной Кореей как вмешательство в ее внутренние дела и посягательство на суверенитет страны.

В июне 1993 года КНДР в обмен на обязательства США не вмешиваться в ее внутренние дела и не угрожать применением силы заявила о "приостановлении" вступления в силу решения о выходе из ДНЯО. Пхеньян обусловил свое окончательное решение о продолжении участия в Договоре урегулированием военно-политических вопросов на Корейском полуострове и нормализацией своих отношений с США.

13 июня 1994 года КНДР в ответ на решение Совета управляющих МАГАТЭ после недопущения инспекторов Агентства на отдельные объекты о прекращении техсодействия Пхеньяну в осуществлении ряда проектов заявила о выходе из МАГАТЭ и об отказе от инспекций Агентства.

21 октября 1994 года было подписано рамочное соглашение между КНДР и США по урегулированию северокорейской ядерной проблемы, предусматривавшее замораживание всей ядерной деятельности Пхеньяна и поставки мазута в КНДР на время строительства там АЭС с ЛВР, на завершающей стадии которого КНДР должна возобновить полное выполнение своих обязательств по соглашению о гарантиях с МАГАТЭ.

В марте 1995 года представителями Республики Корея, США и Японии в развитие Рамочного соглашения было подписано соглашение о создании международного консорциума "Организация энергетического развития Корейского полуострова" (КЕДО) для строительства в КНДР АЭС. Затем к деятельности консорциума присоединился ЕС.

В августе 1997 года в КНДР (район Синпхо) были начаты практические работы по строительству АЭС. В качестве времени завершения строительства АЭС сейчас фигурирует 2008 год (вместо первоначально запланированного 2003 года). КНДР неоднократно предъявляла США обвинения в недобросовестном выполнении обязательств по Рамочному соглашению.

В ходе визита в КНДР зам. Госсекретаря США Дж.Келли 3-5 октября 2002 года северокорейцы, по его словам, признали, что КНДР осуществляет ядерную программу (обогащение урана).

Пхеньян разъяснил, что он увязывает решение ядерного вопроса на Корейском полуострове с заключением договора о ненападении между КНДР и США.

29 ноября 2002 года Совет управляющих (СУ) МАГАТЭ одобрил без голосования резолюцию, в которой признается, что осуществление КНДР военной ядерной программы, или осуществление какой-либо иной скрытой ядерной деятельности, было бы нарушением ее международных обязательств (в т.ч. ДНЯО и соглашения с МАГАТЭ о гарантиях) и осуждаются публичные заявления Пхеньяна о праве на обладание ядерным оружием.

12 декабря 2002 года было обнародовано заявление северокорейской стороны о возобновлении своей ядерной программы, которая была заморожена по Рамочному соглашению 1994 года между КНДР и США в обмен на строительство к 2003 году АЭС и поставку мазута для ТЭС до завершения строительства. Такое решение КНДР пыталась оправдать действиями США, которые не выполнили в срок свои обязательства по Рамочному соглашению и занесли её в список стран "оси зла", по которым могут потенциально наноситься превентивные удары.

В конце декабря 2002 г. КНДР убрала камеры наблюдения и пломбы МАГАТЭ со всех своих ядерных объектов, а также предложила инспекторам МАГАТЭ покинуть страну.

6 января 2003 года внеочередная сессия СУ МАГАТЭ консенсусом приняла резолюцию, в которой содержится призыв к КНДР продолжать сотрудничество с Агентством, восстановить функционирование оборудования по мониторингу и обеспечить возвращение в страну инспекторов МАГАТЭ. Важно также, что в резолюции отмечается необходимость урегулирования возникшей ситуации мирным путем.

9-12 января состоялись неофициальные контакты губернатора штата Нью-Мексико У.Ричардсона и зам. постпреда КНДР при ООН Хан Сон Ера, где им было отфиксировано стремление корейцев продемонстрировать готовность к обсуждению ядерной программы в формате переговоров.

10 января 2003 года КНДР официально уведомила председателя СБ ООН и участников ДНЯО об отказе от решения приостановить процедуру выхода из Договора, которое было принято ею еще 11 июня 1993 года. Мотивировка - необходимость защиты высших национальных интересов в условиях "усиливающейся враждебной политики и давления" со стороны США. КНДР полагает, что с 11 января 2003 года она формально свободна от обязательств по ДНЯО, а также по соглашению с МАГАТЭ о гарантиях.

12 февраля 2003 года Совет Управляющих МАГАТЭ большинством голосов принял резолюцию, которая, среди прочего, предусматривает направление в СБ ООН доклада о несоблюдении КНДР соглашения с Агентством о применении гарантий в связи с ДНЯО. Положение осложнило сделанное 18 апреля Пхеньяном заявление о том, что переработка 8000 стержней, содержащих отработавшее ядерное топливо из реактора в Нёнбёне, находится на завершающей стадии, что означало бы наличие в КНДР значимого количества оружейного плутония.

Благодаря активной работе России и Китая с США и КНДР удалось 27-29 августа 2003 года в Пекине провести переговоры в шестистороннем формате (Китай, КНДР, Южная Корея, Россия, США, Япония), оказавшиеся в целом безрезультатными.

6 января 2004 года Пхеньян в официальном заявлении ЦТАК, подтвердив свою приверженность "пакетному" урегулированию проблемы, выразил готовность воздерживаться от производства и испытания ЯО и даже заморозить "в качестве первоначальной меры" свою ядерную деятельность в обмен на исключение КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, снятие всех санкций в её отношении и возобновление экономической помощи.

6-10 января 2004 года в ходе визита в КНДР американская неофициальная делегация была допущена в ядерный центр в Нёнбене, где ей был продемонстрирован пустой бассейн, в котором, якобы, хранились топливные стержни, а также материал, похожий на плутоний. По мнению специалистов, входивших в состав делегации, северокорейцы могут обладать технологией получения плутония и даже располагать некоторым его количеством, но, судя по всему, научно-производственная база КНДР для создания плутониевого взрывного устройства на данном этапе развита недостаточно.

Благодаря активной работе России и Китая с США и КНДР удалось добиться согласия Пхеньяна на начало второго раунда переговоров по урегулированию северокорейской ядерной проблемы в шестистороннем формате (Китай, КНДР, Республика Корея, Россия, США, Япония).

В период с 23 по 25 февраля 2004 г. в Пекине прошел второй раунд переговоров по урегулированию северокорейской ядерной проблемы. В центре переговоров было предложение КНДР о замораживании своих ядерных оружейных программ в качестве первого шага на пути к их демонтажу (главным для Пхеньяна был вопрос о том, какую компенсацию северокорейцы могли бы получить за такой шаг). Стороны переговоров выразили готовность изучить вопрос о таком содействии.

Различие подходов США и КНДР к концепции свертывания северокорейской ядерной программы является основным спорным элементом. В Пхеньяне полагают приоритетным обсуждать "замораживание в обмен на энергоносители", американцы же исходят из первоочередности "полного, проверяемого и необратимого демонтажа" (CVID -- Complete, Verifiable and Irreversible Dismantlement) всей северокорейской ядерной деятельности. США настаивают на том, чтобы демонтаж касался не только военных, но и любых других программ в ядерной области. Хотя термин CVID американцами после третьего раунда переговоров не используется, суть их подхода остается прежней.

Возможный компромиссный вариант вырисовывается следующим. На первом этапе речь должна идти о "полном и проверяемом замораживании". Следует продекларировать, что это является шагом к конечной цели -- обеспечению безъядерного статуса Корейского полуострова. В случае согласия КНДР на такой подход, участники переговоров соглашаются принять ответные меры (поставка энергоносителей, прочая помощь и т.д.). Вопрос о дальнейших поставках энергоносителей следует рассматривать в зависимости от степени транспарентности и конструктивности, проявленных северокорейцами. Объекты мирной ядерной деятельности должны оставаться замороженными до полного возвращения Северной Кореи в ДНЯО и возобновлении в стране полномасштабных инспекций МАГАТЭ. При этом КНДР должна сохранить право на мирное использование атомной энергии при условии полного выполнения всех обязательств по ДНЯО и Соглашению МАГАТЭ о гарантиях.

23-25 июня 2004 г. в Пекине прошел третий раунд переговоров, в ходе которого все участники согласились, что движение к конечной цели -- освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия -- должно носить поэтапный характер. При этом первым шагом должно стать замораживание ядерных программ КНДР в обмен на соответствующие компенсационные меры.

Четвертый раунд, согласно предварительной договоренности, должен был состояться в Пекине в конце сентября. Однако в июле-августе 2004 г. ситуация вокруг ядерной проблемы в очередной раз обострилась. МИД КНДР выступил с заявлением об отказе от участия, ссылаясь на нарушение Вашингтоном договоренностей, достигнутых в ходе третьего раунда переговоров в Пекине, нежели желание следовать формуле "компенсации в ответ на замораживание", а также выдвижение новых, неприемлемых для КНДР требований. Судя по всему, КНДР выжидала результата президентских выборов в США, однако и после выборов обстановка осталась неясной.

22 октября 2004 г. северокорейское информагентство ЦТАК распространило заявление, в котором, при подтверждении принципиальной готовности Пхеньяна к переговорам, были конкретно сформулированы условия для их продолжения: изменение "враждебной политики" США, участие американцев в энергетически компенсациях КНДР и вынесение в повестку дня вопроса о соблюдении Соглашения о гарантиях Южной Кореей.

20 января 2005 г. Дж. Буш в своей инаугурационной речи (которой, видимо, Пхеньян выжидал для окончательного формирования своей позиции) обрушился с жесткой критикой на гусударства-тирании, хотя на КНДР прямых ссылок не было.

Северокорейцы обещали назвать приемлемую для них дату очередного раунда "шестисторонки" до 9 февраля -- очевидно, сформировав позицию после ежегодного послания американского президента Конгрессу 2 февраля. В данном послании Дж. Буш ограничился лишь упоминанием северокорейской проблемы, сказав, что США надеются на отказ Пхеньяна от ядерных амбиций.

Ситуацию обострило заявление официального представителя МИД Северной Кореи 10 февраля. Пхеньян объявил, что в условиях, когда США не изменили свою враждебную политику, он прерывает свое участие в переговорах "на неопределенный срок", а также примет меры по "наращиванию ядерного потенциала".

Реакция США была сдержанной. Госсекретарь К. Райс подтвердила приверженность Вашингтона мирному урегулированию и готовность к выработке многосторонних гарантий безопасности КНДР.

Пекин ограничился заявлением, что обратил внимание на сообщение их Пхеньяна и надеется, что переговоры будут продолжены. Южная Корея также призвала КНДР к возвращению в переговорный процесс.


Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-05 гг.