This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

НЕСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ
ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ И СОКРАЩЕНИЯ

А.С. Дьяков, Е.В. Мясников, Т.Т. Кадышев


Aвтореферат | Полный текст работы (PDF)

В июне 2004 г. вышла в свет работа "Нестратегическое ядерное оружие. Проблемы контроля и сокращения", (А.С. Дьяков, Е.В. Мясников, Т.Т. Кадышев) подготовленная в Центре по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при Московском физико-техническом институте. Работа адресована широкому кругу читателей - политикам, военным, разработчикам военной техники, специалистам в области международного права, а также тем, кто интересуется проблемами международной безопасности.

Полный текст работы доступен в формате PDF (1.10 Мб).

Печатное издание брошюры распространяется среди специалистов бесплатно по заявкам от организаций, отправленным почтой или факсом. За дополнительными справками обращаться по телефону (095) 408-6381 или электронной почтой.


Нестратегическое ядерное оружие. Проблемы контроля и сокращения, А.С. Дьяков, Е.В. Мясников, Т.Т. Кадышев - издание Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, Долгопрудный, 2004 г. - 72 с. Полный текст работы (в формате PDF, 1.10 Мб).


АВТОРЕФЕРАТ

Нестратегическое ядерное оружие. Проблемы контроля и сокращения

В настоящей работе проанализированы роль и место нестратегического ядерного оружия (НЯО) в ядерных доктринах России, США и НАТО, проведены количественные оценки НЯО, а также изучены подходы сторон к проблемам контроля и сокращения НЯО, предложены возможные подходы к их решению.

Работа включает предисловие член.-корр. РАН А.Г. Арбатова, введение, пять глав и выводы.

Во введении анализируется современное положение дел в области контроля и сокращения нестратегического ядерного оружия. В частности, сделан вывод о том что после Договора РСМД 1987 г. и Президентских инициатив 1991 г. в период с конца 1991 г. по настоящее время не было сделано никаких заметных шагов.

Первая глава посвящена проблемам классификации ядерного оружия. В среде экспертов в области контроля над ядерными вооружениями нет единства взглядов в том, что понимать под тактическим (нестратегическим) ядерным оружием. Одна из причин обусловлена тем, что объективно трудно выбрать признаки, по которым можно было бы четко разграничить стратегические системы вооружений от нестратегических. Рассмотрены и другие причины, затрудняющие классификацию ядерных вооружений. Используемая в данной работе классификация основана на положениях Договора СНВ-1, и, согласно этой классификации, стратегическими ядерными вооружениями называются вооружения США и РФ, подпадающие под ограничения Договора СНВ-1, включая ядерные боеприпасы, предназначенные для оснащения этих вооружений; нестратегическими ядерными вооружениями называются ядерные вооружения США и РФ, не являющиеся стратегическими.

Во второй главе проанализированы роль и место НЯО в ядерной доктрине России, представлены количественные оценки НЯО, кратко изложены меры по обеспечению надежного хранения ядерного оружия.

В третьей главе даны количественные оценки НЯО США, проанализированы роль и место НЯО в современной ядерной политике Вашингтона, современное состояние нестратегических ядерных сил США, вопросы планирования их применения; освещены ведущиеся в США дискуссии о целесообразности сохранения НЯО, а также вопросы разработки новых ядерных боеприпасов этого типа.

В четвертой главе проведен анализ ядерной доктрины НАТО, представлены количественные оценки ядерных сил НАТО и ядерного оружия США в Европе; анализируются правовые аспекты его размещения и использования. В данной главе также проанализированы противоречия ядерной стратегии НАТО в связи с расширением НАТО на Восток и в связи с положениями Договора о нераспространении ядерного оружия.

В пятой главе проанализированы позиции США и России по отношению к контролируемому сокращению НЯО, аргументируются причины, по которым прогресс в сфере контроля и сокращения НЯО отвечает интересам всех заинтересованных сторон, а также предложены возможные подходы к решению данной проблемы.

Авторами сделаны следующие выводы:

  1. Ядерное оружие является важным инструментом проведения внешней политики, и условия, способствующие сохранению этой его роли, объективно будут существовать на протяжении следующих десятилетий. Имеющийся у России и США арсенал стратегического и нестратегического ядерного оружия, является избыточным для поддержания уровня их военной безопасности.
  2. Сохранение Россией и Соединенными Штатами арсеналов нестратегического ядерного оружия негативно влияет на политику нераспространения ОМП. Транспарентное сокращение арсеналов НЯО, явилось бы разумным шагом, направленным на повышение авторитета РФ и США в мире и укрепление международной стабильности и безопасности.
  3. Сокращение НЯО не может и не должно проводиться Россией исключительно в одностороннем порядке. Этот процесс необходимо увязать с решением ряда задач, главной из которых, на наш взгляд, является вывод американского ядерного оружия из Европы.
  4. Заключение соглашения обязывающего характера между Россией и США (НАТО), результатом которого стал бы вывод Соединенными Штатами ядерного оружия из Европы, в ближайшем будущем маловероятен. Однако в распоряжении России имеется достаточно средств для того, чтобы активизировать обсуждение этого вопроса и добиваться необходимого ей решения. На начальном этапе приоритет может быть отдан односторонним действиям, которые, с одной стороны, не уменьшали бы оборонного потенциала России, а, с другой, - действительно демонстрировали бы ее стремление добиться прогресса в этой области. Наиболее желательны шаги, направленные на создание атмосферы открытости и транспарентности как, например, декларация количества уничтоженных и подлежащих уничтожению в соответствии с односторонними инициативами 1991 г. боеприпасов НЯО. Одновременно представляется целесообразным отказаться от помощи Соединенных Штатов, направляемой на совершенствование систем охраны хранилищ ядерных боеприпасов, их транспортировку и уничтожение. Имея профицит бюджета, Россия может и обязана самостоятельно решать вопросы, относящиеся к сфере ее национальной безопасности.
  5. Целесообразно проведение (продолжение) совместной российско-американской научно-технической программы, нацеленной на разработку методов контроля над ядерными боеприпасами и их уничтожением с одновременной защитой чувствительной информации. Эта программа могла бы создать фундамент механизма контроля над ядерными боеприпасами, остающимися в арсенале у каждой из сторон, в будущем, когда стороны будут готовы к обмену информацией о количестве ядерных боеприпасов и местах их дислокации.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию сайта | в СНВ-форум

Поиск