This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

СОКРАЩЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ

Авторы | Содержание | Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Отклики

Приглашаем посетить раздел Договор СНВ-2 и дальнейшие сокращения ядерного оружия - информационный сайт Центра: хроника событий, перечень публикаций (печатных и сетевых), тексты официальных документов, ресурсы сети Интернет (обновляется еженедельно)

Глава 3. СЯС РФ - состояние и перспективы развития



Стратегические ядерные силы Российской Федерации в настоящее время представлены классической триадой в составе наземных МБР (стационарного, а также подвижных грунтового и железнодорожного вариантов базирования), морских и авиационных стратегических ядерных сил. Соотношение компонентов СЯС и динамика их сокращений приведены в Таблице 3.1.

3.1. РВСН

Согласно официальным данным, по состоянию на 1 января 1997 г. в составе Ракетных войск стратегического назначения России находилось 762 боевых ракетных комплекса, за которыми числилось 3700 боезарядов. Следует отметить, что фактическое количество боезарядов может отличаться от приведенного "засчетного" количества, так как все тяжелые МБР считаются несущими по 10 зарядов индивидуального наведения, хотя часть их в действительности используется в моноблочном оснащении.

Таблица 3.1. Состав СЯС России (СССР) и США18
 
1 сентября 1990 г. 
1 января 1997 г. 
Страна 
Компонент триады 
Носители 
Ядерные 
заряды 
Носители 
Ядерные 
заряды 
МБР  1398 6612  762 3700 
Россия 
БРПЛ  940 2804  664 2496 
(СССР) 
ТБ 162  855 79  562
Всего  2500 10271  1505 6758 
МБР  1000 2450  755 2385 
США 
БРПЛ  672 5760  480 3904 
ТБ  574 2353  329 1822 
Всего  2246 10563  1564 8111 
По состоянию на середину 1997 г. основными районами развертывания ШПУ МБР являются шесть районов на территории Российской Федерации - Козельск, Татищево, Домбаровский, Ужур, Карталы и Алейск. Подвижные грунтовые ракетные комплексы развернуты в девяти районах - Йошкар-Ола, Тейково, Новосибирск, Канск, Иркутск, Барнаул, Н.Тагил, Выползово и Дровяная. По 12 железнодорожных подвижных пусковых установок ракет РС-22 находятся на станциях постоянного базирования Кострома, Красноярск и Пермь.

В соответствии с действующим Договором СНВ-1, значительная часть сокращений к настоящему времени уже произведена.19 Для выполнения условий договора требуется сократить еще 32 ракеты РС-20, что позволит выйти на разрешенный уровень в 154 тяжелых МБР. При этом установленный СНВ-1 потолок на число боезарядов на мобильных ракетах (1100 единиц) выполняется автоматически, так как развернутые на сегодня комплексы РС-12М ("Тополь") несут 360 боезарядов и еще 360 боезарядов приходится на РС-22 железнодорожного базирования.

Динамика сокращения ракет наземного базирования определяется истечением гарантийных сроков эксплуатации ракет. Существенную роль играет и возможность производить обслуживание ракет. Из стоящих на вооружении комплексов только РС-18 и РС-12М производятся в России, а основная производственная база РС-20 и РС-22 находится на Украине.

Исходя из графика начального развертывания и нынешнего продленного ресурса, можно прогнозировать, что развернутые на территории России в период с 1980 по 1984 гг. 170 ракет РС-18 исчерпают свой ресурс в интервале между 2001 и 2005 гг.20 Возможно, что эти ракеты могут оставаться на вооружении и после 2005 г., так как часть ракет была заменена на более новые после 1984 г. Так, 32 ракеты РС-18, выкупаемые у Украины для замены более старых ракет, имеют гарантийный срок эксплуатации до 2009 г.21 Дальнейшее продление гарантийных сроков до 25 лет также может отодвинуть срок снятия РС-18 с вооружения.

Для РС-20, развертывавшихся с 1979 по 1983 гг., изначально установленный 10-летний срок службы был продлен до 15 лет. Этот продленный срок службы истекает к концу 1998 г. Некоторое количество вывезенных из Казахстана РС-20 также может быть использовано для обновления российской группировки. Часть ракет РС-20 была заменена на их модифицированный вариант. Эти ракеты могут использоваться по меньшей мере до 2003-2005 гг. даже без продления ресурса, а в случае продления срока эксплуатации до 25 лет, они могут служить до 2010-2013 гг.

Гарантийные сроки эксплуатации ракет РС-22 и РС-12М ("Тополь") составляют 10-15 лет и истекают в 2005-2010 гг.

В случае, если Россия ратифицирует Договор СНВ-2, все оснащенные разделяющимися головными частями МБР подлежат уничтожению или деактивации к 2003 г.22 При этом часть сокращений может быть осуществлена путем уменьшения количества боевых блоков на 105 ракетах РС-18 с шести до одного. Все шахтные пусковые установки тяжелых многозарядных МБР подлежат ликвидации или переоборудованию в пусковые установки моноблочных ракет (из 154 пусковых установок тяжелых ракет переоборудованы могут быть только 90). Таким образом, в случае осуществления предусмотренных Договором СНВ-2 сокращений, России придется ликвидировать все остальные многозарядные МБР, включая 154 тяжелых МБР РС-20, которые разрешены Договором СНВ-1. Из нынешнего арсенала у России может остаться 105 ракетных комплексов РС-18 и около 360 комплексов РС-12М.

Альтернативой ратификации СНВ-2 является сохранение разрешенной Договором СНВ-1 части тяжелых ракет РС-20, а также всех комплексов РС-18 и РС-22 до тех пор, пока будет позволять их техническое состояние. Такое решение даст возможность в течение некоторого времени сохранить группировку РВСН на уровне СНВ-1. Тем не менее, начиная с 2005-2010 г. многозарядные МБР придется снимать с эксплуатации в результате естественного старения, и количество развернутых боезарядов в российских РВСН опустится даже ниже того потолка, который разрешен договором СНВ-2. США же в этом случае смогут сохранить свою группировку на более высоком уровне, определяемом условиями Договора СНВ-1.

3.2. Морские СЯС

К моменту заключения Договора о сокращении стратегических вооружений СНВ-1 в 1991 г. Советский Союз имел 62 подводные лодки с баллистическими ракетами. В состав морских стратегических ядерных сил входили ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) второго поколения (12 - типа "Навага", 1 - "Навага М", 18 - "Мурена", 4 - "Мурена М"), а также стратегические ракетоносцы третьего поколения: 14 - типа "Кальмар", 6 - "Тайфун" и 7 - "Дельфин". Выполнение условий Договора СНВ-1 должно привести к выводу из боевого состава флота всех стратегических подводных лодок второго поколения. Следует отметить, что срок эксплуатации практически всех этих подводных лодок заканчивается к концу века.23

Согласно Договору СНВ-2, к 2003 г. в составе морских стратегических ядерных сил каждой стороны должно остаться не более 1750 боеголовок. Договор СНВ-2 не предусматривает каких-либо дополнительных сокращений российских морских стратегических сил. В момент подписания Договора СНВ-2 в 1993 г. предполагалось, что к 2003 г. Россия, даже не вводя в строй новых лодок, сможет иметь в боевом составе 23-25 стратегических ракетоносцев (подводные лодки типов "Кальмар," "Тайфун" и "Дельфин"). В действительности темпы вывода из боевого состава стратегических подводных лодок оказались гораздо выше.

По состоянию на 1 января 1997 г. в составе морских стратегических ядерных сил числилось 26 подводных ракетоносцев. Из 36 выведенных из боевого состава ракетоносцев на 20 вырезаны ракетные отсеки или удалены пусковые установки БРПЛ, и, в соответствии с Договором СНВ-1, они исключены из засчета. На остальных 16 РПКСН баллистические ракеты выгружены. На части этих подводных ракетоносцев ведутся работы по удалению пусковых установок БРПЛ, остальные дожидаются своей очереди.

Главная причина ускоренного вывода подводных лодок из боевого состава заключается в их необеспеченности текущим и средним ремонтом. Для того, чтобы эксплуатировать корабль в течение 25-30-летнего срока, средний ремонт необходимо производить каждые 7-8 лет. В противном случае продолжительность службы подводной лодки сокращается до 10-15 лет.24 По состоянию на середину 1995 г., межремонтные сроки не истекли только у 20 стратегических ракетоносцев, и, если положение дел не изменится, то к 2000 г. останется лишь 10 не требующих проведения ремонта стратегических подводных лодок.25

3.3. СЯС воздушного базирования

При создании системы СЯС воздушного базирования в СССР было развернуто два типа тяжелых бомбардировщиков: Ту-95 и Ту-160. Первые Ту-95 были введены в эксплуатацию еще в 1956 г., последняя модификация Ту-95МС была разработана в конце 70-х, а серийное производство велось с 1981 г. до начала 90-х годов. После распада СССР основная часть новых стратегических бомбардировщиков осталась за пределами России - на Украине и в Казахстане. Казахстан передал России все боеспособные тяжелые бомбардировщики. К середине 1997 г. группировка авиационных СЯС России насчитывала 79 бомбардировщиков (6 Ту-160 в Энгельсе, 35 Ту-95МС-16 и 28 Ту-95МС-6 в Моздоке и Украинке, 10 Ту-95К-22 в Энгельсе и Рязани). По правилам засчета СНВ-1 за ними числится 562 боезаряда, хотя реально они могут нести более 800.

В настоящее время продолжается процесс ликвидации устаревших модификаций Ту-95К и Ту-95К-22. Условия договоров СНВ-1 и СНВ-2 не требуют каких-либо дополнительных сокращений авиационного компонента российских СЯС. Учитывая, что жизненный цикл Ту-95МС составляет около 30 лет, эти самолеты могут нести существенную часть арсенала воздушной составляющей триады и в начале следующего века.

3.4. Система боевого управления и ее современное состояние

Боевые возможности СЯС России по нанесению различного вида ударов в значительной мере зависят от функционирования системы боевого управления (СБУ). Важной особенностью СБУ СЯС является высокая степень автоматизации и высочайшая устойчивость против попыток несанкционированного вмешательства в ее функционирование. Существующая СБУ СЯС с системой стационарных и подвижных пунктов предназначена для того, чтобы обеспечить нанесение стратегических ядерных ударов любых видов - упреждающего, ответно-встречного и ответного.

В силу произошедших изменений в самом характере отношений между ядерными державами в настоящее время уже нет острой необходимости в функционировании всей системы боевого управления СЯС с той высочайшей степенью напряжения, которая требовалась в период острого ядерного противостояния в годы холодной войны. Те характеристики, которыми она обладает сегодня, соответствуют возможному сценарию развития ситуации и достаточны для поддержания стратегического ядерного сдерживания.

Одним из основных элементов системы боевого управления СЯС, в значительной мере влияющим на выбор той или иной формы ответных действий, является система предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

В рабочем состоянии на данный момент находятся два эшелона СПРН - наземные РЛС и орбитальная группировка спутников системы раннего предупреждения.

Построенные в 60-е и начале 70-х годов станции типов "Днестр" и "Днепр" (Скрунда, Мукачево, Балхаш, Мишелевка, Оленегорск, Николаев) к концу 90-х годов должны будут выработать свой ресурс. Сооружавшиеся на существующих узлах (Скрунда, Мукачево, Балхаш, Мишелевка), а также на новых позициях (Ганцевичи, Мингечаур, Печора, Енисейск) станции типов "Дарьял" и "Волга" должны были к этому времени обеспечить обнаружение ракетного нападения практически по всем азимутам (см. Рис. 3.1 и 3.2). Из этого количества закончены или почти закончены четыре узла (Печора, Мингечаур, Мишелевка, Балхаш).26

К началу 90-х годов объем строительных работ на РЛС СПРН нового поколения был выполнен более чем на две трети.27 Однако, распад Советского Союза не позволил довести до конца перевооружение системы предупреждения, а большинство радиотехнических узлов оказались за пределами России.

Рис. 3.1. Местоположение радиолокационных станций "Днестр-М" и "Днепр" и контролируемые ими направления

Сохранение радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении потребует от России значительных усилий, направленных на заключение договоренностей об использовании станций, которые расположены на территории бывших советских республик.28 В любом случае, для того, чтобы прикрыть западное направление, необходимо строить новые станции. Однако, строительство новых узлов СПРН на территории России из-за отсутствия необходимых средств вряд ли может быть осуществлено.

Рис. 3.2. Местоположение радиолокационных станций "Дарьял", "Волга" системы предупреждения о ракетном нападении и РЛС системы ПРО Москвы и контролируемые ими направления

Космический эшелон СПРН был принят на вооружение и поставлен на боевое дежурство в 1982 г. Полный состав системы включает 9 спутников на высокоэллиптических орбитах. В сентябре 1997 г. в рабочем состоянии находились семь космических аппаратов. Несмотря на то, что система работает не в полном составе, спутники продолжают поддерживать непрерывное наблюдение за районами развертывания наземных МБР США (см. Рис. 3.3).

Космический эшелон СПРН в полном составе, наряду со спутниками на высокоэллиптических орбитах, должен включать и геосинхронные спутники. Однако, в сентябре 1997 г. в рабочем состоянии находились только два геосинхронных спутника.29 Основной зоной ответственности этих спутников является Северная Атлантика. Таким образом, спутники на высокоэллиптических орбитах продолжают оставаться основным компонентом космического эшелона российской системы предупреждения о ракетном нападении. Это означает, что под контролем системы СПРН находятся районы базирования МБР в континентальной части США и районы патрулирования ПЛАРБ в Северной Атлантике.

Рис. 3.3. Районы, постоянно контролируемые спутниками системы раннего предупреждения первого поколения

В своем нынешнем состоянии СПРН не может гарантировать надежной реализации концепции ответно-встречного удара в некризисной ситуации, так как необходимое время предупреждения может быть обеспечено только по отношению к стартам американских МБР наземного базирования. В условиях же кризиса, когда СБУ приведена в повышенную боевую готовность, наземные эшелон СПРН способен обеспечить обнаружение головных частей атакующих ракет за 10-15 мин. до того, как они достигнут своих целей. Этого времени достаточно для того, чтобы иметь возможность нанести ответно-встречный удар. Следует отметить, что потеря РЛС на западном направлении может быть отчасти скомпенсирована геосинхронными спутниками. Таким образом, нынешнее состояние СПРН не исключает полностью выбора ответно-встречного удара из перечня возможных форм боевых действий, но при этом заставляет Россию полагаться только на один из каналов предупреждения.

3.5. Состояние военно-промышленного комплекса и перспективы развития СЯС

Основными направлениями дальнейшего развития системы стратегических вооружений в России на ближайшие 15-20 лет являются: Кроме того, будут приниматься меры по совершенствованию систем боевого управления, раннего предупреждения и контроля космического пространства. Очевидно, что в реализации планов развития СЯС определяющими являются экономические аспекты и состояние военно-промышленного комплекса (ВПК). Немаловажное значение имеют и последствия реализации принятых решений по военной реформе.

По оценкам, в целом в Российской Федерации вопросами разработки и поставок вооружений занято свыше 2000 промышленных и научных предприятий, где трудится около 3.8 млн. человек, из них примерно 1 млн. человек - в научной сфере. Удельный вес этих предприятий в промышленном производстве России составляет не более 7-8%. При этом, около 80% научных коллективов являются государственными, а в промышленном производстве вооружений - государственных предприятий около 40%.

В настоящее время предприятия ВПК находятся в наиболее сложном экономическом положении. За последние 5-6 лет государственные закупки вооружений сократились не менее, чем в 7 раз, а инвестиции в развитие оборонных отраслей промышленности - не менее, чем в 40 раз. Около 40% промышленного и научного оборудования физически изношено и не отвечает требованиям времени. Все это привело к тому, что сегодня Россия самостоятельно, без кооперирования со странами СНГ, способна производить не более 20% важнейших видов вооружений.

Необходимо отметить, что по стратегическим вооружениям обстановка более благоприятная, так как свыше 85% промышленных предприятий СССР, занятых в этом направлении, были расположены на территории России. Существующая в России промышленная и научная инфраструктура СЯС способна создавать и обеспечивать производство всех необходимых составляющих для их надежного функционирования.

Высшим политическими руководством Российской Федерации принято решение об ограничении до 2000 г. расходов на силовые структуры государства уровнем до 5% валового национального продукта (ВНП), в том числе по Министерству обороны - 3.5%. Становится очевидным, что военный бюджет государства на этот период не будет превышать 20-22 млрд. долл. ежегодно. Для сравнения, США выделили на оборонные расходы в 1998 г. около 248 млрд. долл. Стоимость содержания СЯС в обозримом будущем будет постоянно возрастать, так как стоимость военной продукции и рабочей силы в России будут неуклонно приближаться к мировому уровню. Поэтому без реальных положительных изменений в экономике государства и без значительного роста объема ВНП рассчитывать на успешную реализацию планов развития СЯС России в дальней перспективе не приходится.

РВСН

Производственная инфраструктура стратегических вооружений для РВСН включает около 200 крупных предприятий. Основой ее является кооперация по производству моноблочных МБР "Тополь", а головным предприятием - Воткинский машиностроительный завод в Удмуртии.

Производственные мощности завода в Воткинске при наличии подготовленного персонала обеспечивали в середине 80-х годов выпуск не менее 80 ракет в год. В настоящее время заводом производятся серийные ракеты "Тополь" и опытные образцы ракет "Тополь-М", а его мощности используются не более, чем на четверть, что приводит к существенному удорожанию выпускаемой продукции. Для сохранения рентабельности завода на минимальном уровне требуется производить не менее 30 ракет в год, а кооперация может быть сохранена при выпуске 12-15 ракет в год.

Существенное значение для реализации программы создания перспективной группировки подвижных грунтовых ракетных комплексов "Тополь-М" имеет то, что производство самих подвижных ПУ (шасси) осуществляется на заводе "Белаз" в Белоруссии. Без этих шасси поддерживать боевую готовность существующей группировки МБР "Тополь", а тем более создать группировку МБР "Тополь-М"" не представляется возможным.

Практически у всех из имеющихся в настоящее время 360 ракетных комплексов "Тополь" к 2010 г. истекут гарантийные сроки эксплуатации. К этому сроку на Воткинском заводе планируется произвести 400-500 ракет "Тополь-М," что соответствует темпам строительства 30-40 ракет ежегодно.

Производство ракет на заводе в Воткинске сегодня финансируется на уровне не свыше 55% от необходимого, и поэтому находится в состоянии постоянного кризиса. При сохранении подобного положения, к 2007 г. РВСН могут получить от промышленности не более 300 ракет.

Морские СЯС

В существовавшую ранее промышленную кооперацию по строительству РПКСН входило более 1000 предприятий, включая судостроительные заводы в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время в комплекс военного судостроения Российской Федерации входит около 800 промышленных предприятий, при этом база для строительства стратегических подводных лодок сохранена только в Северодвинске.

В соответствии с решениями высшего политического руководства страны в Северодвинске создан Государственный центр атомного судостроения. Головным его предприятием является производственное объединение ПО "Северное машиностроительное предприятие" по строительству атомных подводных лодок. В 70-е годы на этом предприятии строилось до 8 атомных подводных лодок ежегодно. В настоящее время здесь ведется строительство многоцелевых атомных подводных лодок типа "Северодвинск" и ракетоносцев типа "Юрий Долгорукий."

В кооперацию заводов-изготовителей ракетных комплексов и баллистических ракет для РПКСН входит свыше 300 предприятий. Основными заводами-изготовителями БРПЛ в настоящее время являются Красноярский машиностроительный завод и Златоустовский машиностроительный завод. В Красноярске производятся все типы морских жидкостных ракет, а в Златоусте развернуто производство твердотопливных. В середине 80-х годов на этих двух заводах производилось до 40 жидкостных и до 30 твердотопливных ракет ежегодно. Существующие планы строительства ракетоносцев новой серии предполагают производство до 2015 г. около 300 баллистических ракет.

Достаточно сложная проблема для России - проблема базирования морских СЯС. В 1991 г. у России было 6 баз РПКСН, 6 мест хранения и погрузки БРПЛ, несколько арсеналов, всего 22 объекта СНВ Военно-Морского Флота. С реформированием всего военного комплекса страны и ограничением военных расходов становится очевидным, что содержать всю огромную инфраструктуру базирования морских СЯС после 2000 г. Россия не сможет. К тому же, группировка морских СЯС на Камчатке к 2005 г. прекратит свое существование естественным путем. Можно предположить, что в условиях дальнейших сокращений стратегических вооружений России, по-видимому, придется отказаться от базирования морских СЯС на Дальнем Востоке и иметь такие силы только на Северном флоте.

Авиационные СЯС

Самолеты Ту-95 серийно производились в Самаре, Ту-160 - в Казани. В настоящее время производство этих самолетов прекращено30, и заводы заняты освоением выпуска гражданской продукции.

Наличие в стране мощной авиакосмической промышленности и системы первоклассных конструкторских бюро дает основания предполагать, что при необходимости может быть возобновлено как строительство самолетов типа Ту-160, так и строительство боевых самолетов для решения стратегических задач нового типа.

* * *

В последнее время появились публикации, в которых на основе анализа сегодняшнего состояния российских СЯС американские эксперты делают вывод о понижении надежности системы управления ядерным оружием в России и даже фактическом ее разрушении. Ситуация, по их мнению, достигла такой степени, что российские СЯС находятся на грани потери управления, и возможность несанкционированного контроля над ядерным оружием стала реальной.31 В качестве иллюстраций потери управляемости СЯС используются ставшие известными факты отключения командных пунктов РВСН и ВМФ от государственной системы энергоснабжения, а также неадекватной реакции системы управления СЯС на запуск норвежской метеорологической ракеты в январе 1995 г.32

Отметим, что, хотя имеет место ухудшение технического состояния материальной базы и морального уровня кадрового состава российских СЯС, тем не менее, положение дел с их управляемостью вовсе не такое плачевное, как представляется зарубежным экспертам. Процедура применения ядерного оружия предполагает четкие и скоординированные действия десятков людей, находящихся в определенных местах, и весьма сжатое время выполнения этих операций. В системе управления ядерным оружием предусмотрены многочисленные проверки и технические элементы "негативного контроля", которые являются непреодолимыми для "вышедшей из под контроля" ракеты.

В силу особой значимости, вопросы управляемости и боеготовности СЯС постоянно находятся под пристальным контролем руководства страны. Проведенные в 1995-1997 гг. учебные пуски наземных МБР, БРПЛ и КРВБ подтвердили надежность функционирования системы управления СЯС, высокий уровень боевой подготовки личного состава и продемонстрировали надежность боевой техники.

Объективная оценка состояния российских СЯС важна для выработки реалистичных подходов к дальнейшим сокращениям СНВ. Возможно, привлекая внимание к сегодняшнему состоянию российских СЯС, американские эксперты добиваются понижения уровня боеготовности СНС США и их союзников и пересмотра основных положений их ядерной политики в целях укрепления доверия и понижения риска инцидентов с ядерным оружием. Однако, неадекватная оценка фактического состояния российских СЯС может также создать иллюзию их естественного "вымирания" и способствовать укреплению и распространению уже существующего в США мнения, о том, что необходимости продолжать переговоры с Россией по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов вообще нет. Результатом может быть не только срыв переговорного процесса о сокращении СНВ, но и длительное "замораживание" российских и американских ядерных арсеналов.


18)   Официальные уведомление об обновленных данных меморандума о договоренности.

19)  В соответствии с условиями Договора СНВ-1, полное количество стратегических носителей (баллистических ракет наземного и морского базирования и стратегических бомбардировщиков) должно быть сокращено до 1600 единиц, а полное количество боезарядов – до 6000. При этом суммарное количество боезарядов, которые развернуты на баллистических ракетах наземного и морского базирования, не должно превышать 4900. Договором СНВ-1 накладываются специальные ограничения на наземную компоненту стратегических сил – количество боезарядов на мобильных комплексах наземного базирования не должно превышать 1100 единиц, а на тяжелых ракетах – 1540. Последнее условие означает необходимость сокращения количества тяжелых МБР вдвое – с 308 до 154 единиц. Договор также ограничивает суммарный забрасываемый вес баллистических ракет наземного и морского базирования уровнем в 54% от величины имевшейся у СССР на 1 сентября 1990 г., запрещает создание новых типов тяжелых МБР и скоростное перезаряжание пусковых установок МБР.

Предусмотренные СНВ-1 сокращения стратегических сил наземного базирования осуществляются в основном за счет снятия с вооружения старых типов МБР, а также за счет ликвидации группировок РВСН, расположенных за пределами России.

20)   Стратегическое ядерное вооружение России / Под ред. П.Л. Подвига, М.: ИздАТ, 1997. В печати.

21)  В. Сергеев, "Россия выкупает у Украины стратегические бомбардировщики и ракеты", Сегодня, 21 декабря 1995 г., с. 10.

22)  Согласно договоренности между правительствами РФ и США, достигнутой 26 сентября 1997 г., деактивация будет производиться путем отстыковки ядерных боеголовок или принятия других совместно согласованных шагов.

23)  Сроки службы стратегических подводных лодок второго поколения истекают в 1998-1999 гг. (А. М. Овчаренко, "Перспективы морских стратегических ядерных сил России," Независимая Газета, 6 сентября 1994 г., с. 5).

24)  В последние годы из-за отсутствия среднего ремонта на российском флоте были списаны на слом многие надводные корабли и подводные лодки, не отслужившие и 15 лет. В частности, такая судьба постигла авианосные крейсеры.

25)  Б. Тюрин, "Развал кораблестроения – гибель флота," Морской Сборник, N 7, 1995, с. 8-15.

26)  Ю. В. Вотинцев, "Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы," Военно-исторический журнал, № 9-11, 1993 г.

27)   В Мукачево и Скрунде были завершены строительные работы и завоз оборудования, но в строй станции введены не были. Радиотехнический узел Енисейск (близ Красноярска) строился в нарушение Договора по ПРО 1972 г. В 1989 г. под нажимом США было принято решение о демонтаже практически полностью построенной станции.

28)   РЛС "Дарьял-УМ" в Скрунде, переданная Россией Латвии, была уничтожена 4 мая 1995 г. Продолжающая функционировать в Скрунде РЛС "Днестр-М" в соответствии с российско-латвийским соглашением прекратит работу в 1998 г., после чего в течение полутора лет подлежит демонтажу. Нерешенным остается вопрос об использовании Россией радиотехнических узлов в Николаеве и Мукачево, расположенных на территории Украины. Строительство РЛС "Дарьял-УМ" в Мукачево, замороженное в 1991 г., по-видимому, не будет возобновлено. Не урегулирован и вопрос о судьбе узла СПРН, расположенного в Азербайджане. Несмотря на то, что этот узел продолжает работать в составе российской СПРН, азербайджанское правительство возражает против придания ему статуса российской военной базы. Отсутствие средств и неурегулированность юридических вопросов не позволяют завершить наладочные работы и ввести в строй РЛС "Дарьял-У" на узле Балхаш в Казахстане. Не закончено строительство РЛС "Волга" в Белоруссии (Ганцевичи), хотя с момента планового ввода ее в строй прошло уже около 10 лет. Из-за политических сложностей, а также вследствие выработки технического ресурса на западном направлении будут потеряны станции в Скрунде, Николаеве, Мукачево. Возможно, будет достроена станция в Ганцевичах.

29)  М.В. Тарасенко, "Запущен ИСЗ 'Космос-2345'", Новости Космонавтики, №17, 1997 г.

30)  По сообщению РТР ("Присяга", 17 августа 1997 г.), в настоящее время в Казани завершается производство нескольких самолетов Ту-160, которое было законсервировано в 1992 г. в связи с недостаточным финансированием.

31)   Bruce G. Blair, Harold A. Feiveson and Frank N. von Hippel,  "Taking Nuclear Weapons off Hair-Trigger Alert", Scientific American, November, 1997; Sam Nunn and Bruce Blair, "From Nuclear Deterrence to Mutual Safety. As Russia's Arsenal Crumbles, It's Time to Act," The Washington Post, June 22, 1997, p.C01.

32)   World on Brink of War in 1997, Associated Press, July 5, 1997
 


Содержание работы Сокращение ядерного оружия. Процесс и проблемы.