This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

СОКРАЩЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ

Авторы | Содержание | Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Отклики

Приглашаем посетить раздел Договор СНВ-2 и дальнейшие сокращения ядерного оружия - информационный сайт Центра: хроника событий, перечень публикаций (печатных и сетевых), тексты официальных документов, ресурсы сети Интернет (обновляется еженедельно)

Сокращение ядерного оружия. Процесс и проблемы / Под ред. А.С. Дьякова, издание Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, Долгопрудный, 1997 г. - 59 с.

Данная работа выполнена в Центре по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при Московском физико-техническом институте. Одной из программ Центра, осуществляемой при финансовой поддержке W. Alton Jones Foundation, является проведение анализа, разработка альтернативных подходов и оценка перспектив осуществляемого Россией и США сокращения стратегических наступательных вооружений. В своей исследовательской работе Центр опирается на помощь и консультацию высококвалифицированных экспертов из Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства атомной энергетики, а также академических институтов и неправительственных организаций.


Авторы

В состав авторского коллектива данной работы входят:

Владимир Семенович Белоус, заведующий сектором военной политики Центра научных исследований Комитета ученых за глобальную безопасность, профессор Академии военных наук, генерал-майор в отставке;

Анатолий Степанович Дьяков, директор Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ;

Тимур Таирович Кадышев, Евгений Владимирович Мясников и Павел Леонардович Подвиг - научные сотрудники Центра.

Авторский коллектив считает своим долгом выразить благодарность заместителю начальника оперативного управления ГШ ВМФ, контр-адмиралу Алексею Михайловичу Овчаренко и старшему советнику департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Олегу Николаевичу Шагову за консультации в ходе работы и критические замечания, сделанные при прочтении рукописи.

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии
Московский физико-технический институт
141700 г. Долгопрудный, Московская область,
Институтский переулок, д. 9
Телефон: 408-6381
Факс: 408-4477
Эл. почта: center@iris.mipt.ru
http://www.armscontrol.ru/
http://blue.iris.mipt.ru/

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1997 г.


Отклики


Содержание


Список сокращений

    БЗ
боезаряд
    БРПЛ
баллистическая ракета подводной лодки
    ВВП
валовой внутренний продукт
    ВНП
валовой национальный продукт
    ВПК
военно-промышленный комплекс
    ВТО
высокоточное оружие
    ДВЗЯИ
договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний
    ДНЯО
договор о нераспространении ядерного оружия
    КР
крылатая ракета
    КРМБ
крылатая ракета морского базирования
    МБР
межконтинентальная баллистическая ракета
    ОВСЕ
договор об ограничении вооруженных сил в Европе
    ПЛА
атомная подводная лодка
    ПЛАРБ
атомная подводная лодка с баллистическими ракетами
    ПЛО
противолодочная оборона
    ПРО
противоракетная оборона
    ПУ
пусковая установка
    РГЧ ИН
разделяющаяся головная часть с боевыми блоками индивидуального наведения
    РПКСН
ракетный подводный крейсер стратегического назначения
    РСМД
ракеты средней и меньшей дальности
    СБУ
система боевого управления
    СНВ
стратегические наступательные вооружения
    СНВ-1, 2
договоры о сокращении наступательных вооружений
    СНС
стратегические наступательные средства
    СПРН
система предупреждения о ракетном нападении
    СЯС
стратегические ядерные силы
    ТБ
тяжелый бомбардировщик
    ТЯО
тактическое ядерное оружие
    ШПУ
шахтная пусковая установка


Введение

После окончания холодной войны Россия и США достигли большого прогресса в сокращении своих ядерных арсеналов. Однако, проблемы, возникшие в ходе подготовки к ратификации Федеральным Собранием РФ Договора СНВ-2, ставят серьезные препятствия на пути этого процесса. Было бы ошибкой полагать, что эти трудности созданы исключительно Государственной Думой. Договор является объектом резкой критики со стороны большинства российских экспертов, считающих, что он имеет ряд недостатков, которые не только дают США существенные преимущества при проведении сокращений стратегических наступательных вооружений (СНВ), но и ведут к нарушению принципа равной безопасности.

Желание США получить односторонние преимущества при проведении сокращений СНВ вполне объяснимы. США хотели бы обезопасить себя от возможного, с их точки зрения, неблагоприятного развития событий в России. Благодаря искусному применению тактики принятия решений на политическом уровне, США удалось получить документ, дающий им существенные выгоды. Однако, в администрации Президента Клинтона, по-видимому, осознают, что для обеспечения ратификации договора Государственной Думой, американской стороне необходимо согласиться с внесением в него ряда поправок. Доказательством этому служат хельсинкские договоренности и подписанный 26 сентября 1997 г. Протокол к Договору СНВ-2. Эти документы не только сдвигают срок выполнения этого Договора с 1 января 2003 г. на 31 декабря 2007 г., но и связывают начало переговоров по следующему этапу сокращений с ратификацией Договора СНВ-2 Россией.

Вместе с тем, критика Договора СНВ-2 не означает, что российское общество возражает против осуществления дальнейших шагов по сокращению ядерных вооружений. Идея достижения более низких уровней стратегических вооружений весьма популярна в России. При этом существует понимание того, что в рамках будущего Договора СНВ-3 было бы желательно выйти на более низкие уровни, чем это было согласовано в Хельсинки, и исключить возможности как получения односторонних преимуществ, так и обхода достигнутых договоренностей.

В данной работе проанализирована ситуация, сложившаяся в процессе сокращения СНВ, рассмотрены роль ядерного оружия в политике РФ и способности российского военно-промышленного комплекса по поддержанию стратегических ядерных сил. С учетом проведенного анализа предложены условия и параметры следующего этапа сокращений СНВ, согласование которых с американской стороной могло бы предварять ратификацию Договора СНВ-2.


Заключение

1. Несмотря на улучшение международного климата после холодной войны ядерное оружие продолжает оставаться важным инструментом в проведении внешней политики. Его нельзя отменить декларативно, и, по-видимому, условия, способствующие сохранению ядерного оружие в мире, будут существовать еще не одно десятилетие. Тем не менее, ядерные арсеналы и России, и США избыточны для осуществления провозглашаемых ими стратегий сдерживания. Дальнейшее взаимное сокращение развернутых стратегических наступательных вооружений позволило бы снизить бремя материальных и финансовых затрат государств, существенно уменьшить риск несанкционированного или случайного применения ядерного оружия, а также его распространения. Следование по пути дальнейшего сокращения ядерных арсеналов способствовало бы укреплению взаимного доверия между ведущими ядерными державами и продемонстрировало бы миру их стремление к всеобщей ликвидации ядерного оружия на планете.

2. Важным шагом в снижении роли ядерного оружия в мировой политике и в укреплении стратегической стабильности стало бы принятие ядерными державами неконфронтационной концепции ядерного сдерживания. Новая концепция должна исключать провоцирующие элементы, которые сформировались в период холодной войны. Ядерное оружие должно рассматриваться как крайнее средство для защиты государства от угрозы уничтожения. В формировании нового облика своих стратегических ядерных сил Россия должна сделать акцент на обеспечении их выживаемости в любых условиях конфликта, сохранении ключевых элементов СЯС, а также их производственной и научной инфраструктуры.

3. Вопрос ратификации Договора СНВ-2 российским парламентом является сейчас главным камнем преткновения на пути дальнейшего разоружения. Несмотря на все недостатки этого договора, его принятие и реализация отвечают российским интересам.

4. Обязательства России по выполнению Договора СНВ-2 должны связываться с достижением нового соглашения с США по следующему этапу сокращения стратегических вооружений. На наш взгляд, в ходе выполнения следующего этапа, целесообразно добиться взаимных сокращений СНВ до уровня 1500 боезарядов к 2008 г. Для того, чтобы Договор СНВ-3 не разделил судьбы Договора СНВ-2, важно выправить дисбаланс интересов, возникший в результате предыдущих переговоров. Это представляется возможным, если в новом договоре будут учтены меры по ликвидации боезарядов и платформ сокращаемых СНВ, ограничению количества развернутых ПУ БРПЛ, обеспечению необратимости переориентирования ТБ и другие конкретные предложения по уменьшению возвратного потенциала СНВ. Представляется также важным включение в новый договор проверяемых мер по ликвидации или ограничению ядерных КРМБ и укреплению режима транспарентности, который бы стал охватывать также область производства и ликвидации самих ядерных боезарядов.

5. При условии, что Договор СНВ-3 будет заключен, перспективы его ратификации и выполнения российской стороной в сильной степени будут определяться и такими факторами, как развитие в США средств противоракетной обороны, динамикой и характером процесса расширения НАТО и тем, как при этом будут учитываться интересы России. Представляется также важным, чтобы российская сторона настойчиво добивалась выработки взаимных с США договоренностей по ограничению контрсиловых возможностей обычного высокоточного оружия и средств противолодочной войны. Это становится особенно актуальным, поскольку в перспективе проблемы обеспечения выживаемости СНВ могут стать решающими на пути дальнейших более глубоких их сокращений.