This page in English

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно

На новом этапе США и Россия препираются по старому вопросу

Майкл Гордон
The New York Times
25 апреля, 2000 г.

Спустя 10 лет после краха коммунистической системы казалось, что вопросы контроля над вооружениями стали для сверхдержав чем-то рутинным. Но старые споры о ПРО вновь вышли на первый план в американо-российских отношениях. И хотя эксперты считают, что новые правила ядерной игры с технической точки зрения являются вполне подходящими, данный вопрос активно используется в американской предвыборной кампании и питает российские подозрения.

На карту поставлены фундаментальные принципы, почти три десятилетия соблюдавшиеся Вашингтоном и Москвой. Речь идет о Договоре по ПРО.

Недавно обнаружившийся у США интерес к созданию собственной ПРО, которая, по словам Вашингтона, должна защитить США от таких террористических государств, как Северная Корея и Иран, поставил под сомнение дальнейшую судьбу данного договора.

До сих пор Россия решительно выступает против любых изменений договора. И недавно избранный президент Владимир Путин укрепил свои позиции в данном вопросе, добившись долгожданной ратификации парламентом Договора СНВ-II. Путин обусловил выполнение Россией этого договора выполнением США Договора по ПРО.

Поскольку республиканцы в сенате США тоже занимают непреклонную позицию в отношении развития противоракетной обороны, урегулирование спорного вопроса в ходе предстоящего визита президента Клинтона в Москву в начале июня будет в лучшем случае непростым.

"Это очень сложный период, - заявил директор московского Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии Анатолий Дьяков. - Обе стороны должны принять решение - поддерживать нынешний режим контроля над вооружениями или разрушать".

Усиление дебатов по данному вопросу вызывает некоторое удивление, поскольку в последние годы контроль над вооружениям потерял свою функцию сдерживания. После развала СССР ожидалось, что напряженным переговорам о численности боеголовок, ракет и бомбардировщиков придет конец. Обе стороны больше не были противниками. И хотя переговоры по контролю над вооружениями все еще продолжались, казалось, что на это не стоит даже обращать внимания.

Однако, распад СССР привел к тому, что в США уже не было единства мнений, откуда исходит угроза нации и как лучше уменьшить риск развязывания ядерной войны.

Американские конгрессмены-республиканцы называют Договор по ПРО анахронизмом. По их мнению, в него необходимо внести кардинальные изменения или США следует вовсе выйти из него, чтобы создать противоракетный щит от возможного нападения "террористических" государств.

Администрация Клинтона попыталась умерить политические нападки с правого фланга, предложив создать ограниченную систему обороны, которая потребует внесения поправок в Договор по ПРО, но не выхода из него.

По мнению администрации, подобная система защитит все 50 американских штатов от нескольких десятков боеголовок, которые могут нести северокорейские ракеты, или 6 боеголовок, которыми оснащены иранские ракеты. Этот план, который должен быть претворен в жизнь к 2005 году, потребует строительства РЛС на Аляске, размещения там 100 перехватчиков и модернизации пяти существующих РЛС.

Однако для многих республиканцев план Клинтон недостаточен, а для россиян он просто не приемлем.

Российские официальные лица сомневаются, что США собираются идти на затраты и решение серьезных проблем, связанных с созданием национальной системы ПРО, только для отражения потенциальной угрозы со стороны крошечной Северной Кореи. В то время, как имеющихся сейчас в арсенале России 6000 боеголовок более чем достаточно для преодоления ограниченной обороны, российские официальные лица опасаются, что план Клинтона приведет к развязыванию новой гонки по развертыванию противоракетной обороны, в которой не обладающая достаточными средствами Россия обречена на поражение. "В России считают, что американские планы по созданию национальной ПРО нельзя оправдать угрозой, которую представляют собой северокорейская или иранская ядерные программы", - отмечает директор Института США и Канады Сергей Рогов.

Еще большее беспокойство планы администрации США вызывают у Китая, который имеет на вооружении лишь около десятка ракет наземного базирования, способных нанести удар по территории США. Пекин уже пообещал, что ответит на этот план расширением своего ядерного арсенала.

Официальные представители администрации Клинтона говорят Москве, что заключать соглашение и вносить поправки в Договор по ПРО следует именно сейчас, поскольку - в случае победы на выборах в США Буша - новый президент США предложит российской стороне намного менее выгодные условия сделки.

По мнению экспертов, наиболее логичной сделкой - американские официальные лица намекают, что Клинтон может выступить с подобным предложением - было бы предоставление США права на создание ограниченной системы обороны от возможной ракетной угрозы со стороны стран третьего мира.

В обмен Вашингтон согласился бы на требование России, чтобы в рамках Договора СНВ-II обе стороны пошли на еще более серьезное сокращение ядерного оружия большой дальности.

Москва высказалась за то, чтобы обе стороны сократили свои ядерные арсеналы до 1500 боеголовок. Ранее Пентагон утверждал, что США необходимо около 2500 боеголовок, однако Вашингтон может попытаться успокоить русских, согласившись на уровень ниже 2000 боеголовок.

Небольшая, но влиятельная группа российских экспертов полагает, что упомянутая сделка отвечает интересам России. К примеру, Рогов утверждает, что ограниченная американская система обороны не нанесет серьезного ущерба стратегическому равновесию, если уровни будут правильно определены.

Тем не менее, официально Кремль настаивает, что не заинтересован в подобной сделке. Он предупреждает, что не согласится на пересмотр договора и что решение США о выходе из него нарушит весь комплекс соглашений о контроле над вооружениями.

Россия не только прекратит сокращение своих стратегических арсеналов, - предупредил Путин, - но и может развернуть новые ракеты с разделяющейся головной частью, нарушить соглашение о запрете ракет средней дальности и даже выйти из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Вместо этого Россия предлагает лишь сотрудничать в области противоракетных систем, обеспечивающих защиту от ракет малой дальности.

Такая жесткая позиция может затруднить Путину достижение компромисса с Клинтоном. Не будет этому способствовать и тот факт, что срок президентства Клинтона подходит к концу и он не всегда способен привести убедительные доводы в пользу своей точки зрения в самих США.

Некоторые российские эксперты опасаются, что, если на июньском саммите сделка будет заключена, Клинтону окажется непросто убедить сенат (где преобладают республиканцы) ее поддержать. Они отмечают, что в прошлом году администрация Клинтона потерпела чувствительное поражение, когда сенат отказался ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Если сделка будет достигнута, - считают они, - она может быть лишена политической поддержки, равно как и лидер, который ее заключил.

Действительно, после того как я январе этого года испытания ракеты-перехватчика завершились неудачей, сторонники и противники создания системы ПРО обратились к администрации США с просьбой отложить принятие решения о необходимости создания данной системы до ноябрьских выборов.

"Даже если Россия достигнет соглашения с Клинтоном, не будет никаких гарантий, что спустя 18 месяцев после этого следующая администрация США вновь не прибудет в Россию для очередного раунда переговоров о внесении изменений в Договор по ПРО и все не начнется сначала", - считает специалист по контролю над вооружениями московского центра Карнеги Александр Пикаев.

"Если вы хотите отрубить коту хвост, это следует делать сразу, а не в три захода", - подчеркнул он.

Перевод статьи на русский язык был опубликован сетевым изданием Инопресса.Ру


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум


См. также специальный раздел СНВ-сайта: