Документы, связанные с договором ПРО

Приглашаем посетить СНВ-сайт (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется ежедневно.

Официальные предложения США по модификации договора по ПРО

Тексты документов, переданных российской стороне (Часть 2).


В конце апреля в журнале The Bulletin of Atomic Scientists был опубликован пакет конфиденциальных документов, включающий проект соглашения о пересмотре договора по ПРО, который был передан администрацией Клинтона на рассмотрение России. Ниже представлена русскоязычная версия опубликованных документов, которые включают:


ПРОТОКОЛ К ДОГОВОРУ МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ

Стороны Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, подписанного 26 мая 1972 года с поправками, внесенными Протоколом от 3 июля 1974 года, ниже именуемого Договором,

признавая важное значение Договора для стратегической стабильности,

отмечая обязательство Сторон по Договору рассматривать при необходимости предложения по повышению жизнеспособности Договора,

учитывая изменения в стратегической ситуации, произошедшие вследствие распространения среди государств оружия массового уничтожения и баллистических ракет большой дальности, угрожающих международному миру и безопасности,

признавая необходимость защиты своих граждан и, следовательно, своих территорий от угрозы применения этими государствами баллистических ракет большой дальности, признавая, что эта угроза возрастает и что оборонительные способности, необходимые для защиты от этой угрозы, также должны

возрастать, из чего следует, что Договор должен обновляться по мере необходимости, чтобы сделать возможным создание необходимой обороны,

намереваясь адаптировать Договор к этим изменениям в стратегической ситуации,

исходя из понимания, что развертывание систем ПРО для ограниченной обороны своих соответствующих национальных территории не будет угрожать и не допустить, чтобы он угрожал стратегическим силам сдерживания каждой из Сторон,

обязуясь осуществлять такое развертывание на основе сотрудничества и транспарентности; и вновь подтверждая приверженность продолжению консультаций, направленных на укрепление и повышение эффективности Договора,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Соединенным Штатам Америки и Российской Федерации разрешается развернуть систему противоракетной обороны (ПРО) для целей ограниченной обороны своей национальной территории от ограниченных ударов баллистическими ракетами большой дальности в качестве альтернативы развертыванию систем ПРО, разрешенных Статьями I и III Договора.

Статья II

Ограниченная территориальная система ПРО, разрешенная Статьей I настоящего Протокола, подпадает под действие следующих положений:

a) с учетом положений Статьи I Договора Соединенные Штаты и Российская Федерация могут развернуть не более, чем по 100 пусковых установок ПРО и не более, чем по 100 противоракет на стартовых позициях в пределах одного района развертывания на своей национальной территории. Радиус такого района развертывания ограниченной территориальной обороны не может превышать 150 км;

b) с учетом положений подпункта "а" Статьи VI и Статьи IX Договора Соединенным Штатам и Российской Федерации разрешается придавать РЛС предупреждения о ракетном нападении стратегических баллистических ракет, существующим по состоянию на 1 декабря 1999 года, способность выполнять функции РЛС ПРО для поддержки ограниченной территориальной системы ПРО, развернутой в соответствии с настоящим Протоколом;

c) Соединенные Штаты и Российская Федерация могут развернуть по одной дополнительной РЛС ПРО в любом месте в пределах своей национальной территории.

Статья III

В случае, если Соединенные Штаты или Российская Федерация примут решение развернуть ограниченную территориальную систему ПРО в соответствии с положениями настоящего Протокола в качестве альтернативы развертыванию ПРО, разрешенному Статьями I и III Договора,

а) не требуется демонтаж или уничтожение пусковых установок ПРО, развернутых в соответствии со Статьей III Договора, которые не находятся в боевом составе; находятся в стадии строительства, испытаний или капитального или текущего ремонта, либо переоборудования по состоянию на 1 декабря 1999 года. Такие

пусковые установки не засчитываются в уровень, предусмотренный в пункте "а" Статьи II настоящего Протокола;

b) пусковые установки ПРО, развернутые в соответствии со Статьей III Договора, которые находятся в боевом составе, в стадии строительства, испытания или капитального или текущего ремонта, либо переоборудования по состоянию на 1 декабря 1999 года, демонтируются или уничтожаются с тем, чтобы в любое время количество развернутых пусковых установок ПРО не превышало 100;

c) не требуется демонтаж или уничтожение РЛС ПРО, развернутых в соответствии со Статьей III Договора по состоянию на 1 декабря 1999 года.

Статья IV

В целях повышения уверенности в соблюдении и обеспечения соблюдения Договора и настоящего Протокола Стороны выполняют положения Приложения, которое является неотъемлемой частью настоящего Протокола.

Статья V

За исключением изменений, предусмотренных настоящим Протоколом, все существующие права и обязательства Сторон по Договору остаются в силе и применяются к ограниченной системе обороны национальной территории.

Статья VI

По запросу одной из Сторон, но не ранее 1 марта 2001 года Стороны начнут переговоры на добросовестной основе с целью пересмотра настоящего Протокола с тем, чтобы учесть дальнейшие изменения в стратегической ситуации, вызванные распространением оружия массового уничтожения и баллистических ракет большой дальности, которые таким образом могут потребовать развертывания более эффективных ограниченных систем обороны национальной территории, необходимых для борьбы с такими ракетами большой дальности.

Статья VII

Настоящий Протокол подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон и вступает в силу по завершении обмена ратификационными документами Протокола.


ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОТОКОЛУ К ДОГОВОРУ МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ

В соответствии с положениями Протокола к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, подписанного ________ 2000 года, ниже именуемого Протоколом,

Стороны настоящим соглашаются о следующих мерах по повышению уверенности в соблюдении и по обеспечению соблюдения положений Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, ниже именуемого Договором, и Протокола.

Раздел I

1. В соответствии с настоящим Приложением Стороны проводят первоначальный обмен информацией и уведомлениями не позднее чем через 90 дней после вступления в силу Протокола, отражающий данные на дату вступления Протокола в силу. Обновление такой информации осуществляется, если не согласовано иное, ежегодно по состоянию на 1 января каждого года, а ее предоставление - не позднее 1 апреля того же года. При ежегодном обновлении информации не обязательно указывать данные, оставшиеся неизменными со времени предыдущего обмена информацией. Такой обмен информацией не требуется до первоначальной установки Соединенными Штатами противоракеты в пусковую установку ПРО в пределах района развертывания системы ПРО.

2. Каждая из Сторон предоставляет следующую информацию о своей системе ПРО1:

a) противоракеты:

i) обозначение/наименование; тип боезаряда (ядерный, осколочно-фугасный, предназначенный для нанесения удара на поражение); количество ступеней; длина и максимальный диаметр противоракеты2, которая по своей компоновке предназначена как для установки в пусковую установку ПРО, так и для складского хранения; вид топлива (твердое или жидкое); длина и максимальный диаметр противоракеты вне пускового контейнера;

ii) количества и места расположения, применительно к каждому объекту, развернутых противоракет (т.е. противоракет, установленных в пусковой установке ПРО, находящейся в пределах района развертывания системы ПРО) и неразвернутых противоракет;

iii) фотоснимки каждого из типов противоракет, которые по своей компоновке предназначены как для установки в пусковую установку ПРО, так и для складского хранения; противоракеты каждого типа вне пускового контейнера; погрузчика для загрузки шахты, указанного в подпункте d пункта 2 настоящего раздела;

b) пусковые установки ПРО:

i) обозначение/наименование; диаметр;

ii) количества и географические координаты развернутых пусковых установок ПРО;

c) РЛС ПРО:

1) обозначение/наименование; диапазон частот (с использованием обозначений, принятых Международным союзом электросвязи);

ii) количества и географические координаты каждой из РЛС ПРО;

d) количества погрузчиков для загрузки шахты, находящихся в районе развертывания системы ПРО и предназначенных для установки противоракет в пусковые установки ПРО;

e) общая концепция действия системы ПРО данной Стороны (описывается в произвольной форме);

О состояние планов и программ данной Стороны в отношении ее системы ПРО (описывается в произвольной форме).

3. Каждая из Сторон предоставляет следующую информацию в отношении испытательных полигонов ПРО для испытания своей системы ПРО:

a) наименование и географические координаты всех таких испытательных полигонов ПРО;

b) количества и географические координаты находящихся на испытательных полигонах ПРО пусковых установок ПРО, РЛС ПРО, объектов по обслуживанию противоракет и мест складского хранения противоракет.

4. Каждая из Сторон сообщает наименование и географические координаты каждой из РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет.

5. Каждая из Сторон предоставляет следующую информацию о следующих объектах, которые находятся за пределами района развертывания ее системы ПРО:

a) наименование и географические координаты всех мест окончательной сборки противоракет, объектов по обслуживанию противоракет и мест складского хранения противоракет;

b) применительно к каждому объекту, подлежащему инспекции в соответствии с Разделом III настоящего Приложения, схема объекта предоставляется другим Сторонам в соответствии с пунктом 1 настоящего Раздела или не позднее, чем через 30 дней после того, как в соответствии с пунктом 7 Раздела II настоящего Приложения представлено первоначальное уведомление об объекте, на котором находятся неразвернутые противоракеты.

6. Каждая из Сторон предоставляет следующую информацию о районе размещения своей системы ПРО:

a) схему всего района развертывания, на которой показаны места расположения каждой пусковой установки ПРО, каждого объекта по обслуживанию противоракет и каждого места складского хранения противоракет;

b) применительно к району развертывания системы ПРО, созданного после вступления в силу Протокола, Сторона представляет схему данного района не позднее, чем за 30 дней до установки первоначальной противоракеты в пусковую установку ПРО в пределах района развертывания системы ПРО; на этой схеме показывается фактическое или планируемое место расположения каждой из пусковых установок ПРО, каждого из объектов по обслуживанию противоракет и каждого из мест складского хранения противоракет.

Раздел II

В соответствии с пунктом 1 Раздела I настоящего Приложения каждая из Сторон предоставляет следующие уведомления о своей системе ПРО. Такие уведомления предоставляются в рамках первоначального обмена информацией и уведомлениями. В дальнейшем такие уведомления предоставляются в соответствии с положениями настоящего Раздела. Предоставление таких уведомлений не требуется до первоначальной установки Соединенными Штатами противоракеты в пусковую установку ПРО в пределах района развертывания системы ПРО.

1. Уведомления, предоставляемые в рамках первоначального обмена информацией, как это предусмотрено в пункте 1 Раздела I, или не менее чем за 90 дней, о дате начала:

a) любых строительных работ или работ по сборке, не являющихся земляными работами (выемкой грунта), связанных со строительством противоракет; или

b) любых строительных работ или работ по сборке, связанных со строительством антенн (решеток), сооружений, относящихся к с антенне РЛС ПРО, или опор основания антенны, которые не являются частями зданий, относящихся к РЛС ПРО.

2. Уведомления, предоставляемые не менее чем за 90 дней, о первоначальной установке противоракеты в пусковую установку ПРО в пределах развертывания системы ПРО.

3. Уведомления, предоставляемые не менее чем за 10 дней, о пуске противоракеты. В таких уведомлениях указываются:

обозначение/наименование противоракеты и географические координаты точки пуска противоракеты.

4. Уведомления, предоставляемые не менее чем за __ дней, о первом пуске каждого из новых типов (определяется Стороной, предоставляющей уведомление) противоракет.

5. Уведомления, предоставляемые не позднее чем через 48 часов после завершения транзита, о транзите противоракеты между районом развертывания системы ПРО, объектами по обслуживанию противоракет, которые не находятся в пределах района развертывания системы ПРО, местами складского хранения противоракет, которые не находятся в пределах района развертывания системы ПРО, испытательными полигонами ПРО и местами окончательной сборки противоракет.

6. Уведомления, предоставляемые позднее чем через 5 дней после завершения, о демонтаже или ликвидации-противоракеты (включая ликвидацию в результате аварии или ликвидацию методом пуска).

7. Уведомления, предоставляемые не менее чем за 30 дней до первого прибытия противоракеты на такой объект, об объекте, который ранее не указывался в соответствии с подпунктом а пункта 5 и подпунктом "а" пункта 6 Раздела I.

Раздел III

1. Каждая из Сторон имеет право проводить, в соответствии с процедурами, подлежащими согласованию Сторонами, следующую инспекционную деятельность. Такая инспекционная деятельность не проводится до первоначальной установки Соединенными Штатами противоракеты в пусковую установку ПРО в пределах района развертывания системы ПРО:

a) начиная через 30 дней после даты первоначальной установки противоракеты в пусковую установку ПРО в пределах района развертывания системы ПРО, но не менее чем через 90 дней после достижения соглашения о конкретных процедурах проведения такой инспекции, каждая из Сторон имеет право проводить инспекции в отношении исходных данных для подтверждения точности предоставляемой информации о количествах и местах расположения неразвернутых противоракет и пусковых установок ПРО. Такие инспекции проводятся: в районе развертывания системы ПРО, в том числе на объектах по обслуживанию противоракет, и в местах складского хранения противоракет, находящихся в пределах такого района развертывания системы ПРО;

b) начиная через 60 дней после даты первоначальной установки противоракеты в пусковую установку ПРО в пределах района развертывания системы ПРО, но не ранее чем через 90 дней после достижения соглашения о конкретных процедурах проведения такой инспекции, каждая из Сторон имеет право проводить в каждом договорном году в общей сложности __ инспекций на местах с коротким временем уведомления для подтверждения точности предоставленной информации о количествах и местах расположения неразвернутых противоракет и пусковых установок ПРО. Такие инспекции проводятся в районе развертывания системы ПРО, в том числе на находящихся в пределах района развертывания системы ПРО объектах по обслуживанию противоракет и в находящихся там же местах складского хранения противоракет.

2. В том случае, если у какой-либо из Сторон возникает озабоченность относительно соблюдения положений настоящего Протокола, эта Сторона может высказать такую озабоченность в рамках Постоянной консультативной комиссии и обратиться с запросом об осуществлении конкретных мер для урегулирования этой озабоченности. Такие меры могут включать в себя посещение, но не ограничиваться таким посещением, со специальным правом доступа на объект или в место, где, по мнению запрашивающей Стороны, имела место деятельность, вызвавшая озабоченность. Не позднее чем через 7 дней после получения такого запроса принимающая Сторона предоставляет ответ. Ответ принимающей Стороны включает в себя:

a) согласие или отклонение принять предлагаемую конкретную меру по урегулированию озабоченности, в том числе, если предлагается посещение со специальным правом доступа, дату, место и процедуры проведения такого посещения; или

b) предложение о конкретной альтернативной мере по урегулированию озабоченности, в том числе, если предлагается посещение со специальным правом доступа, о дате, месте и процедурах проведения такого посещения.

3. Каждая из Сторон проводит, в соответствии с процедурами, подлежащими согласованию между Сторонами, показы каждого типа (по определению Стороны, проводящей показ) противоракет и пусковых установок ПРО, используемых в ее системе ПРО. Целью таких показов является предоставление возможности подтвердить точность информации о габаритах, содержащейся в уведомлениях, предоставляемых в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 2 и подпункта "b" пункта 2 Раздела I настоящего Приложения:

а) применительно к противоракетам и пусковым установкам ПРО, включенным в первоначальный обмен информацией и уведомлениями, осуществленным в соответствии с пунктом 1 Раздела I настоящего Приложения, время проведения таких показов подлежит согласованию между Сторонами;

b) применительно к противоракетам и пусковым установкам ПРО, которые не были включены в первоначальный обмен информацией и уведомлениями, осуществленным в соответствии с пунктом 1 Раздела I настоящего Приложения, такие показы проводятся в течение 30-дневного периода, начиная:

О применительно к противоракетам, во время ив месте, которые подлежат согласованию Сторонами;

ii) применительно к пусковым установкам ПРО, в день первоначальной установки противоракеты в такую пусковую установку ПРО;

5. Для эффективного выполнения инспекторами своих функций, в целях осуществления положений настоящего Приложения, но не в их личных интересах, инспекторам предоставляются те же привилегии и иммунитета, какими пользуются дипломатические агенты в соответствии со Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года.

Раздел IV

1. Любая из Сторон может на добровольной основе организовать для других Сторон демонстрацию своей системы, ее компонентов или других мероприятий, относящихся к ПРО; наблюдение за пусками ее противоракет; или посещение связанных с ПРО объектов и района размещения ее системы ПРО. В каждом конкретном случае участвующие Стороны заранее соглашаются о цели таких показов, наблюдений и посещений, а также о мерах по их осуществлению.

2. Каждая из Сторон может на добровольной основе предоставить любую другую информацию или любые другие уведомления, не указанные в других положениях настоящего Приложения. Кроме того, любая из Сторон может на добровольной основе предоставлять информацию в соответствии с Разделом I и Разделом II настоящего Приложения до того времени, когда требуется предоставление такой информации. Такая информация и такие уведомления предоставляются по вопросам, в объеме и в сроки, которые каждая Сторона определяет сама.

Раздел V

1. Каждая из Сторон использует каналы Центров по уменьшению ядерной опасности или эквивалентные межправительственные каналы связи для предоставления и получения уведомлений и для обмена информацией в соответствии с положениями настоящего Приложения.

2. Каждая из Сторон обязуется не разглашать информацию, предоставляемую согласно настоящему Приложению, кроме как с определенно выраженного согласия Стороны, предоставившей такую информацию.

Раздел VI

По вступлении в силу Протокола Стороны обязуются предложить и согласовать, в рамках Постоянной консультативной комиссии, дополнительные административные и технические процедуры, которые могут быть необходимы для осуществления положений настоящего Приложения. Выработка таких административных и технических процедур завершается в возможно короткие сроки.


1 Термин "система ПРО" и ее компоненты, "противоракета (противоракеты)", "пусковая установка ПРО (пусковые установки ПРО)", и "РЛС ПРО" применяется в отношении систем ПРО, используемых как для целей обороны района, как это разрешено Статьями I и III, так и в отношении систем ПРО ограниченной обороны национальной территории Стороны.

2 Исключительно для целей настоящего Приложения, и если не указано иное, противоракета определяется следующим образом: противоракета в сборке со всеми своими ступенями, всеми межступенными переходниками и головной частью, находящаяся в своем пусковом контейнере.


См. также наш специальный раздел Поправки к Договору по ПРО: Следует ли России соглашаться? - документы, стенограммы пресс-конференций, обзор прессы


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2000