Договор СНВ-2: тексты документов

Приглашаем посетить СНВ-сайт (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений"

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) подписан в Москве 3 января 1993 года.

Договор предусматривает новые значительные - по сравнению с Договором СНВ-1 - сокращения стратегических ядерных арсеналов каждого из двух государств - до уровня в 3000 - 3500 боезарядов (в отличие от Договора СНВ-1, Договор СНВ-2 устанавливает ограничения только на количество ядерных боезарядов и не затрагивает количества их носителей). При этом уровень боезарядов на баллистических ракетах подводных лодок не должен превышать 1700 - 1750 единиц. Ни у одной из сторон не должно оставаться межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с разделяющимися головными частями (РГЧ), в том числе должны быть ликвидированы все тяжелые МБР.

Практическое выполнение Договора СНВ-2 во многом базируется на процедурах и механизме, предусмотренных Договором СНВ-1.

Договор СНВ-2 будет оставаться в силе до тех пор, пока остается в силе Договор СНВ-1.

Договором СНВ-2 предусмотрен более строгий порядок засчета боезарядов на тяжелых бомбардировщиках (ТБ) - за каждым ТБ будет засчитываться не условное, а реальное количество ядерных боезарядов, для которого ТБ действительно оснащен.

Российская сторона по Договору имеет право переоборудовать 90 шахтных пусковых установок (ШПУ) ликвидируемых тяжелых ракет для размещения в них моноблочных МБР, а также сохранить 105 МБР РС-18 при оснащении их одной боеголовкой. В целях реализации обязательства о запрете МБР с РГЧ каждая из сторон может уменьшить количество боезарядов на МБР, не относящихся к тяжелым, до одной единицы.

Договор СНВ-2 создает для Российской Федерации возможность увязать реальный ход перевода российских стратегических ядерных сил (СЯС) на новые системы стратегических наступательных вооружений (взамен выслуживших гарантийные сроки эксплуатации) с дальнейшими сокращениями СНВ России и США.

В апреле 1998 года Президент РФ внес в Государственную Думу свой проект закона о ратификации Договора СНВ-2, состоящий только из положения о ратификации. Однако, как известно, в ходе обсуждения Договора СНВ-2 депутатами Государственной Думы и специалистами был высказан ряд претензий к данному договору. Они были учтены при подготовке вносимого проекта федерального закона. В частности, данный законопроект содержит положения о целесообразности сохранения оптимальной для Российской Федерации структуры СЯС, о применении наиболее экономических процедур утилизации МБР и ШПУ, о необходимости выравнивания возвратных потенциалов сторон и условий ликвидации ядерных вооружений.

В статье 2 проекта закона сформулированы положения, определяющие трактовку так называемых исключительных обстоятельств, при которых Россия может воспользоваться правом выхода из Договора. В их число включены, в частности, нарушение Соединенными Штатами Америки Договора по ПРО, изменение военной политики НАТО, возникновение чрезвычайных экономических обстоятельств либо угрозы экологической безопасности РФ и ряд других стратегически важных факторов. Такая постановка вопроса дает возможность при возникновении исключительных обстоятельств принять меры для защиты высших государственных интересов страны. Статья 3 регламентирует действия Президента РФ и палат Федерального Собрания РФ в случае возникновения исключительных обстоятельств.

По мнению авторов, недостатки Договора СНВ-2 целесообразно попытаться устранить в ходе переговоров о заключении нового договора о дальнейших сокращениях СНВ. В статье 4 устанавливается срок для подготовки Договора СНВ-3, до 31 декабря 2003 года, по истечении которого Президент Российской Федерации проводит консультации с палатами Федерального Собрания о целесообразности продолжения выполнения Договора СНВ-2, либо возбуждает процедуры, установленные разделом 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (о прекращении и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации), в отношении Договора СНВ-2. Кроме того, в данной статье указывается ряд положений, которые должен содержать новый договор, направленных на исправление недостатков Договора СНВ-2. Среди них - сохранение для РФ возможности многовариантного подхода к строительству СЯС, снижение возвратных потенциалов сторон, обеспечение равных условий ликвидации ядерных боезарядов, оптимальное использование инфраструктуры СЯС и существенное снижение затрат на ликвидацию ядерного оружия.

В статье 5 фиксируются ключевые условия реализации Договора СНВ-2 Российской Федерацией, в числе которых сохранение боеготовности и приоритетное финансовое обеспечение стратегических ядерных сил России.

Статья 6. закрепляет, что обеспечение стратегических ядерных сил, а также производство, эксплуатация, ликвидация и утилизация ядерного оружия должны регулироваться федеральными законами, а выполнение Договора СНВ-2 осуществляется на основе федеральных целевых программ.

Статьей 7 проекта определяются функции Президента, Правительства, палат Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению выполнения Договора СНВ-2, при этом основное внимание сосредоточено на обеспечении устойчивого развития российских стратегических ядерных сил.

В статье 8 определены сроки представления и основное содержание доклада Правительства Российской Федерации палатам Федерального Собрания о состоянии стратегических ядерных сил и ходе выполнения Договоров СНВ-1, СНВ-2, а также выполнении Договора по ПРО и нью-йоркских договоренностей по вопросам ПРО.

Статья 9. содержит принципиально важную увязку вступления в силу Договора СНВ-2 с завершением процедуры ратификации в США Договора СНВ-2 и пакета нью-йоркских договоренностей от 26 сентября 1997 года по вопросам ПРО (о правопреемстве в отношении Договора по ПРО и о необходе этого Договора в ходе создания систем нестратегической ПРО).

Что касается экономического аспекта, то авторы законопроекта исходили из информации, представленной в письме Правительства РФ (за подписью Первого заместителя Председателя Правительства РФ Ю.Д.Маслюкова) от 2 ноября 1998 года. Дополнительных затрат данный законопроект не предусматривает.