This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Последний штурм СНВ-2?


12 апреля 2000 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


На 14 апреля 2000 года в Государственной думе запланировано рассмотрение на пленарном заседании вопроса о ратификации Договора между РФ и США о сокращении наступательных вооружений СНВ-2.

В плане работы весенней сессии 2000 года это вопрос планировалось рассмотреть лишь в июне месяце. Почему же вдруг так изменились планы работы Государственной Думы?

Представляется, что основных причин тут четыре:

1. Стремление нового Президента РФ в условиях осуждения политики России в отношении Чечни со стороны стран Европейского сообщества показать мировому общественному мнению, что наше государство способно к ведению дальнейших переговоров с Западом, в том числе и по такому важнейшему вопросу как сокращение стратегических вооружений.

2. Путем ратификации Договора СНВ-2 предпринять попытки предотвратить возможный выход США из Договора 1972 года по ПРО. В том же случае, если такая попытка станет реальностью, возложить всю ответственность за нарушение стратегической стабильности перед мировым сообществом на Соединенные Штаты, так как они собираются рассмотреть вопрос о развертывании национальной ПРО в мае 2000 года.. В случае же, если к этому времени Договор не будет ратифицирован Россией, то вся ответственность за нарушение стратегической стабильности может лечь на РФ, так как процесс ратификации у нас продолжается уже более семи лет.

Таким образом, сейчас основной проблемой можно назвать не столько сам процесс сокращения стратегических вооружений, сколько вопрос о сохранении Договора по ПРО, так как в настоящее время именно он является камнем преткновения в вопросе сохранения стратегической стабильности в мире.

Конечно, высока вероятность того, что США проигнорируют в современных условиях, мировое общественное мнение и выйдут из Договора по ПРО даже несмотря на явное и неявное осуждение их действий со стороны большинства стран ООН.

Но их осуждение со стороны таких ядерных стран, как Китай и Франция, имеет высокую степень вероятности.

3. Естественное стремление России в современных условиях к дальнейшему сокращению стратегических вооружений в рамках Договора СНВ-3 при условии сохранения действия основных положений Договора по ПРО 1972 года. По мнению администрации Владимира Путина посадить США за стол переговоров будет возможно только при условии ратификации Договора СНВ-2. При этом считается, что на этих переговорах существует вероятность того, что в новых условиях США не будут возражать против права обеих сторон на развертывание МБР наземного базирования с 3-4 боеголовками.

4. Стремление России поддержать перед предстоящими президентскими выборами действующего президента США Билла Клинтона, как политического деятеля, способствующего своими действиями на международной арене сохранить стратегическую стабильность в мире. Косвенным образом это будет способствовать в какой то мере поддержке на выборах преемника Клинтона от Демократической партии А.Гора.

Какова же вероятность того, что Договор СНВ-2 будет ратифицирован Государственной Думой 14 апреля 2000 года?

Представляется, что новая Дума сможет набрать для ратификации необходимое количество голосов. Свое отрицательное отношение к ратификации Договора пока что выражают фракции КПРФ, ЛДПР и депутаты Аграрно-промыщленной группы, которые в сумме составляют около трети депутатов.

Ясно, что за ратификацию проголосуют депутаты фракций «Единство», ОВР, «Яблоко» и депутатского объединения «Народный депутат». К ним может присоединиться и часть депутатов группы «Российские регионы». В сумме за ратификацию смогут проголосовать 240-250 депутатов, чего вполне достаточно для принятия соответствующего федерального закона.

Можно сделать вывод, что 14 апреля вероятнее всего Государственная Дума ратифицирует Договор СНВ-2 с соответствующими положениями, оговоренными в проекте закона о ратификации, которые при определенных условиях позволят выйти из этого Договора.


П.Б. Ромашкин
помощник депутата Государственной Думы РФ А.Г. Арбатова,
кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2000. Все права защищены