Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Госдума о новом Договоре между Россией и США


21 июня 2002 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


14 июня Государственная Дума по предложению комитета по международным делам приняла Заявление "О новых договоренностях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки по вопросам стратегической стабильности", в котором с сожалением констатирует, что 13 июня 2002 года прекращает действие Договор между СССР и США об ограничении систем ПРО от 26 мая 1972 года. Решение США от 13 декабря 2001 года об одностороннем выходе из Договора по ПРО, по мнению Государственной Думы, является крупной политической ошибкой, способной нанести серьезный ущерб международной безопасности. Это решение США, по мнению депутатов, требует принятия руководством России дополнительных мер по обеспечению безопасности государства. Госдума отметила, что в соответствии с Федеральным законом "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2)" Россия вправе считать себя свободной от выполнения всех обязательств по Договору СНВ-2.

Таким образом можно сказать, что теперь ограничения на МБР с РГЧ теряют свою юридическую силу и Российская Федерация сможет учитывать это в своих планах по строительству стратегических ядерных сил (СЯС). Государственная Дума отметила, что подписание 24 мая 2002 года Договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП) и Декларации о новых стратегических отношениях между РФ и США позволяет уменьшить ущерб, нанесенный стратегической стабильности и безопасности Российской Федерации в результате одностороннего выхода США из Договора по ПРО.

Госдума подчеркнула, что Договор СНП не накладывает каких-либо дополнительных ограничений на планы развития СЯС РФ и позволяет России осуществлять их модернизацию с максимальной экономической эффективностью. Договор СНП не противоречит уже утвержденным программам модернизации СЯС РФ, включая сохранение в боевом составе МБР с РГЧ ИН. Это дает возможность России своевременно реагировать на шаги США по развертыванию систем ПРО. В связи с этим Госдума считает приоритетным финансирование программ модернизации СЯС РФ. По предложению депутата А.Г. Арбатова это положение было дополнено следующими словами: "При этом главной из них является ускоренное оснащение стратегических ядерных сил Российской Федерации ракетными комплексами "Тополь-М".

В Заявлении подчеркивается, что Договор СНП не содержит четкий график сокращений ядерных сил сторон и срок выполнения обязательств иметь 1700-2200 оперативно развернутых боезарядов наступает фактически в последний день действия указанного Договора. Отсутствие требований об обязательной ликвидации носителей или о переоборудовании платформ, а также сохранение большого резерва ядерных боезарядов дает США возможность быстро и скрытно наращивать количество оперативно развернутых ядерных сил. Особую обеспокоенность депутатов вызывает тот факт, что в 2009 году прекращает действие Договор СНВ-1, а также предусмотренные в нем процедуры проверки, применяемые в целях Договора СНП.

В Заявлении говорится, что эти факторы могут привести к росту недоверия сторон относительно соблюдения взаимных обязательств и ослабить их заинтересованность в осуществлении заявленных сокращений СЯС. Подчеркивается, что ключевое значение для ратификации Государственной Думой Договора СНП приобретает скорейшее достижение дополнительных договоренностей между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки по обеспечению транспарентности и предсказуемости сокращений СНП.

Госдума оставляет за собой право внести в проект федерального закона о ратификации Договора СНП, которые позволили бы обеспечить предсказуемость реальных сокращений СЯС США.

В Заявлении подчеркивается, что целям нераспространения ядерного оружия отвечала бы также полная ликвидация США и РФ избыточных боезарядов, подлежащих демонтажу в соответствии с Договором СНП. Госдума отмечает, что отказ США ратифицировать Договор ДВЗЯИ подрывает международный режим нераспространения ядерного оружия.

Госдума выражает обеспокоенность тем, что США отказываются брать на себя какие-либо обязательства по ограничению масштабов будущей оборонительной системы.

Таким образом, можно сказать, что принятое Государственной Думой Заявление "О новых договоренностях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки по вопросам стратегической стабильности", является первым официальным документом, в котором дан анализ подписанных 24 мая 2002 года докуметов и высказываются предложения по дальнейшим реальным шагам, в том числе и по ратификации Договора СНП.


П.Б. Ромашкин
помощник депутата Государственной Думы РФ А.Г. Арбатова,
кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002. Все права защищены.