This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Нужны ли России Ракетные войска?


12 июля 2000 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


21 июня 2000 года в программе ОРТ "Однако" Михаилом Леонтьевым было заявлено о том, что в Генеральном штабе ВС РФ зреют предложения о том, что в ближайшие годы необходимо увеличить ассигнования и численность сил общего назначения (СОН) за счет уменьшения ассигнований и снижения численности Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Об этом же говорил и Геннадий Зюганов в передаче НТВ "Герой дня" 30 июня 2000 г. Как было заявлено в этих передачах, Генеральный штаб планирует сократить количество ракет в РВСН до 150, а количество дивизий РВСН - с 19 до 2.

Исторически сложилось так, что при формировании и развитии стратегических ядерных сил (СЯС) Советский Союз, а затем и Россия ориентировались главным образом на наземную составляющую (РВСН), тогда как США основное внимание уделяли морской (МСЯС) и авиационной (АСЯС) составляющим. Это было вызвано различным геостратегическим положением двух стран и различным состоянием их экономики.

На всех переговорах по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ) США всегда настаивали в основном на ограничении и сокращении именно наземной составляющей СЯС. Таким образом, если такое предложение будет реализовано, то исполнится мечта Соединенных Штатов Америки о том, чтобы свести к минимуму состав российской наземной составляющей СЯС.

Как известно, перспективы развития СЯС РФ определены действующими договорами между РФ (СССР) и США по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ), Федеральным законом "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации. Эта нормативная база определяет количественные параметры группировки СЯС РФ до 2010 года, основные мероприятия строительства СЯС и объемы их финансирования.

По имеющимся оценкам, для поддержания группировки СЯС в 1500 боезарядов (из них 400-500 в РВСН), отвечающей не только условиям Договора СНВ-2, но и возможному Договору СНВ-3, в период до 2010 года потребуется от 10% до 15% военных расходов.

В то же время при сохранении в основном существующей общей численности и боевого состава сил общего назначения (СОН) ВС РФ, указанные уровни военных расходов обеспечат лишь частичное удовлетворение потребности СОН в вооружении и военной технике. Так, даже при уровне военных расходов в размере 3,5-4% от ВВП к 2010 году СОН будут оснащены лишь на треть вооружением, готовым к боевому применению, а доля новых средств составит не более 6-7%.

Тем не менее, предпринимаемые в этих условиях попытки решить действительно острые проблемы СОН за счет резкого сокращения СЯС (в основном РВСН - наименее затратной составляющей "триады") и перераспределить высвобождающиеся ресурсы на развитие СОН, могут еще более ухудшить положение национальной обороны в целом.

Даже ценой полной ликвидации СЯС можно повысить оснащенность СОН вооружением лишь чуть более чем на 6%. Менее радикальные варианты сокращения СЯС и перераспределения ресурсов в пользу СОН дали бы еще менее заметные результаты. Также следует учитывать, что на такое сокращение потребуется в ближайшие три года дополнительное финансирование в размере 10-15 млрд. рублей (на сокращение и реорганизацию СЯС).

Таким образом, нет никаких оснований для решения проблем повышения боевого потенциала СОН только за счет" СЯС. Более того, необходимо признать, что при реалистически прогнозируемом уровне военных расходов обеспечить развитие, содержание и приемлемый уровень боевой готовности СОН существующей численности и состава практически невозможно. При военных расходах в размере 3,8-5% от ВВП возможно полное обеспечение боеспособной техникой (при доле новых вооружений до 25%) Вооруженных Сил общей численностью 600-800 тысяч человек.

Помимо военно-экономической несостоятельности попытки резкого сокращения и свертывания программ развития СЯС ведут и к военно-политическим издержкам. Недавние двухсторонние консультации по наступательным и оборонительным вооружениям, как представляется, не оставляют никаких сомнений, что предлагаемое сокращение и свертывание СЯС (особенно РВСН) лишит американцев последних стимулов вести с нами серьезные переговоры как по СНВ-3, так и по вопросам Договора по ПРО. А вместе с этим РФ утратит и главный канал воздействия на всю внешнюю политику США.

Кроме этого, теряет смысл и Протокол к Договору СНВ-2 1997 года о продлении сроков сокращения СНВ до 31 декабря 2007 года (вместо 31 декабря 2002 года), ратифицированный Российской Федерацией в апреле 2000 года. Поскольку США еще не ратифицировали этот Протокол, мы утрачиваем и этот рычаг давления на США., который был успешно опробован в ходе визита российской делегации в мае этого года. В соответствии с принятым федеральным законом о ратификации Договора СНВ-2 обмен ратификационными грамотами между РФ и США будет произведен американской стороной после ратификации Заявлений и Меморандума о договоренности в связи с Договором по ПРО. Сокращение СЯС, которое предлагается провести до 2003 года, фактически возвращает нас к рамкам Договора СНВ-2 без упомянутого Протокола.

В широком военно-стратегическом плане, предлагаемое перераспределение ресурсов почти не повлияет положительно на состояние СОН, но разрушит последнюю опору безопасности, статуса и влияния России в мире - ядерное сдерживание. Учитывая проблемы с модернизацией и эксплуатацией морской и воздушной составляющих российской "триады", свертывание РВСН сведет реальный статус РФ к уровню Великобритании и Франции, а может быть и ниже этого - в свете перспектив развертывания национальной ПРО США и их ПРО на ТВД.


П.Б. Ромашкин
полковник запаса
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2000. Все права защищены.