Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Предстоящие выборы в Российской Федерации и ратификация СНВ-2


28 сентября 1999 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Как известно, Государственная дума Российской Федерации в марте 1999 года была готова к ратификации Договора СНВ-2 на определенных условиях. Однако, массовые бомбардировки Югославии, которые начались 24 марта 1999 года без соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, и стремление руководства администрации США выйти из договора о ПРО 1972 года, предпринятые в начале 1999 года, не позволили Государственной Думе ратифицировать этот Договор.

Тем не менее, следует отметить, что все кандидаты (а впоследствии и Председатели Правительства РФ) при своем вступлении на высшую должность исполнительной власти (это относится и к Е.М. Примакову, и к С.В. Степашину, и к В.В. Путину) говорили о том, что приоритетом их внешней политики является ратификация Договора СНВ-2. Поэтому можно сделать вывод о том, что любое из Правительств РФ, которое будет назначено Президентом Б.Н. Ельциным, будет инициировать процесс ратификации этого Договора.

При этом следует учитывать и то обстоятельство, что в ближайшее время в Российской Федерации предстоят как парламентские (19 декабря 1999 года), так и президентские выборы (лето 2000 года).

Целью этой статьи является рассмотрение возможностей ратификации Договора CНВ-2 при наиболее вероятных итогах предстоящих выборов.

1. Выборы в Государственную Думу 19 декабря 1999 года.

По всей вероятности, нынешний состав Государственной Думы за оставшееся до 19 декабря 1999 года время так и не ратифицирует Договор СНВ-2, и этот вопрос скорее всего будет рассматривать уже новый состав депутатского корпуса.

Для этого случая можно рассмотреть наиболее вероятный состав нового российского парламента и его отношение к ратификации Договора СНВ-2.

По данным многочисленных институтов, которые ведут опросы населения перед выборами, можно сделать вывод, что в будущей Государственной Думе будут наверняка представлены следующие фракции: КПРФ, ОВР ("Отечество - Вся Россия") и "Яблоко". Вполне вероятно, что пятипроцентный барьер преодолеют НДР, ЛДПР и ДПА.

Можно предположить, что в итоге выборов в Государственной Думе может быть следующий расклад политических сил:

Cуществует вероятность, что на итоги выборов повлияет и участие движения "Единство", объявившего вчера о своих намерениях, но вряд ли этот фактор внесет существенные изменения в окончательную расстановку сил в парламенте.

Какова вероятность ратификации Договора в этих условиях?

Однозначно за ратификацию Договора будут голосовать "Яблоко" и НДР, это 90-100 депутатов, а для принятия федерального закона о ратификации требуется 226 голосов. Можно сказать, что по итогам всех слушаний, проводившихся в Государственной Думе в 1994-1999 годах, однозначно против ратификации Договора выступала лишь фракция ЛДПР. Таким образом, ратификация Договора будет зависеть от депутатов крупных фракций - КПРФ и ОВР, депутатов - одномандатников, условно не вошедших во фракции, преодолевшие пятипроцентный барьер, а также ДПА.

Фракция КПРФ, вполне возможно, по этому вопросу будет голосовать по-разному. Часть этой фракции, особенно если в нее вернется Ю.Д. Маслюков, поддержит СНВ-2. Можно предположить, что число таких депутатов составит 40-45 человек. Примерно такое же количество депутатов будет голосовать против. Остальные 40-45 депутатов-коммунистов будут занимать выжидательную позицию, которая будет зависеть от конкретной военно-политической обстановки к моменту ратификации.

Во фракции ОВР также обстановка будет неоднозначной. Так, лидер ОВР Е.М. Примаков является сторонником ратификации этого Договора. Сторонники движения "Вся Россия" также в своей большей части являются сторонниками ратификации. Многие, хотя далеко не все сторонники Ю.М. Лужкова, также будут выступать за ратификацию Договора СНВ-2. Можно предположить, что число сторонников Договора в этом объединении составит 50-60 человек. 30-40 депутатов будет, видимо, выступать против законопроекта о ратификации. Остальные 20-30 депутатов будут занимать нейтральную позицию.

Фракция ДПА, если она попадет в Государственную Думу, в своем большинстве проголосует против ратификации Договора. Число таких депутатов составит примерно 15 человек. Явных сторонников Договора в этой фракции, вероятнее всего, не будет.

Депутатов - одномандатников можно условно разделить на две равные доли: сторонников и противников Договора здесь будет, видимо, примерно одинаково - по 35 человек.

Таким образом, можно сказать, что в новой Думе будет примерно 230 сторонников ратификации Договора СНВ-2. Однако, политическая ситуация в стране перед президентскими выборами и в условиях перманентных боевых действий на Северном Кавказе может привести к тому, что до лета 2000 года очередь до ратификации может не дойти.

2. Выборы Президента Российской Федерации в июне-июле 2000 года.

Если до лета 2000 года Договор СНВ-2 не будет ратифицирован, то весьма вероятным может оказаться такое событие, когда новый Президент Российской Федерации может отозвать из Государственной Думы проект федерального закона о ратификации Договора СНВ-2.

Это будет зависеть от того, кто будет избран Президентом Российской Федерации. Сейчас еще, наверное, рано проводить подробный анализ того, кто имеет наибольшие шансы на избрания на пост Президента.

Однако, можно предположить, кто и как из возможных кандидатов относится к проблеме ратификации СНВ-2 в настоящее время, не являясь еще Президентом Российской Федерации. Так, к числу сторонников ратификации можно отнести Е.М. Примакова, С.В. Степашина, Г.А. Явлинского, В.В Путина.

Явным противником ратификации Договора можно считать только В.В. Жириновского. Отношение к этому вопросу Ю.М. Лужкова и Г.А. Зюганова, вероятнее всего, будет зависеть от складывающихся внутренней и международной обстановки, которая может повлиять на их решение в ту или иную сторону.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что следующая Государственная Дума сможет ратифицировать Договор СНВ-2, а новый Президент скорее всего не будет отзывать его из парламента.

Следует иметь в виду, что данная оценка является вероятностной и даже небольшие изменения в составе Государственной Думе могут или уменьшить, или увеличить возможность ратификации.


П.Б. Ромашкин
аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999. Все права защищены