This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Концепция национальной безопасности РФ и ядерная политика

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно

Информация обновлена 2 июня 2000 г.



В 2000 г. были утверждены новые Концепция национальной безопасности и военная доктрина Российской Федерации. Характерной особенностью новых документов стало то, что применение ядерного оружия теперь становится правомерным и необходимым "в случае отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными". В редакции концепции национальной безопасности 1997 г. использование ядерного оружия предусматривалось лишь в случае, если "возникает угроза самому существованию РФ как суверенного государства".

Появление новой концепции национальной безопасности вызвало широкую полемику в западной прессе. В интервью газете The Washington Post директор программы по нераспространению Центра Карнеги Александр Пикаев заявил, что "...сценарии возможного использования ядерного оружия значительно расширились...концепция была нечеткой в 1997 г., и еще более неопределенной в 1993 г...Тем не менее, вероятно, приняты не самые худшие формулировки. Во время кризиса в Косово, некоторые российские официальные лица ратовали за "раннее использование ядерного оружия в кризисной ситуации"... К счастью, подобные формулировки не вошли в текст, так что это не самый худший случай..."

Хотя ядерный тезис и вызвал повышенное внимание, тем не менее он не явился неожиданностью для специалистов по России в США. Как отмечает Независимая Газета, "...один из экспертов в области российских и американских ядерных сил Брюс Блэр (Брукингский институт, Вашингтон) охарактеризовал документ как "кодификацию того, что в действительности уже хорошо зацементировалось в психологии русских, по меньшей мере в психологии тех, кто отвечает за безопасность" ("Сан-Хосе Меркурий ньюс"). По его мнению, упоминание в документе допустимости применения ядерного оружия, возможно, вообще не имеет столь большого практического значения, как это сейчас многим представляется. Тот же самый Путин, с учетом его предыдущего опыта работы за границей, прекрасно понимает, что реальная угроза для России со стороны Европы и США носит отнюдь не военный, а экономический и культурный характер. К тому же США, также периодически пересматривающие положения относительно политики в сфере безопасности (при этом в плане, аналогичном кремлевскому), традиционно занимали более ястребиную позицию в отношении права на превентивный удар, чем Москва. В период холодной войны США никогда не отказывались от права нанесения превентивного ядерного удара, который рассматривался ими как противовес на случай вторжения СССР в Европу. Россия долгое время отказывалась от права на первый ядерный удар, а в последние годы вообще рассматривала себя как союзника Запада, так что сегодня, подчеркивает Брюс Блэр, ядерная политика Кремля и Белого дома "не слишком далеко отстают друг от друга..."

С аналогичной мыслью высказался пресс-секретарь Госдепартамента Джеймс Рубин на брифинге 20 января 2000 г.: "...Мы...не считаем, что произошло значительное отступление от концепции 1997 г, и что новая концепция делает возможность применения ядерного оружия более реальной...Обе концепции 1997 и 2000 г. предполагают право использования всех доступных средств и сил, включая и ядерные, если другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпали себя и оказались неэффективными..."

Дискуссия продолжается, поэтому эта страница будет обновляться.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Обсуждение новой концепции

Документы

См. также

Поиск на СНВ-сайте



Поддержка информационной страницы: Евгений Мясников.
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2000.