Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Иллюзии договора

Не надо думать, что Договор по ПРО удастся сохранить

Павел Подвиг

Представляемая статья опубликована в газете Известия, (26 июля, 2001 г.) Ниже представлен авторский вариант.

28 июля 2001 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Договоренность о начале консультаций по вопросам наступательных и оборонительных вооружений, достигнутая российским и американским президентами в Генуе, была воспринята как на Западе так и в России с осторожным оптимизмом. Несмотря на отсутствие деталей, большинство наблюдателей оценили достигнутое в Генуе соглашение как недвусмысленное согласие России на внесение изменений в существующий режим ограничения систем противоракетной обороны. Такой результат переговоров устроил почти всех, поскольку именно негативная реакция России в ответ на неминуемый выход США из Договора по ПРО считалась наиболее веским аргументом противников создания противоракетной обороны. Действительно, генуэзские договоренности дали шанс на мирное урегулирование вопроса о Договоре по ПРО, который вот уже несколько лет отравляет отношения между Россией и США.

К сожалению, заявления российских официальных лиц, последовавшие за окончанием саммита, зародили сомнения в возможности неконфликтного разрешения вопроса. Рассказывая о результатах своей поездки в Геную членам правительства, российский президент объявил о том, что позиция России по Договору по ПРО осталась неизменной. Последовавшие заявления министров обороны и иностранных дел также заставили задаться вопросом о том насколько реально достижение компромисса.

Судя по заявлениям российских министров, надежды на будущие консультации возлагаются очень большие. В МИДе уже довольно давно говорят о необходимости "широкого диалога по всему комплексу вопросов стратегической стабильности" и не скрывают, что будут настаивать на сохранении Договора по ПРО. В свою очередь, министр обороны заявил о том, что у военной делегации, которая отправляется в Вашингтон в начале августа, еще более серьезные намерения-он надеется, что в ходе консультаций, кроме собственно вопросов ПРО и СНВ, будет обсуждаться судьба Договора о запрещении ядерных испытаний и вопросы предотвращения милитаризации космоса.

Позиция американской стороны по поводу предстоящих консультаций куда более сдержанная. Кондолиза Райс, которая приехала в Москву для согласования повестки дня будущих консультаций, заявила о том, что США не рассчитывают на то, что в их ходе будут достигнуты какие-либо юридически обязывающие соглашения. Нет сомнений в том, что никаких конкретных предложений, в части изменения положений договора по ПРО или сокращения вооружений, США предлагать не станут. Скорее всего США будут добиваться того, чтобы Россия в каком-то виде высказала свое согласие с ликвидацией этого договора. На случай если такой исход Россию не устроит, президент США буквально на следующий день после саммита объявил о том, что в случае если объявленные консультации затянутся слишком надолго или не принесут результата, Соединенные Штаты будут готовы действовать в одностороннем порядке.

Такое отношение США к еще не начавшемуся диалогу объясняется очень просто-Соединенные Штаты уже получили от России практически все, что им было нужно. Согласившись начать консультации и публично признав, что не хотел бы увеличивать количество ядерных боеголовок на ракетах, российский президент лишил оппонентов американской противоракетной программы возможности ссылаться на то, что Россия в ответ на развертывание ПРО начнет новую гонку вооружений. Россия от такого поворота событий только выигрывает, так как ей такая гонка вооружений или роль пугала в мировой политике нужны меньше, чем кому бы то ни было. Но ей придется считаться с тем, что факт начала консультаций с Россией дает американской администрации гораздо большую, чем раньше, свободу в осуществлении своих противоракетных планов. Собственно, именно этого и добивался президент США.

Возможности России в этой ситуации более, чем ограниченные. Можно лишь с сожалением говорить о том, что реализовать амбициозные планы министров обороны и иностранных дел не удастся. Повестку дня будут диктовать США и возможности каким-либо образом повлиять на их выбор Россия себе не оставила. Если же Россия будет настаивать на сохранении Договора по ПРО, то Соединенные Штаты будут либо затягивать консультации, используя их для прикрытия своей противоракетной программы, либо выйдут из договора. Дело в том, что Россия никак не сможет повлиять ни на решение о сохранении Договора по ПРО, ни на ход программы создания противоракетной обороны. Если факт начала консультаций с Россией в достаточной степени нейтрализует оппонентов противоракетной программы, США смогут начать процедуру выхода из Договора по ПРО уже в ближайшие месяцы. Для этого, кстати, вопреки широко распространенному в России мнению, администрации не потребуется согласия сената (и уж тем более согласия двух его третей). Решение о выходе из договора может быть принято единолично президентом США и не потребует одобрения законодателей. Если же по каким-либо причинам выход из Договора по ПРО окажется политически невыгодным, США еще довольно долго могут осуществлять свои противоракетные программы оставаясь в своеобразной "серой зоне" договора. Так например, Россия никак не сможет предотвратить создание дополнительного испытательного полигона на Аляске, который станет первым шагом к развертыванию национальной системы ПРО, поскольку положения Договора предусматривают уведомительный, а не разрешительный, порядок создания новых полигонов. Кроме этого, подписав в 1997 году Нью-Йоркские протоколы к Договору по ПРО, Россия дала США возможность проводить (пусть с ограничениями) испытания систем морского и воздушного базирования (в том числе и лазера воздушного базирования). Таким образом, пространства для маневра у Соединенных Штатов более, чем достаточно.

В отличие от ситуации с ПРО, шансы на успех в области реального сокращения вооружений у России есть и весьма большие. Позиция России в этом вопросе весьма сильна и последовательна. В частности, отличную основу для разговора дают предложения о сокращении арсеналов до уровня в 1500 боезарядов, с которыми российский президент выступил в ноябре прошлого года. Немалый интерес представляют собой и предложения о подключении к сокращениям остальных ядерных государств. Вне всякого сомнения, США будут выступать против каких-либо обязывающих договоренностей, но при наличии политической воли вопрос о заключении формального соглашения может быть решен. Генуэзские соглашения предоставляют хороший шанс для возрождения российско-американского диалога о сокращении стратегических наступательных вооружений, приостановленного в свое время из-за разногласий по вопросу о ПРО.

Что же касается противоракетной обороны, то можно еще раз повторить, что сохранение Договора по ПРО вне всякого сомнения способствовало бы укреплению международной безопасности. В то же время, больше нельзя игнорировать тот факт, что с практической точки зрения этот договор уже прекратил свое существование. Более того, все попытки искусственно его оживить лишь становятся препятствием на пути решения множества жизненно важных для России вопросов.

Именно поэтому призывы к сохранению Договора по ПРО "любой ценой", продолжающие звучать в России, вызывают беспокойство. Цена, как выясняется, может оказаться очень высокой. Остается надеяться на то, что консультации, о которых договорились президенты России и США в Генуе, не сведутся к повторению затверженных старых позиций, а дадут обеим сторонам возможность переосмыслить содержание и цели их диалога.

Павел Леонардович Подвиг является сотрудником Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Представленный материал выражает мнение автора и может не совпадать с взглядами редакции СНВ-сайта и других сотрудников Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ.


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2001 г.