КОНЦЕПЦИЯ

Российской Федерации
по обращению с плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения

Об авторах | Содержание | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Заключение | Приложение

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Часть первая

Концепция Российской Федерации по обращению с оружейным плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения, разработана рабочей группой Министерства Российской Федерации по атомной энергии.

Председатель рабочей группы,

Состав рабочей группы:

представители департаментов Минатома:

представители предприятий и организаций Минатома:

представители РНЦ Курчатовский институт (по согласованию)

представители 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации (по согласованию)


Содержание

1. Постановка проблемы

2. Принципы обращения с плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения

3. Принципы финансирования

4. Первоочередная задача при обращении с высвобождаемым оружейным плутонием - долговременное хранение

5. Возможности по использованию высвобождаемого оружейного плутония в атомной энергетике России

6. Международное соглашение (основные положения)

Заключение

Приложение: термины и определения


1. Постановка проблемы

В ходе ядерного разоружения в России и США высвобождаются значительные количества оружейных делящихся материалов - высокообогащенного урана и плутония. На 41-ой Генеральной конференции МАГАТЭ (октябрь 1997 года, Вена) было объявлено решение Российской Федерации:

В США официально объявлено, что 38,2 тонны оружейного плутония и 174,3 тонны высокообогащенного урана являются избыточными для целей национальной безопасности. Другие ядерно-оружейные страны (Великобритания, Франция и Китай) не делали заявлений об избыточности своих арсеналов оружейных делящихся материалов.

Масштабность и глубина процесса ядерного разоружения, последовательность его осуществления дают уверенность в том, что делящиеся материалы, высвобождаемые в ходе ядерного разоружения, не будут более востребованы для военных целей. Дальнейшее обращение с ними представляет собой важную государственную задачу. Масштаб задачи требует для ее решения объединения усилий различных организаций и предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства обороны, Министерства иностранных дел Российской Федерации, других федеральных ведомств и организаций. Существует международный интерес к действиям России в данной области.

Высвобождаемые делящиеся материалы, производство которых потребовало больших вложений материальных, трудовых и финансовых ресурсов, являются национальным достоянием России. Они обладают значительным энергетическим потенциалом и поэтому проблема обращения с ними должна решаться в рамках национальной стратегии развития атомной энергетики. Эта стратегия ориентирована на постепенный переход к замкнутому топливному циклу с использованием реакторов на быстрых нейтронах, работающих на плутонии. Реализация стратегии откроет путь к энергетическому развитию страны без ограничений по топливным ресурсам и обеспечит возможность приемлемого решения проблемы радиоактивных отходов.

Энергетическое использование высвобождаемых делящихся материалов будет длительным процессом, продолжительность его составит несколько десятилетий. Это сопоставимо со сроками разработки и освоения новых атомно-энергетических технологий. Использование при этом высвобождаемых оружейных делящихся материалов может способствовать обеспечению оптимальных условий для реализации данных технологий.

С учетом изложенного, долговременная российская стратегия обращения с делящимися материалами, высвобождаемыми в ходе ядерного разоружения, состоит в экономически эффективном использовании их энергетического потенциала в атомно-энергетическом комплексе, в том числе, путем развития производств и технологий замкнутого топливного цикла с быстрыми реакторами, при соблюдении международных норм безопасности и нераспространения.

Политический аспект проблемы обращения с высвобождаемыми делящимися материалами. Эта проблема является частью общего процесса ядерного разоружения. Политической целью действий по ее решению является обеспечение необратимости процесса ядерного разоружения. Необратимость (точнее, практическая невозможность на существующем уровне развития науки и техники) будет достигнута в результате перевода делящихся материалов, высвобождаемых в ходе ядерного разоружения, в форму, непригодную для повторного их использования в ядерном оружии.

По высокообогащенному урану - в России в течение двух лет осуществляется необратимый и крупномасштабный перевод высвобождаемого высокообогащенного урана в реакторное топливо - низкообогащенный уран, т.е. в неоружейную форму. Это топливо обладает рыночной ценой и в соответствии с достигнутыми межправительственными соглашениями поставляется в США. В сложившихся условиях, эти поставки являются выгодными для России, что позволяет сочетать политические цели с экономическими.

По высвобождаемому оружейному плутонию - также требуется обеспечить сочетание этих целей:

Обе эти цели могут быть одновременно достигнуты при использовании высвобождаемого оружейного плутония в атомной энергетике в качестве топлива ядерных реакторов. Выведение части оружейного плутония из военной сферы и его последующее энергетическое использование станут дополнительным проявлением приверженности России принципам ядерного разоружения и укрепления режима международного доверия.

В Министерстве Российской Федерации по атомной энергии разработана Концепция обращения с делящимися материалами, высвобождаемыми в ходе ядерного разоружения - высокообогащенным ураном и оружейным плутонием. С учетом значительно большей сложности решения проблемы обращения с оружейным плутонием, а также ее значимости, разработана настоящая

Концепция определяет основные принципы, пути и способы решения этой задачи в России вплоть до исчерпания заявленных запасов высвобождаемого оружейного плутония. Реализация положений Концепции должна осуществляться в рамках специальной целевой Программы Российской Федерации по обращению с плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения.

По проблеме обращения с высвобождаемым плутонием целесообразно организовать международное сотрудничество. Цели и формы осуществления такого сотрудничества должны соответствовать положениям и принципам настоящей Концепции и определяться соответствующими международными Соглашениями.

2. Принципы обращения с оружейным плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения

А). Россия является ядерно-оружейной страной, одним из учредителей Договора о нераспространении ядерного оружия. Высвобождение в ходе ядерного разоружения в России значительного количества оружейного плутония не приводит к ухудшению международной безопасности и не требует изменения действующего международного режима обеспечения принципов нераспространения.

Россия определяет скорость процесса сокращения запаса оружейного плутония, исходя из целей и положений национальной военной доктрины, достигнутого уровня технического развития ядерного оружия и всего ядерно-оружейного комплекса, а также с учетом требования экономической эффективности, безопасности и экологической приемлемости. Россия будет соотносить свои действия с действиями других стран-обладательниц ядерного оружия. Количества оружейного плутония, которые останутся в качестве необходимых для целей национальной безопасности в России и в США, могут не совпадать.

Б). В России целью обращения с высвобождаемым оружейным плутонием является его энергетическое использование в ядерных реакторах.

Это соответствует стратегическому направлению развития атомно-энергетического комплекса России на длительную перспективу. При этом высвобождаемый оружейный плутоний рассматривается в проблеме топливообеспечения атомной энергетики наряду с другими делящимися материалами. Топливные и энергетические мощности, развитые для работы с оружейным плутонием, будут в дальнейшем переориентированы на использование энергетического плутония.

В). В России варианты необратимого обращения с высвобождаемым оружейным плутонием без использования его энергосодержания реализованы не будут.

К таким вариантам относятся: смешение с высокоактивными отходами, иммобилизация в стекле или в керамике, захоронение в глубоких геологических формациях и др. Некоторые технические вопросы, связанные с вариантами иммобилизации и геологического захоронения, должны быть рассмотрены с точки зрения их применения при обращении с радиоактивными отходами. Специалисты Минатома России могут быть вовлечены в программу иммобилизации американского избыточного оружейного плутония.

Г). Коммерческая поставка за рубеж части высвобождаемого оружейного плутония может осуществляться в виде топлива, предназначенного исключительно для невоенного применения на зарубежных АЭС при безусловном выполнении норм и правил ядерного экспорта.

Основным условием выхода России на международный рынок смешанного уран-плутониевого топлива является экономическая выгода с учетом затрат, понесенных при его производстве. Производственные мощности по изготовлению такого топлива, развитые в ходе реализации программы энергетического использования российского оружейного плутония, могут обеспечить в будущем коммерчески выгодные поставки. С ростом цены на урановое топливо экономическая эффективность производства смешанного уран-плутониевого топлива будет возрастать.

Продажа (передача) российского высвобождаемого оружейного плутония в США, как и любую другую страну, без предварительной переработки его в России в топливо для АЭС исключена.

Д). Осуществление широкого международного сотрудничества по проблеме энергетического использования российского оружейного плутония.

Международное сотрудничество является ключевым фактором при осуществлении крупномасштабного энергетического использования российского высвобождаемого оружейного плутония и должно быть направлено, во-первых, на покрытие издержек, связанных с вовлечением плутония в атомную энергетику России, за счет зарубежных источников и, во-вторых, на взаимополезный обмен с зарубежными партнерами опытом работы с плутонием в атомной энергетике.

В соответствии с международными договоренностями, осуществление программы энергетического использования российского высвобождаемого оружейного плутония будет проводиться под международным контролем на всех этапах работ с данным материалом. Формы осуществления международного контроля, его объем и глубина потребуют специального согласования и будут соотнесены с мерами международного контроля за использованием (обращением) с американским избыточным оружейным плутонием. Учет ограничений, обеспечивающих соблюдение государственной тайны в соответствии с действующими нормативными документами, потребует разработки и осуществления необходимых организационно-технических мероприятий.

Организация и условия международного сотрудничества должны определяться межгосударственным(-и) Соглашением(-ями).

3.Принципы финансирования

Изъятие из военной области значительного количества оружейного плутония не означает автоматического сокращения затрат на обращение с ним.

Размещение высвобождаемого оружейного плутония в специализированном хранилище, сооружаемом на ПО “Маяк”, и осуществление международного контроля за ним приведут к значительному увеличению затрат на хранение плутония. Эти затраты будут покрываться Российской Федерацией, т.к. хранение оружейного плутония обеспечивает сохранение его потенциала для возможного использования в будущем.

Применение плутония в атомной энергетике России в настоящее время будет затратным и не сможет окупиться в течение ближайших десятилетий. Затраты, связанные с использованием плутония в атомной энергетике, являются дополнительными для Министерства Российской Федерации по атомной энергии и эксплуатирующих организаций. При отнесении этих затрат на тариф вырабатываемой на АЭС электроэнергии, конкурентоспособность атомной энергетики России ухудшится. Также по экономическим причинам, программы энергетического использования высвобождаемого оружейного плутония, за исключением исследовательских, не могут финансироваться из иных российских бюджетных источников.

Принятие политического решения об осуществлении энергетического использования высвобождаемого оружейного плутония потребует организации сотрудничества России с иностранными государствами, проявляющими политическую заинтересованность в переводе высвобождаемого российского оружейного плутония в неоружейную форму, для покрытия соответствующих затрат.

В настоящее время, международное сотрудничество на четкой финансовой основе является основным условием реализации крупномасштабной программы по использованию высвобождаемого российского оружейного плутония.

4. Первоочередная задача при обращении с высвобождаемым оружейным плутонием - долговременное хранение

Этот способ обращения с высвобождаемым оружейным плутонием предполагает сохранение и использование в последующем его энергетического потенциала. Хранение не устраняет принципиальную обратимость процесса ядерного разоружения. Невозможность повторного использования хранимого оружейного плутония в ядерном оружии будет гарантирована обязательствами российской стороны и соответствующими мерами международного контроля.

4.1. Хранение высвобождаемого оружейного плутония будет осуществляться в специализированном хранилище, которое сооружается на ПО “Маяк”, совместно с хранением высвобождаемого высокообогащенного урана. Сооружение первой очереди хранилища может быть завершено в 2001 году. Заполнение его хранимыми материалами займет еще 3-5 лет.

Требуемые капитальные вложения на сооружение хранилища составляют более 700 млн. долларов США. Предполагается, что основная часть этой суммы будет покрыта за счет инвестиций со стороны США.

Стоимость долговременного хранения высвобождаемого оружейного плутония составит около 2 долларов США за 1 грамм в год (проектные данные, будут уточнены в ходе эксплуатации хранилища). Долговременное хранение 50 тонн высвобождаемого оружейного плутония в сооружаемом хранилище может потребовать от России значительных ежегодных затрат - около 100 млн.долларов США.

4.2. В соответствии с заявлением Президента Российской Федерации на Московской встрече на высшем уровне по ядерной безопасности в апреле 1996 года хранилище высвобождаемых делящихся материалов на ПО “Маяк” будет поставлено под международный контроль. Разработка способов и мер осуществления такого контроля проводится в рамках Трехсторонней инициативы Минатома России, Департамента энергетики США и МАГАТЭ (сентябрь 1996 года). Обязательным условием осуществления международного контроля за хранением российских высвобождаемых делящихся материалов будет осуществление аналогичного контроля за хранением американских избыточных делящихся материалов.

С учетом действующих требований по обеспечению режимов секретности и нераспространения, глубина международного контроля должна быть ограничена, соответствующие меры контроля должны обеспечивать неинтрузивность его осуществления.

4.3. При задержках с вводом хранилища на ПО “Маяк”, хранение высвобождаемого оружейного плутония возможно на других площадках Министерства Российской Федерации по атомной энергии с полной гарантией сохранности плутония и недопущения риска его распространения.


продолжение документа