This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Наш комментарий.

Столкновение американских атомных подводных лодок 19 марта 1998 г.

См. также ответы автора на вопросы читателей.

Горячая линия !!!: Катастрофа ПЛАРК "Курск"

Информация обновлена 8 апреля 1998 г.



Cправедливость и актуальность этих выводов еще раз подтверждает столкновение двух американских атомных подводных лодок, которое произошло 19 марта 1998 г.  вблизи побережья о-ва Лонг Айленд (штат Нью Йорк). В момент столкновения стратегическая подводная лодка "Кентакки" (тип "Огайо") находилась на поверхности, а многоцелевая ПЛА "Сан Хуан" (тип "Лос Анджелес") - под водой. По официальным данным ВМС США, лодки получили незначительные повреждения и направились в базу Гротон для проведения докового осмотра. Жертв нет.

Хотя, вероятнее всего, столкновение стало результатом ошибок экипажей обеих подводных лодок, этот инцидент лишний раз свидетельствует об ограниченных технических возможностях  гидроакустических средств наблюдения.

Бортовой гидроакустический комплекс подводной лодки является единственным  ее средством для контроля внешней обстановки в условиях, когда она действует скрытно. При этом бортовая аппаратура наблюдения используется только в пассивном режиме. Для того, чтобы подводная лодка могла "видеть" окружающие цели (корабли и другие подводные лодки), последние должны быть достаточно шумными, а погодные условия - благоприятными. В противном случае, дальность обнаружения малошумных целей настолько мала, что лодка может обнаружить их только в момент столкновения.

Происшедший на прошлой неделе инцидент свидетельствует о том, что ПЛА "Сан Хуан" не заметила  ПЛАРБ "Кентакки"  несмотря на то, что последняя шла на поверхности и создавала гораздо больше шума, чем если бы двигалась с той же скоростью, но под водой. Когда малошумная цель движется в подводном положении и старается действовать скрытно, обнаружить ее, а тем более осуществлять за ней слежение гораздо сложнее.

Столкновения подводных лодок с кораблями и другими подводными лодками нередки. Совсем недавно, 11 февраля 1998 г. американская многоцелевая атомная подводная лодка потопила южнокорейское рыболовное судно. Это произошло в 7 километрах от побережья Южной Кореи. На мелководье, а особенно, со сложным рельефом дна, дальность обнаружения таких малошумных объектов, как рыболовные суда или современные подводные лодки, может снижаться до единиц километров даже в штиль.

Если столкновения подводных лодок с надводными кораблями можно отнести к разряду досадных случайностей, то совсем иная ситуация, когда одна подводная лодка пытается скрытно следить за другой подводной лодкой, несмотря на неадекватность бортового гидроакустического комплекса для решения поставленной задачи. Именно подобные опасные действия часто совершают американские подводные лодки вблизи берегов России. В результате попытки скрытного слежения ПЛА "Батон Руж" (тип "Лос Анджелес") столкнулась в феврале 1992 г. с российской ПЛА проекта 945 ("Сьерра"). Этот инцидент примечателен и тем, что он произошел в районе, который Россия относит к своей 12-мильной зоне. В районе столкновения проходят маршруты российских подводных лодок, базирующихся в Мотовском и Кольском заливах. Малая дальность обнаружения гидроакустического комплекса, ограниченная акватория, интенсивное судоходство и, особенно, стремление действовать скрытно в совокупности резко увеличивают вероятность подобных событий.

Еще одно столкновение - ПЛА "Грейлинг" (тип "Стержен") с российским стратегическим ракетоносцем "К-407" проекта 667БДРМ ("Дельта-4") произошло в марте 1993 г. в Баренцевом море также в результате попытки скрытного слежения. К счастью, как и предыдущий, этот инцидент обошелся без человеческих жертв. Российские лодки получили повреждения легкого корпуса и были отремонтированы. Что касается американских подводных лодок - командование ВМС США приняло решение, что дешевле списать подводные лодки. Однако, случись столкновение "Грейлинг" и "К-407" на 20 секунд позже, американская лодка протаранила бы ракетный отсек российской лодки, повредив шахты и ракеты. Вероятнее всего, взрыв в результате утечки ракетного топлива уничтожил бы обе субмарины. На глубине мелководного Баренцевого моря оказались бы две лодки с незаглушенными ядерными реакторами и по меньшей мере 64 ядерные боеголовки. Вряд ли кто-либо из членов экипажей смог бы спастись.

Эксперты российского ВМФ не исключают, что стратегический ракетоносец "К-219" проекта 667АУ ("Янки") погиб в Атлантическом океане в октябре 1986 г. именно в результате столкновения с американской подводной лодкой. Через несколько дней после гибели "К-219" в базу ВМС США пришла многоцелевая ПЛА "Аугуста" с повреждениями корпуса. Столкновение с американской подводной лодкой могло явиться и причиной гибели ракетной подводной  "К-129" проекта 629А ("Гольф") в 1967 г. в Тихом океане.  Существуют достаточно веские предположения об именно таком сценарии обеих катастроф, но нет убедительных доказательств.

Однако, то, что не подвергается сомнению и чему есть многочисленные примеры - это продолжающаяся деятельность американских субмарин против российских лодок. Эта деятельность является скрытной и агрессивной по характеру и особенно опасной - вблизи российских военно-морских баз.

Свидетельством тому является инцидент, происшедший 3-4 декабря 1997 г. в Баренцевом море во время утилизации стратегических ракет РСМ-52. Ракеты выстреливались с подводной лодки проекта 941 (тип "Тайфун") и подрывались на высоте около 1.5-2 км. Ликвидация ракет производилась в строгом соответствии с процедурами Договора СНВ-1, и с борта российского гидрографического судна ее наблюдала приглашенная делегация Агентства по инспекциям на местах (On-Site Inspection Agency) США. Тем не менее, в районе стрельб находилась многоцелевая ПЛА типа "Лос Анджелес". По информации из Главного штаба ВМФ России, американская подводная лодка совершала опасные маневры около стратегического  ракетоносца типа "Тайфун", периодически меняя свое положение, и приближаясь к ней на расстояние до 4 км. В течение более 5 часов российские средства противолодочной обороны вели наблюдение за американской лодкой и предпринимали неоднократные попытки связаться с ней. Последняя покинула район лишь после того, как возле нее были взорваны две предупредительные гранаты.

Несмотря на окончание "холодной войны" и потепление международного климата  вблизи Кольского полуострова и полуострова Камчатка - то есть там, где проходят маршруты российских стратегических подводных лодок в районы их развертывания - продолжают находиться по 2-3 американские многоцелевые лодки. Американские ПЛА, по-прежнему, пытаются предпринимать попытки слежения за российскими лодками, подвергая их и себя неоправданному риску. Подобная деятельность потеряла смысл еще в конце 70-х годов, когда на вооружение советского ВМФ стали поступать малошумные подводные лодки третьего поколения. О трудности обнаружения современных российских подводных лодок подчеркивают и официальные представители ВМС США.

Российская сторона неоднократно заявляла протесты и предлагала американской стороне выработать соглашение об ограничении опасной деятельности вблизи пунктов базирования флотов. Однако, до сих пор американские ВМС продолжают игнорировать эти заявления и не желают сесть за стол переговоров.

Из недавнего инцидента с американскими подводными лодками можно сделать два далеко идущих вывода.

Евгений Мясников
Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии

Дополнительная информация

Сообщения средств массовой информации об инциденте 19 марта 1998 г.

Столкновения подводных лодок и ограничение противолодочной деятельности

Обнаружимость подводных лодок

Морские стратегические ядерные силы (МСЯС) России