Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Российско-американское сотрудничество по программе совместного уменьшения угрозы

В.И. РЫБАЧЕНКОВ, кандидат технических наук, советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Стенограмма лекции В.И. Рыбаченкова, состоявшейся 18 апреля 2002 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса "Стратегические вооружения и проблемы безопасности"

Часть 1 | Часть 2


Начало лекции

Теперь я должен сказать, что, наверно, из наиболее хороших примеров в реализации исполнительных соглашений в рамках программы Нанна-Лугара является сотрудничество по повышению безопасности хранения ядерного оружия путем предоставления материально-технических средств. Такое соглашение было подписано в апреле 1995 года между Минобороны России и Минобороны США. Оно действовало до 1999 года и было продлено на 7 лет до 2006 года.

Это соглашение, на мой взгляд, демонстрирует, как можно эффективно использовать американскую помощь и как можно делать серьезные дела.

Что же за этот период было сделано? За первый период, т.е. с 1995 года по 1 декабря 2001 года американцы выделили 217 миллионов долларов в рамках этого соглашения. Подчеркну, что, к сожалению, выделено не значит получено Россией. Опыт сотрудничества в рамках программы Нанна-Лугара, а также взаимодействия между Минатомом и Министерством энергетики США показывает, что из этих сумм в Россию приходит процентов 40, остальное тратится на так называемые накладные расходы, потому что сами американские министерства эти задачи не решают. Они нанимают субподрядчиков в виде каких-то национальных лабораторий. Они начинают нанимать субподрядчиков, много тратится денег на написание отчетов, тратятся деньги на командировки в Москву. Тем не менее, еще раз называю сумму - 217 миллионов долларов. Что же на эти деньги было получено? Было поставлено компьютерное оборудование для автоматизированных систем учета контроля - 400 комплектов вычислительной техники. Далее надо было обеспечить физическую защиту специальных хранилищ 12-го Главка, где хранятся ядерные боезаряды. Для этого с помощью американцев было построено 123 километра охранных средств физической защиты, а также комплексные видео-системы наблюдения для часовых - 200 шт., кабель сигнальный 275 км и трактора для подготовки местности - 50 шт.

Была создана учебно-тренировочная база по отработке систем физической защиты, где идет обучение персонала. Еще один немаловажный фактор - обеспечение надежности персонала. Мы понимаем насколько важно иметь надежных и дисциплинированных рядовых и офицеров, работающих в этой системе, чтобы они не были скрытыми алкоголиками или наркоманами, а все начинается с набора военнослужащих. Американцы поставили стационарных полиграфов, т.е. детекторов лжи - 10 шт., портативных полиграфов - 5 шт, стационарных алкометров - 20 шт, портативных алкометров - 40 шт, стаканчиков на выявление наркотиков в моче 45000 шт. Я хочу сказать, что хорошо знаю народ, который работает в 12-ом Главке. Это очень серьезные и ответственные люди, они сохранили дисциплину еще с советских времен, очень беспокоятся обо всех вопросах безопасности. По моим данным, матери уходящих на срочную службу солдат очень рады, когда их дети оказываются на службе в частях 12-го ГУМО. Никакой "дедовщины", никакой опасности, что какой-то солдат возьмет автомат и начнет стрелять в своих товарищей. Видите, здесь целый комплекс вопросов. Ими занимались у нас и раньше, но сейчас с помощью американцев достигли гораздо большего прогресса.

Кроме этого американцам поставлено специальных вагонов для перевозки специзделий - 100 шт, 400 комплектов специальных покрытий, которые защищают от попадания пули из автомата Калашникова, если кому-то со стороны придет идея обстреливать эти вагоны, специальные покрытия, которые закрывают боеголовки и большое количество контейнеров.

Имеются неплохие перспективы на будущее. Планируется выделить до 2005 года $60 миллионов на усовершенствование систем учета и контроля, $500 миллионов на усовершенствование систем защиты ядерного оружия, на дозиметрическое оборудование - $30 миллионов и на улучшение деятельности центра подготовки - $10 миллионов.

Часто задается вопрос: Какую роль сыграла программа Нанна-Лугара в выполнении тех функций, которые возложены на 12-й Главк? Смог бы 12-й Главк самостоятельно решить эти задачи? Ответ однозначный - вряд ли. Своими силами в те сроки, в которые удалось уложиться, мы этого не сделали бы.

Второй пример, тоже в рамках программы Нанна-Лугара. Вопрос обеспечения защиты хранилищ свежего топлива атомных подводных лодок. 10 лет назад с этим были серьезные проблемы, эти объекты плохо защищались, грубо говоря, "ходила женщина в валенках с берданкой вдоль деревянного забора с дырками". Проходила информация, что с одного такого склада было украдено две сборки свежего ядерного топлива, там обогащение по урану-235 где-то около 30% и вот долго найти эти сборки не могли. Нашли их через полтора года, когда укравшие их люди, а это были два прапорщика, которые работали на складе, попытались сбыть сборки, хранившиеся в погребе гаража. Вот такая была ситуация как на Северном флоте так и на Дальнем Востоке, где находится наш подводный атомный флот. В 1996 году был подписан совместный Меморандум между Минобороны России и Минобороны США, а затем в 2000 году - соглашение о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов на объектах ВМФ России. За это время был проделан огромный объем работ. Здесь очень мудро себя повело руководство ВМФ России, привлекшее значительное количество военно-морских строителей, новобранцев и они на сумму, порядка 20 миллионов долларов, построили под ключ самое современное хранилище свежего топлива - вначале на Севере в районе Мурманска, а потом на Дальнем Востоке.

Вначале некоторые "горячие головы" говорили, что нельзя принимать помощь США, потому что якобы американцы узнают изотопный состав топлива наших атомных подводных лодок. Но оказалось, что эти страхи не оправданы, все это можно было решить. Американцы тоже понимают пределы, за которые Россия не пойдет. Таким образом, их привозят к периметру объекта, показывают объект, где хранится топливо, а к сборкам их никогда не допускают. Они делают фотографии объекта извне, но ведь географическое положение хранилищ топлива, давно уже с помощью спутниковой разведки всем известно и поэтому никакой утечки секретной информации не происходит.

Теперь поговорим еще об одном положительном примере - хранилище избыточных оружейных делящихся материалов на НПО "Маяк" под Челябинском. Американцы туда уже вложили большую сумму денег - около 400 миллионов долларов. Поначалу мы пытались тоже выбить что-то из государственного бюджета, но этот "ручеек" все слабел. В итоге американцы стали разрешать тратить свои деньги не только на приобретение специального оборудования, например, 50 тысяч специальных контейнеров (каждый стоит 2000 долларов). Далее американцы стали ограничивать поставки строительной техники, бетона, железобетонных конструкций и т.д. На месте строительства находятся американские наблюдатели, а генподрядчиком всего строительства является фирма "Бехтель" - мощный подрядчик, известный, в частности тем, что участвовал в строительстве, в свое время, лет 20 тому назад тоннеля под Ла-Маншем.

Что мы имеем на сегодняшний день? Готовится к вводу в строй первая очередь хранилища. Уже стены, крыша готовы, причем хранилище сконструировано таким образом, чтобы обеспечить ядерную безопасность с расчетом возможного падения самолета на это хранилище. В итоге предстоит ввести две очереди. Там будут храниться до 50 тонн оружейного плутония. Вы можете представить, что это такое? Имеется в виду, что храниться контейнеры будут следующим образом: просверливаются скважины в земле, бетонируются, в эти скважины затем будут опускаться контейнеры. Все эти скважины уже готовы. Построены сложные инженерные сооружения с тем, чтобы обеспечивать контроль за уровнем радиации, за температурой, вентиляцией и т.д. Решено также высокообогащенный уран не хранить, потому что реализуется сделка ВОУ-НОУ, а это требует 500 тонн ВОУ, хранить будут только центральные плутониевые части ядерных боеголовок. Это шар, который весит несколько килограммов. Для того, чтобы ликвидировать факт секретности, ведь секретными являются не только изотопный состав плутония, но и форма и вес самого шара, очевидно, будут сплавлять две центральные части в слиток. То есть, если сплавляются две части, то характеристики массы и формы теряют секретность. Где-то в начале 2003 года первая очередь хранилища вступит в строй и начнется загрузка.

В самом соглашении о строительстве хранилища предусмотрен американский контроль: американцы должны быть уверены, во-первых, в том, что мы туда загружаем плутоний оружейного качества и, во-вторых, что мы этот плутоний оттуда не вывозим и не возвращаем в военную ядерную программу. Для этого что предусмотрено? Неинтрузивные методы контроля, а именно, гамма-спектрометрия. С помощью гамма-спектрометрии можно и через толстостенный контейнер определить, что внутри находится. И так как гамма-спектрометрия может дать полный спектр излучения, т.е. полную раскладку по изотопам - это уже секрет, но с помощью компьютерной программы можно выхватить, например, только плутоний-239 и плутоний-240 - это основные компоненты центральной части заряда. Для оружейного плутония характерным является содержание свыше 90% плутония-239 и где-то 3-8% плутония-240, т.е. соотношение плутония-240 к плутонию-239 составляет около 0.1.

Если с помощью гамма-спектрометрии неинтрузивным способом можно зафиксировать указанное соотношение, в конце концов, можно построить простую систему по принципу "да-нет" или "зеленая-красная" лампочки. То есть американские эксперты могут наблюдать процесс ввоза контейнеров в хранилище, и там будет стоять система гамма-спектрометрии, компьютеры. Они будут видеть как наши инженеры и техники проводят анализ содержимого. Естественно, все контейнеры будут опечатываться и закладываться в хранилище, после чего американцы будут иметь право посещать хранилище, считать количество контейнеров и смотреть не сорваны ли пломбы и т.д.

В прошлый раз мы с вами говорили о соглашении по утилизации плутония. В соответствии с этим соглашением 2000 года контейнеры с плутонием из хранилища будут направляться на завод по конверсии, где металлический плутоний будет переводиться в порошок двуокиси. При этом будем говорить американцам, что с такими-то номерами контейнеры вывозим и что завод по конверсии будет располагаться на территории НПО "Маяк". Американские эксперты там могут находиться и смотреть на то, как из хранилища делящихся материалов прибыл опечатанный контейнер номер такой-то, который потом пускается в работу.

Я ранее говорил о трех реакторах наработчиках плутония, здесь тоже большие деньги выделяются на их остановку. Но прежде всего надо продлить жизнь этих реакторов и обеспечить их ядерную безопасность, для чего требуется около 20 миллионов долларов. Почему? Потому, что по всем расчетам можно построить замещающие мощности на ископаемом топливе газе в Томске и Красноярске не раньше 2005-2006 года, а до этого времени надо обеспечить надежное функционирование реакторов.

Суммируя, можно сказать, что по американским подсчетам с 1992 по 1999 год в рамках программы совместного уменьшения угрозы было выделено около двух с половиной миллиардов долларов. Выделено, но это не значит, что все эти деньги поступили в Россию.

Cказав о всем положительном, теперь в заключении, скажу о некоторых негативных моментах реализации программы.

Когда подписывали соглашение СУУ в 1992 году, еще не было закона РФ о международных договорах, в соответствии с которым, если готовится новый международный договор и в нем есть положения, которые противоречит российскому законодательству, этот договор должен быть ратифицирован Государственной Думой РФ, что мы сейчас и делаем после 1995 года.

В 1992 году, когда подписывали в состоянии эйфории соглашение СУУ, был согласован ряд моментов, которые сейчас нас не устраивают, а американцам они очень нравятся и они настаивают, чтобы в новых соглашениях после 1995 года, когда уже вступил закон РФ о международных договорах, были повторены некоторые положения соглашения СУУ. Речь идет прежде всего об освобождении от всяких налогов и от таможенного досмотра. В 1998 году Б. Ельциным был подписан закон об освобождении от налогов зарубежной безвозмездной помощи. Однако, есть еще местные налоги, от которых этот закон не освобождает и эту проблему приходится решать с местными властями.

И второе, из моментов, которые нам не нравятся. В соответствии с СУУ, всему американскому персоналу, который участвует в работах по программе Нанна-Лугара предоставлены такие же привилегии и иммунитеты, какие предоставляются административно-техническому персоналу в соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года. Не устраивают нас и положения статьи VII соглашения СУУ, в соответствии с которыми РФ не имеет претензий и не возбуждает судебного преследования против американского персонала за ущерб имуществу, принадлежащему РФ или гибель персонала РФ, причиненные в результате выполнения cоглашения. Вопрос здесь простой - а если эти действия были намеренными? В этой связи мы американцам четко сказали, что больше повторять указанные формулировки не будем потому, что соглашение СУУ было подписано в 1992 году, а в 1995 году все изменилось.

Какие еще недостатки? Об одном из них я уже говорил - это то, что заявленная или выделенная сумма, доходит до России в урезанном виде (30-40%). Грубо говоря, если они говорят два с половиной миллиарда, а мы получили 500 миллионов, то это будет еще хорошо. Мы все время говорим американцам, что надо снижать накладные расходы, надо повышать эффективность управления, они с этим соглашаются, но посмотрим, что будет дальше.

И еще - США до сих пор увязывают программу совместного уменьшения угрозы с различными политическими условиями. Каждый год администрация США должна делать заявление Конгрессу о том, что Россия выполняет взятые на себя обязательства по всем международным соглашениям в области нераспространения оружия массового уничтожения. Если не делается такого заявления, то деньги не выделяются. Много лет мы жили более или менее без проблем, правда, они выражали озабоченности, что Россия слишком активно развивает сотрудничество в ядерной области с Ираном, что Иран может создать атомную бомбу и т.д.

И вот сейчас, примерно три недели назад случилось то, чего мы опасались. Программой совместного уменьшения угрозы руководит министерство обороны США. У него есть специальное агентство по реализации программы совместного уменьшения угрозы (Defence Threat Reduction Agency). Так вот, в начале апреля от зам. министра обороны США в МИД поступило письмо том, что в связи с тем, что Россия не полностью выполняет взятые на себя обязательства по ликвидации химического и биологического оружия, США приостанавливают выделение денег на новые программы в рамках СУУ. Мы считаем что это бесплодная практика. Смотрите, даже в такие тяжелые времена, когда НАТО бомбила Югославию, тем не менее, программа Нанна-Лугара действовала, при этом исходили из понимания важности задачи, имеющей, прежде всего, нераспространенческий характер.

Скажу еще одну важную вещь. Ведь эта программа ценна не только для России, она служит и интересам Америки. Она содействует укреплению безопасности хранилищ ядерных материалов в России, а также ликвидации химического оружия, что особенно важно после событий 11 сентября прошлого года. При этом за счет вливания небольших сумм денег со стороны США проделаны объемные работы в России. Одним словом, за малые деньги получаются большие результаты, которые отвечают в том числе и национальным интересам США.

Какой еще недостаток? Вначале был разговор о том, что США помогут нам в строительстве жилья, по крайней мере, для некоторой категории российских офицеров - для тех, кто работает в 12-ом Главке и особенно для тех, кто увольняется из 12-го Главка, не имея жилья. Этот момент понятен. Говоря на эту тему с американцами, мы объясняем, что человек, который занимался обеспечением безопасности ядерного оружия и много знает секретов должен быть обеспечен достойными условиями жизни, в том числе и жильем. Будучи поставлен в безвыходное положение, он может потенциально уехать в одну из стран - "изгоев", как их называют американцы. Мы продолжаем работу с американцами в этом направлении, но до сих пор результата это не давало.

Я вам говорил также о сложностях финансирования программы ликвидации химического оружия. У нас есть объект в Щучьем и американцы собираются выделить довольно приличные деньги (под 100 миллионов долларов) для того, чтобы там можно было построить установку ликвидации химического оружия. Причем американцы предлагали вначале свою технологию ликвидации химического оружия - сжиганием, но наши специалисты сказали, что это негативно влияет как на людей, так и на окружающую среду. У нас есть своя технология. Я, честно говоря, не химик и особенно в этом не разбираюсь. Но в общем - она заключается в переводе в битумообразное состояние этих химических веществ и последующем захоронении.

На этом я заканчиваю, я рассказал о том, что у нас происходит на сегодняшний день и о тех недостатках, которые имеют место. Спасибо за внимание.

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.