Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ
|
Тема сегодняшней лекции - системы и методы контроля (верификации) за выполнением международных соглашений по сокращению или ликвидации вооружений. Смысл заключенных договоров, будь то договор СНВ или по открытому небу, состоит в том, чтобы можно было проверить их выполнение. Нет смысла принимать такие формулировки в тексте соглашения, которые невозможно или трудно проверить. Поэтому возможность контроля (верифицируемость) всегда была одним из наиболее важных критериев любого соглашения. И обычно параллельно с переговорами об ограничении или запрещении какой-либо деятельности, эксперты всегда прорабатывают систему мер и методов контроля (верификации) за выполнением обсуждаемых соглашений. Какая именно должна быть система этих мер и каковы сами меры - зависит прежде всего от цели договора и от уровня доверия между сторонами. В идеале, система мер контроля должна удовлетворять следующим условиям:
- контроль должен осуществляться в соответствии с общепризнанными нормами международного права и, в первую очередь, при невмешательстве во внутренние дела государства;
- меры контроля должны соответствовать объему и характеру принимаемых сторонами обязательств;
- соблюдение договорных обязательств должно проверяться надежно;
- процедуры контроля должна быть экономически рациональны и просты в практической реализации
Как видно, среди перечисленных критериев есть и взаимно противоречащие. По этой причине чаще всего система контроля является результатом компромисса, достигнутого участниками соглашения в результате переговоров.
Существует несколько видов классификации методов контроля.
Условно можно меры контроля разделить на периодические и непрерывные. К периодическим можно отнести большинство видов инспекций. К примеру, инспекции ЮНМОВИК и МАГАТЭ в Ираке, осуществлявшиеся до вторжения войск коалиции в конце марта, являлись периодическими, поскольку состояли они в том, что инспектора посещали интересующие их объекты и пытались выявить признаки, позволявшие судить о том выполняет Ирак резолюции СБ ООН или нет. На следующий день инспекторы уже проверяли другой интересующий их объект.
Примером непрерывного контроля может быть контроль специальными техническими средствами, расположенными непосредственно на объектах контроля. В частности, таким объектом является Воткинский машиностроительный завод (г.Воткинск). Контроль в рамках договора СНВ осуществляется здесь с целью иметь точные данные о количестве производимых МБР, а в конечном итоге и общее количество МБР для мобильных пусковых установок. С этой целью предприятие оборудовано техническими средствами, которые позволяют вести непрерывное наблюдение периметра объекта по производству МБР для мобильных пусковых установок, а также проходного пункта.
Поскольку система контроля может включать как непрерывные, так и периодические меры, то для того чтобы ее охарактеризовать, недостаточно лишь перечислить эти меры, а нужно еще указать также и частоту (периодичность), производимого контроля.
Еще один вид классификации - различают неинтрузивные и интрузивные методы контроля. Под первыми обычно понимают методы, которые не требуют либо:
- разрушения контролируемого объекта или его разборки
- физического доступа к контролируемому объекту
Иногда понятие "интрузивный контроль" трактуется гораздо шире. Под "интрузивностью" подразумевается чувствительность информации, которая регистрируется в результате такого контроля. Поэтому четкую границу между интрузивными и неинтрузивными методами провести довольно трудно. Казалось бы, сегодня спутниковые методы наблюдения являются ярко выраженным примером неинтрузивного контроля. И тем не менее, любопытно, что когда американцы в начале 1960-х годов запустили на орбиту свой первый спутник фоторазведки по программе "Корона", Советский Союз по этому поводу выразил в ООН протест, назвав эту деятельность противоречащей международному законодательству.
С понятиями "интрузивный" и "неинтрузивный" тесно смыкается понятие "дистанционный" контроль. Дистанционный контроль обычно предполагает использование средств, позволяющих судить об объекте на удалении по косвенным признакам - физическим полям, создаваемым объектом, или характеру его реагирования на создаваемыми этими средствами поля. В первом случае дистанционный контроль называют пассивным, а во втором - активным. К примеру, фоторазведка является примером пассивного дистанционного контроля. А использование для этой же цели радиолокатора - активный дистанционный контроль.
И, наконец, можно меры контроля подразделить на те, которые решаются с помощью так называемых национальных технических средств контроля (НТСК) и инспекций.
Национальные технические средства контроля - довольно широкое понятие. Оно включает космические (спутники наблюдения), воздушные (самолеты фото и радиоэлектронной разведки, беспилотные летательные аппараты), стационарные посты (с радиоэлектронными, гидроакустическими, сейсмическими датчиками), морские (корабли), а также, вообще говоря, и агентурную разведывательную сеть на территориях зарубежных государств (human intelligence). Вообще говоря, НТСК решают широкий круг задач, и нужно иметь ввиду, что контроль международных соглашений - лишь небольшая их часть.
На заре контроля над стратегическими вооружениями существование НТСК сыграло решающую роль. Так в 1963 г. США, СССР и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, участниками которого в последующем стали 124 государства. Подписание договора стало возможным прежде всего благодаря тому, что эти страны уже обладали национальными сетями сейсмических станций, станций радиационного контроля и космическими средствами, которые позволяли не только локализовать полигон, где проводятся испытания и классифицировать тип ядерного взрыва, но также приблизительно оценивать его мощность.
Или еще один пример. В 1972 г. было подписано соглашение ОСВ-1, которое налагало ограничения на количество развернутых МБР наземного базирования и стратегических подводных лодок. Почему оно стало возможным? Потому, что процесс сооружения шахтных пусковых установок МБР довольно длительный, сопровождается он выемкой большого количества грунта, который куда-то нужно отвозить, и т.п. Скрыть этот факт от разведывательных спутников наблюдения практически невозможно. Постройку стратегической подводной лодки еще можно вести скрытно в закрытом от посторонних глаз ангаре, но как только она спущена на воду, лодка становится доступной для наблюдения. А с момента спуска на воду до начала ходовых испытаний (в этот период производятся швартовые испытания), когда лодка выходит в море может пройти довольно длительный период. Таким образом, о строящейся подводной лодке можно было узнать задолго до вступления ее в боевой состав.
На двух примерах выполнения международных соглашений можно проиллюстрировать то, как сегодня осуществляется контроль в наши дни.
Верификационная система Договора СНВ-1
Пожалуй, наиболее яркий пример - Договор между СССР и США о сокращении и ограничении СНВ (СНВ-1). Этот Договор устанавливает количественные и качественные ограничения на межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), пусковые установки (ПУ) МБР, баллистические ракеты на подводных лодках (БРПЛ) и ПУ БРПЛ, тяжелые бомбардировщики (ТБ), боезаряды МБР, БРПЛ и вооружения ТБ.
Подписан Договор был в 1991 г, вступил в силу в декабре 1994 г, став пятисторонним. Участники Договора сделали заявления о том, что его условия выполнены к декабрю 2001 г., но тем не менее, будучи заключенным на 15 лет, Договор будет продолжать действовать до декабря 2009 г.
Механизм контроля за соблюдением положений Договора СНВ-1 включает следующие основные направления:Уведомленческая деятельность
Договор содержит положения, согласно которым стороны обязаны предоставлять информацию о своих стратегических вооружениях. Эту деятельность осуществляют Национальные Центры по уменьшению ядерной опасности. Передаваемая по уведомлениям информация отражена в Протоколе об уведомлениях:
- Через каждые 6 месяцев стороны обмениваются Меморандумами о договоренности, в которых содержится очень подробная информация о том какими стратегическими вооружениями обладают обе стороны и где они развернуты. Кроме того Протокол об уведомлениях содержит обширный список ситуаций, в которых нужно предоставлять уведомления.
- Стороны обязаны уведомлять о передвижении средств. Прежде всего этот пункт касается неразвернутых стратегических вооружений, а также средств мобильного базирования.
- О данных о забрасываемом весе. Этот пункт касается стратегических вооружений новых типов и испытаний развернутых ракет.
- О переоборудовании или ликвидации средств и ликвидации объектов
- О мерах на основе сотрудничества, направленных на повышение эффективности национальных технических средств контроля.
- О летных испытаниях МБР и БРПЛ и о телеметрической информации
- О СНВ новых типов и новых видов
- Об изменении в содержании информации, предоставленной в результате уведомленческой деятельности ранее. К примеру, в силу различных обстоятельств могут измениться сроки летных испытаний или инспекций. Тогда нужно направить новое уведомление.
- Об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению.
- Об оперативных рассредоточениях.
НТСК
Какие задачи решаются НТСК в рамках выполнения СНВ-1?
- Контроль ликвидации шахтных и мобильных ПУ МБР, ПУ БРПЛ, ТБ.
Неотъемлемой частью Договора СНВ-1 является Протокол о процедурах ликвидации, в котором очень строго регламентируются все процедуры по ликвидации выводимых из засчета СНВ. Процедуры ликвидации таковы, чтобы результат мог быть легко проверен с помощью средств НТСК.
В частности, что касается ШПУ, удаляется защитная крыша шахты (демонтируется или разрушается), разрушаются оголовок шахты и шахта. При этом извлекается грунт на глубину не менее восьми метров или с помощью взрыва на глубину не менее шести метров.
Рис. 1 Ликвидированная шахтная пусковая установка МБР
Ликвидация ПУ БРПЛ предполагает либо удаление ракетного отсека лодки, либо удаление ракетных шахт, включая все элементы их крепления.
Рис. 2 Ракетный отсек стратегической подводной лодки
Ликвидация ТБ включает следующие процедуры:
- хвостовая часть с оперением отрезается от фюзеляжа в месте, явно не являющемся узлом соединения;
- плоскости отделяются от фюзеляжа в любом месте любым способом
- оставшаяся часть фюзеляжа разрезается на две части в месте, находящемся в пределах района соединения плоскостей с фюзеляжем и явно не являющемся узлом соединения
При этом в течение всего процесса ликвидации, на который отводятся определенные сроки после начала, ликвидируемые средства должны быть доступными для средств НТСК.
Наряду с контролем ликвидации стратегических носителей НТСК решают и другие задачи:
- Исключение из засчета МБР для мобильных ПУ вследствие испытаний.
- Изменение в засчете вследствие переоборудования ТБ и бывших ТБ для использования в целях наземной подготовки
- Завершение ликвидации объектов по производству, стационарных экспозиций, мест переоборудования и ликвидации, мест ремонта, центров летных испытаний, мест запуска космических объектов
Важно отметить, что в Договоре СНВ-1 подчеркивается, что стороны обязуются не чинить помехи НТСК, а также применять меры маскировки, затрудняющие осуществление конроля за соблюдением положений Договора.
Телеметрия
Отдельного рассмотрения заслуживает обмен телеметрической информацией в ходе испытаний МБР и БРПЛ. Эта информация имеет ключевое значение, поскольку является основой для определения количества боезарядов, которые может нести та или иная ракета. При показах в ходе инспекций боезаряды закрыты чехлом, поэтому надежно сказать сколько боезарядов находятся за чехлом довольно затруднительно. Поэтому стороны договорились считать количество боезарядов по количеству маневров разведения в ходе испытаний МБР.
Сторона, проводящая испытание, передает другой стороне магнитные леты и аппаратуру для воспроизведения телеметрической информации другой стороне, а также сообщает все параметры, которые связаны с контролем обязательств по Договору таких, как стартовый и забрасываемый веса ракет, количество боеголовок на них.
Меры на основе сотрудничества
Цель мер на основе сотрудничества - повышение эффективности НТСК. Сторона, участница Договора может попросить другую выставить подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК), боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), находящиеся в пределах указанных ограниченных районов, или ТБ в пределах авиабазы с тем, чтобы эффективнее использовать свою спутниковую аппаратуру наблюдения. Такие запросы можно делать до 7 раз в год. Если по каким-то техническим причинам выполнение запроса представляется затруднительным, то противоположная сторона направляет уведомление с объяснением причин отказа.Инспекционная деятельность
Естественно, для выполнения ряда положений Договора СНВ-1 НТСК недостаточно. Поэтому контрольный механизм Договора СНВ-1 предусматривает 12 видов инспекций. Ниже перечислены основные из них:
- Инспекции по исходным данным
- Испекции по обновленным данным
- Инспекции новых объектов
- Инспекции по подозрению
- Инспекции в отношении боеголовок, развернутых на МБР и БРПЛ
- Инспекции после завершения рассредоточний мобильных ПУ МБР
- Инспекции при переоборудовании или ликвидации СНВ
- Инспекции после ликвидации объекта
- Инспекции на ранее заявленных объектах
- Инспекции с целью показов ранее заявленных вооружений
- Непрерывное наблюдение
Более подробная информацию о целях этих инспекций и их регламенте можно найти в Протоколе об инспекциях, а также в лекции В.С. Колтунова, посвященной верификационному механизму СНВ-1, и прочитанной в МФТИ прошлой весной.
Деятельность по непрерывному наблюдению
В начале лекции приводился пример деятельности по непрерывному наблюдению в целях контроля за производством мобильных ракет в г. Воткинске. Аналогичная деятельность осуществляется на объекте Магна в США. Эта деятельность включает проведение инженерно-топографической подготовки, установление, эксплуатацию и обслуживание системы непрерывного наблюдения за периметром и проходным пунктом, осуществление непрерывного наблюдения.
Показы
Показы проводятся:
- Для подтверждения соответствия технических характеристик МБР или БРПЛ каждого типа и каждого его варианта и мобильной ПУ МБР и каждой разновидности такой ПУ для каждого типа МБР для мобильных ПУ МБР
- В связи с отличимостью применительно к ТБ, бывшим ТБ и ядерным КРВБ большой дальности
- В связи с исходными данными, относящимся к ТБ, оснащенным для неядерных вооружений, всем ТБ, предназначенным для обучения, и всем бывшим ТБ.
И, в завершении рассказа о механизме контроля Договора СНВ-1 важно отметить, что в ходе выполнения Договора возникают неизбежно вопросы и разночтения Договора, которые необходимо прояснять для того, чтобы Договор продолжал действовать. Для разрешения вопросов, относящихся к соблюдению принятых обязательств, существует Совместная комиссия по соблюдению и инспекциям (СКСИ), созываемая по запросу любой из сторон. К функциям СКСИ следует также отнести согласование дополнительных мер, необходимых для повышения жизнеспособности и эффективности Договора, а также разрешение вопросов, относящихся к распространению соответствующих положений Договора на новые виды СНВ.
Окончание
Дополнительные сетевые материалы:
- Документы, связанные с договором СНВ-1
- "Контрольный механизм договоров о сокращении наступательных вооружений" -- тезисы лекции В.С. Колтунова, прочитанной в рамках курса Стратегические вооружения и проблемы безопасности в весеннем семестре 2002г.
- Technical Issues Related to the Comprehensive Nuclear Test Ban Treaty (2002), Committee on Technical Issues Related to Ratification of the Comprehensive Nuclear Test Ban Treaty National Academy of Sciences, National Academy Press, July 2002
- СНВ-Сайт -- Сокращение стратегических вооружений: проблемы, события, аналитика. Интернет-проект Центра по изучению проблем разоружения энергетики и экологии при МФТИ
- Стратегические вооружения и проблемы безопасности -- курс Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, прочитанный в весеннем семестре 2002 г.
Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум
Поиск на СНВ-сайте
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003г.