Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Проблемы военного использования космоса

Михаил Сергеевич ВИНОГРАДОВ
профессор, генерал-лейтенант (в отставке), председатель Комитета ученых за глобальную безопасность и контроль над вооружениями, почетный член Академии военных наук России

Текст лекции М.С. Виноградова, состоявшейся 1 апреля 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"

Часть 1 | Часть 2


Космос для землян -- это окружающее нашу планету воздушное (газовое) пространство над земной атмосферой вине 100 км., хотя юридически узаконенная граница не установлена и по этому вопросу существуют разнообразные мнения. На слайде 1 приведены сведения о строении воздушного и космического пространства вокруг Земли. Как известно, воздушное пространство широко освоено человечеством.

Четвертого октября 1957 года произошло событие, кардинально изменившее весь ход земной истории. Запуском первого советского ИСЗ был сделан шаг в космос. Вторая важнейшая дата космической эры -- 12 апреля 1961 года -- день первого космического полета человека -- Юрия Алексеевича Гагарина начало непосредственного проникновения в космос людей. Третье историческое событие освоения космоса связано с первой лунной экспедицией американских астронавтов Н.Армстронга, Э.Олдрина и М.Коллинза, совершенной 16 июня 1969 года. Для проникновения в космос рядом стран созданы и используются ракеты-носители (РН) и космические аппараты (КА): в СССР с 1957 года, в США с 1958 года, во Франции с 1965 года, в Японии и Китае с 1970 года, Великобритании с 1971 года и в Индии с 1975 года.

В настоящее время более 120 государств осуществляют космическую деятельность, из них около 20 государств ведут её весьма активно. В коммерческом космосе доля России составляет 10-12%, Европы -- в лице объединенной космической промышленности стран Европейского Союза -- 60%. Далее идут США, Китай, Индия, лидером по осуществлению космических коммерческих запусков является Франция (55%), а лидером в производстве спутников -- США. В меньших масштабах использование космического пространства осуществляется Испанией, Италией, Нидерландами, Германией, Канадой и другими государствами.

К концу 2002 г. на околоземных орбитах находилось 777 космических аппаратов. Из их числа российских работоспособных насчитывалось 111, в том числе военных 69 единиц. Американская группировка военных спутников в два раза многочисленнее (150 КА). Известно, что Китай имеет 17 разведывательных спутников в космосе, в основном ведущих наблюдение за военными объектами США. Помимо России и США проявляют стремление иметь пилотируемые космические аппараты Китай и Япония. Китай испытал пока еще не пилотируемый космический "Корабль бога". Он сможет использоваться как транспортное средство для доставки космонавтов на Международную космическую станцию, хотя Китай не является участником проекта. Япония провела успешные испытания в рамках проекта по созданию космического корабля многоразового использования. Запуск экспериментального образца был осуществлен 18 октября 20102 г. в районе экватора на полигоне острова Рождества в Тихом океане. Полет в автоматическом режиме выполнялся в течение 9 минут. Испытания будут продолжаться.

По сведениям мексиканской газеты News за 40 лет в космос было запущено приблизительно 4 000 ракет-носителей, в результате чего на орбитах появилось более 23 000 заметных космических объектов, каждый из которых больше мяча для крикета. 6 000 из них это космический мусор с общим весом 1 800 тонн. Вследствие столкновения космических объектов образовалось приблизительно более 100 000 мелких осколков. При своей скорости 30 000 км/чае они представляют огромную опасность: могут разбить окно космической станции, пробить дыру в солнечной батарее спутника или скафандре космонавта. НАСА США работает над проектом "Орион" -- своеобразной космической метлой, которая лазерным лучом направит осколки вниз в верхние слои атмосферы, где они сгорят, не причиняя вреда.

Надо сказать, что с середины XX века космическое пространство стало ареной соперничества двух сверхдержав США и СССР, стремившихся обеспечить военное превосходство друг над другом на земле и в космосе.

То, что в космических программах всегда присутствуют мотивы использования космоса в военных целях, в этом нет ничего предосудительного.

Американцы при проведении в Афганистане в 2002 году антитеррористической операции "Несокрушимая Свобода" широко использовали разнообразные космические средства (слайд 2).

Слайд 2
СОСТАВ
космических средств США, примененных в операции
"Несокрушимая свобода" в Афганистане в 2002 г.
Принадлежность Наименование средств Типы аппаратов К-во Использование в операции
Военные Гражд.
+  
+
Оптико-электронная разведка KH-11
ЕO 1
(НАСА)
3
1
Изображение объектов, образцов ВВТ, дислокация войск талибов, степень поражения объектов
+   Радиолокационная разведка Лакросс 3 Определение мест расположения объектов и дислокации объектов
  + Разведка природных ресурсов Земли Лэндсат-7
Терра
Орбавью
  Составление и обновление карт местности, инженерное оборудование зоны
+   Радиоэлектронная разведка Аквакейд 2 Перехват сигналов радио, радиорелейных и тропосферных связей
+  
 
 
 
+
Системы связи DSCS
Милстар
UFO
SDS
TDPSS
Иридиум
6
3
2
6
 
66
Стратегическая связь.
Стратег, и тактич.
Оперативная ВМС, ВВС, ВС
Передача данных
Оперативная связь
Мобильная связь
  + Радионавигация NAVSTAR 24 Координаты своих войск
+   Метеоразведка NPDESS
Квиксат
2
1
Сводки погоды, прогнозы, облачность

В настоящее время в операции "Шок и трепет" против Ирака США задействовали группировку разнородных космических аппаратов в составе 50 единиц.

Конечно, запрета национальных интересов военными средствами, стремление обеспечить надёжную безопасность, остаётся приоритетной задачей в политике любых государств. Однако, во всём нужна мера.

Космос в силу пространственных и физических параметров играет чрезвычайно важную роль в жизни человечества. Это пока единственная природная среда, в отличие от суши. моря и воздуха, свободная от оружия. Следует как можно долго не допустить её использование как театра военных действий. Разумеется, следует различать два подхода к военному использованию космического пространства. Одно дело -- размещать в космосе системы связи, разведки, предупреждения о ракетном нападении, навигации, топогеодезии, дистанционного зондирования Земли, метеослужбы, то есть что считается пассивным военным использованием космических средств. Другое дело -- размещать в космосе оружие различных классов: "космос-космос", "космос-поверхность", а также развертывать на суше. в воздухе, и на море оружие класса "Земля-космос" (иначе его называют противоспутниковое оружие).

В связи с этим у меня вызывает сомнение правомерность применения такого часто употребляемого обобщенного термина как "милитаризация космоса", так как военное использование космического пространства уже свершившийся факт. Первое направление не только допустимо, но и необходимо для обеспечения сохранения национальных интересов государств в области безопасности. Второе направление -- недопустимо. Не случайно в конце прошлого года в США принят в публичный оборот термин "non-weaponization of space".

Если заглянуть в историю, то мы обнаружим, что в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов прошлого XX века США и СССР провели вне земной атмосферы больше десятка ядерных испытаний.

США с августа 1958 года по ноябрь 1962 года осуществили девять ядерных испытаний в космосе. Первая операция "Аргус" в конце лета 1958 года включала подрывы трех боезарядов малой мощности до одной килотонны. Они были взорваны на высотах от 200 до 900 км. над южной частью Атлантического океана. Вторая операция "Аквариум" прошла летом и осенью 1962 года над островом Джонстон в южной части Тихого Океана. Здесь были применены более мощные заряды до 1,5 мегатонны. Одно из этих испытаний оказалось приуроченным к апогею Карибского кризиса, оно произошло 26 октября 1962 года. В результате взрывов были отмечены значительные завихрения магнитных полей Земли, были выведены из строя гражданские линии радио и телевизионной связи, была нарушена работа некоторых важных военных спутников и однажды линия электроснабжения на Гавайских островах.

В свою очередь СССР провел четыре испытания в космосе и одно в верхних слоях атмосферы. Первые два испытания в октябре 1961 года были проведены маломощными зарядами с целью исследования физических свойств радиации в космосе. Вторая серия прошла в октябре и ноябре 1962 года в разгаре Карибского кризиса. Мощность взрывов составила 300 и 800 килотонн, а последнего - 1 мегатонна. Цель этих испытаний заключалась, как и на второй серии у американцев, в изучении возможностей использования ядерных взрывов в космосе для борьбы с баллистическими ракетами противника.

Однако сопутствующий ущерб, причиненный космическими ядерными испытаниями, был серьезным. Обе стороны были вынуждены признать, что проведение ядерных взрывов в космической пространстве могло существенно затруднить нормальное использование околоземных орбит при полете ИСЗ, нарушать работу важных систем связи, вводить помехи на работу датчиков систем космической разведки и раннего предупреждения о ракетном нападении, а выброса радиации не позволить в перспективе осуществлять полеты пилотируемых космических аппаратов.

Поэтому, принимая во внимание насущные национальные интересы, США, СССР и Великобритания в 1963 году провели переговоры и подписали в Москве в августе 1963 г. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах: атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это позволило создать в космосе своего рода зону безопасности для свободного доступа в космос для научных, коммерческих и пассивных военных целей. В конце 1963 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила декларацию, в которой призвала страны-члены ООН нести ответственность за ущерб, причиненный космическими аппаратами, воздерживаться от размещения ОМУ на любых орбитах и не выдвигать национальных претензий на небесные тела.

Далее эти усилия были наращены путем достижения следующих международных соглашений о правовых аспектах использования космического пространства в военных целях (слайд 3):

 
Слайд 3
Перечень международных договоренностей с правовыми аспектами использования космического пространства, в военных целях
1963 г. Договор о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой
1967 г. Договор о принципах деятельности государств по космическому пространству (в основе -- запрет на вывод в космос оружия массового уничтожения)
1968 г. Соглашение о спасении космонавтов
1972 г. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космических объектам
1972 г. Договор между СССР и США об ограничении систем ПРО (главное в Договоре -- запрет на вывод в космос любого оружия ПРО)
1976 г. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство
1977 г. Конвенция о запрещении военного или другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (в том числе космическое пространство)
1979 г. Соглашение о деятельности государств на Луне и небесных телах (главное -- запрет на использование на небесных телах, но не в космическом пространстве, любых видов вооружении)
 

Таким образом в шестидесятые и семидесятые годы были заложены важные начала по международному правовому регулированию космической деятельности мирового сообщества. Были сформулированы принципы правового поля в отношении космического пространства (слайд 4). Вместе с тем, существующие соглашения не затрагивают обычные вооружения или их компоненту, а также оружие на новых физических принципах.

 
Слайд 4
Общие принципы правового поля в отношении космического пространства

В соответствии с Уставом ООН:

  1. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой-либо то не было дискриминации.
  2. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению никакими способами.
  3. Принцип неприменения силы или угроза силой распространяется и на космическое пространство.
  4. Не производить ядерные взрыва в космосе, не выводить на орбиты вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами ОМУ, не устанавливать такое оружие на небесных телах.
  5. Запрещается создание на небесных телах военных баз, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.
  6. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космосе.
  7. Государство, несет международную ответственность за ущерб, причиненный его объектом в космосе другому государству.
  8. Государства обязались не чинить помех национальным техническим средствам контроля других государств.
  9. Государства обязались запретить военное воздействие не космическое пространство.

Обязательства, содержащиеся в приведенных принципах, распространяются на государства, подписавшие соответствующие международные документы.

 

Не случайно уже в начале восьмидесятых годов последовали практические попытки со стороны США на размещение оружия в космосе. Эти шаги связаны с именем президента Рональда Рейгана. Его взгляды на военное использование космоса были особенно амбициозны. В докладе 1985 года Национальной комиссии по космосу под названием "Открывая космическую границу" были намечены перспективы космической деятельности на 50 лет. В нём говорилось, что США должны стать "...энергичным лидером в движении к бесконечной границе космоса". Первой программой продвижения оружия в космос стала его программа "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ), известной под названием "Звездные войны". Несколько подробнее мы остановимся на её содержании во второй лекции по проблемам ПРО.

Но подобные идеи родилось не на пустом месте. Ещё в 1957 году после запуска 1-го советского ИСЗ тогдашний руководитель Госдепа США Джон Фостер Даллес писал, что это "...событие большого технического и научного значения. Однако его нельзя преувеличивать. Важности прогресса в этой области достигла Германия, а результатами её усилий в значительной степени воспользовались русские, когда они захватили немецкий потенциал в Пенемюнде". Действительно после окончания в 1945 году войны в Европе из Германии были вывезены в США, Англию, Францию и СССР немецкие ракеты А-4 и их системы. На базе этих ракет в США в мае 1946 года был осуществлен старт ракеты A-4s до высоты 112 км. с научной аппаратурой для регистрации космических лучей. В СССР первый пуск ракеты Р-1А, созданной с частичным использованием немецких технических материалов, состоялся 24 мая 1949 года. Однако в дальнейшем в США и СССР были разработаны отечественные ракеты-носители для запусков ИСЗ в космос. Это направление было приоритетным в развитии передовых технологий не только в СССР и США, но и в других странах.

Почти 40 лет назад тогдашний президент США Линдон Джонсон говорил: "Британцы господствовали на море и руководили миром. Мы господствовали в воздухе и были руководителями свободного мира с тех пор. как установили это господство. Теперь это положение займет, кто будет господствовать в космосе". Позже ему вторил небезызвестный сенатор Барри Голдуотер, который требовал от правительства США "вывести в космическое пространство такие системы вооружений, которые позволяют по желанию стереть с лица земли любую страну в течение считанных секунд". В ответ на подписание Договора 1967 года, запретившего вывод в космос ОМУ, бывший начальник исследовательского управления ВВС США генерал Бернард Шривер опубликовал в газете "Нью-Йорк Таймc" заявление, из которого следовало что на "международные договоры, как бы они не были желательны, нельзя полагаться в стремлении предотвратить превращение космоса в поле боя или в новый плацдарм, с которого могут быть нанесены удары по наземным базам".

Несмотря на наличие призывов таких предшественников Рейгановская программа СОИ в течение нескольких лет пробуксовывала и в конечном итоге её реализация была прекращена. Конечно, проводившиеся в те годы исследования и разработки привели к серьезным успехам в области технологий в том числе двойного назначения. Определенный задел используется в настоящее время в работах по развертыванию системы ПРО США. В частности при президенте Клинтоне министр обороны Коэн в докладе президенту и конгрессу в 1999 году писал: "Доступ в космос, его использование и контроль за космическим пространством, имеют решающее значение для военной стратегии, включая потенциал ... средств вывода в космос полезных нагрузок и возможности защиты систем военного назначения на орбитах и на земле".

Однако объявленный 13 декабря 2001 года президентом Дж.Бушем-младшим выход США из Договора по ограничению систем ПРО 1972 года с полным основанием можно считать открытием дороги на вывод оружия (в частности противоракетного, а за ним и другого) в космическое пространство.

По оценкам многих экспертов этот шаг способствует развитию гонки вооружений на самом опасном - ракетном - направлении. Скорее всего сработает логика традиционного соревнования щита (ПРО) и меча (БР). Страны, располагающие ракетным оружием (например, Китай), вряд ли допустят обесценивания их ракетного потенциала, являющегося средством сдерживания. Особенно будет стимулировать качественное развитие средств ракетного нападения в связи с намерениями иметь в составе системы ПРО США космическое оружие, а также противоспутниковое оружие наземного базирования.

Ещё в январе 2001 года в США был опубликован доклад очередной комиссии, возглавляемой Дональдом Рамсфелдом, который в то время не был шефом Пентагона. Доклад содержит положения о том, что национальные интересы США требуют развивать и развертывать космические наступательные и оборонительные вооружения для защиты космических средств США от враждебных актов. Это аргументировалось тем, что США имеют самую большую группировку космических аппаратов и, следовательно, более уязвимы и больше зависят от космоса, чем другие страны. Для пущей убедительности в докладе фигурирует предупреждение о возможном повторении Пёрл-Харбора в космосе, если США срочно не начнут разворачивать космическое оружие.

Позволительно задать вопрос: от кого именно реально существует такая угроза для США? Кто может и намерен осуществить такие враждебные акты?

Окончание

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003г.