Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ
|
Российская Федерация является членом международных режимов экспортного контроля в ядерной и ракетной сферах, а также в сфере обмена технологиями, товарами и услугами двойного применения. Россия также строго придерживается установок международных режимов по нераспространению химического и биологического оружия.
Федеральные законы и подзаконные акты, составляющие нормативную базу национальной системы экспортного контроля России в этих областях стали предметом гласности, и чтобы они были хорошо известны российской общественности и зарубежным партнерам, а также для того, чтобы российские участники внешнеполитической деятельности умело и своевременно применяли имеющиеся у них знания на практике, мы с Вами должны обсудить некоторые вопросы.
Основная часть "Приложения к режиму" - это конкретный материал, содержащий конкретные ограничения с некоторыми комментариями, которые позволяют пользоваться этими ограничениями. Приложение к режиму РКРТ сформулировано достаточно коряво (или, во всяком случае, недостаточно корректно). Первоначально приложение к режиму состояло из 15 глав-разделов, которые затем были дополнены еще пятью главами-разделами. Кроме того, все первоначально имеющиеся разделы в существенной степени скорректированы по содержанию. Систематизация проведена не только по содержанию разделов, но и по требованиям к тому или иному оборудованию.
Во-первых, для каждого вида оборудования введена стандартная форма требований к информации:
- оборудование (наименования), сборочные единицы и составные элементы;
- испытательное и производственное оборудование;
- материалы (нет в разделе 9, нет в разделе 14, есть в большинстве других разделов);
- программное обеспечение (нет в разделе 14, есть в подавляющем большинстве других разделов);
- технология.
Каждое из этих требований указывается применительно ко всей номенклатуре ограничиваемого оборудования, материалов и работ, даже если этой номенклатуры в разделе нет. Например, отсутствие конкретных указаний по материалам (это специально помечено) в том или ином разделе совсем не означает, что делается что-то не материальное. Нет материалов, например, по навигационному оборудованию, но это совсем не означает, что нет материалов для этого оборудования - просто авторы соответствующего раздела посчитали тот или ной тип материала не характерным для навигационного оборудования. Нет материалов и для систем управления полетом, нет программного обеспечения для компьютеров управления полетом и др.
Сегодняшний Список состоит из двух категорий (I и II). Считается, что все, что записано в категории I, не может передаваться другой стороне. В действительности, в сегодняшней жизни США передают Великобритании ракеты "Трайдент-II" (правда без ядерных головных частей)! Здесь США нашли определенные "оправдания" - передача оформлена еще до появления Списка; это, мол, не правило, а исключение, и т.д. и т.п.
Согласно Списку, в категорию I входят ракеты (включая баллистические ракеты, ракеты-носители и исследовательские ракеты), способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность не менее 300 км, атмосферные беспилотные летательные аппараты (включая крылатые ракеты, радиоуправляемые самолеты-мишени и радиоуправляемые разведывательные самолеты, способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность не менее 300 км). В этом же разделе упоминается все то, что необходимо для изготовления и использования этих ракет (испытательное и производственное оборудование, программное обеспечение, технология), а в следующем разделе - разделе 2 - этой категории определены наиболее важные комплектующие элементы ракеты (двигатели, имеющие полный импульс тяги 1.1*106 Н*с (105кгс*с) и более, системы наведения, другие наиболее важные элементы ракет, программное обеспечение и технологии).
Во II разделе (категории) списка содержится то, что можно при определенных условиях передавать (продавать) в другие страны, но далеко не всем. То, что находится в категории II списка, требует оформления лицензии. Перечень лицензируемых товаров содержится в 18 разделах Списка (Категория II). Эта категория первоначально состояла из 13 разделов, которые в целом не меняли своей направленности с момента появления режима, с 1988 г. Сейчас эти разделы скорректированы и еще добавлены пять новых разделов:
- имитационное моделирование и конструкторская компоновка;
- уменьшение характеристик заметности;
- защита от поражающих факторов ядерного оружия;
- прочие законченные средства доставки;
- прочие законченные системы.
На сегодя около 16-18 стран имеют на вооружении баллистические ракеты с дальностью больше 300 км, но только три из них имеют межконтинентальные баллистические ракеты ( МБР, дальность более 5500 км) - США, Россия и Китай. Еще 3-4 страны имеют ракеты средней дальности (до 5500 км), а остальные 10-11 стран имеют ракеты с дальностью порядка до 1000 км.
Это в целом не много.
Большинство из этих стран не имеют ядерного оружия, во всяком случае, в настоящее время.
Следует также отметить, что некоторые страны ликвидировали свои военные ракетные программы и уничтожили имеющиеся у них военные ракеты. Это Бразилия, Аргентина, ЮАР. Сюда же можно отнести и Ирак, которые ликвидировал свои запасы ракет в соответствии с решением ООН.
Оперативно-тактические ракеты (ОТР), ракеты средней дальности (РСД), МБР и крылатые ракеты (КР) значительно отличаются по технической сложности и по своим характеристикам.
МБР отличаются от РСД, ОТР и КР значительно большим весом, количеством ступеней и сложностью конструкции. Этим в значительной степени объясняется то, что количество стран, владеющих относительно малыми ракетами, гораздо больше, чем тех, что обладают такими ракетами как МБР - это и дорого, и сложно, и не всегда есть возможности.
Некоторые страны имеют ракеты, образно говоря, неизвестно зачем, из престижных соображений!
Зачем, например, баллистические ракеты Саудовской Аравии, которые она купила у Китая (CSS-2). Обладая этими ракетами без ядерных зарядов, не имея специалистов по эксплуатации ракет, Саудовская Аравия создает бОльшие угрозы для самой себя, чем для своих соседей! Вообще, интересно, как она приобрела эти ракеты - это целая детективная история!
В 1988 г. введены международные ограничения на распространение ракет. Сегодня в Списке ограничений широко присутствуют не только элементы баллистических ракет, но и элементы крылатых ракет.
Список корректировался неоднократно (в том числе по инициативе нашей страны, хотя Россия официально стала членом Режима только в 1995 г.), а сам материал Списка стал значительно больше.
Появились не только пять новых разделов, все разделы систематизированы и дополнены:
- учтены современные технологические решения, используемые в ракетах - система GPS, система навигации, средства маскировки и т.д.
- учтены, в соответствии с современными требованиями, степени отработанности ракет;
- в каждой стране вводятся те или иные дополнительные требования и пояснения по характеристикам ракет, хотя за основу взят единый международный Список. У нас, например, введены применительно к большинству позиций Списка коды ТНВЭД (коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности);
Тем не менее, у системы в целом, и у Списка в частности, можно отметить определенные недостатки:
- неодинаковый учет интересов стран-членов режима и возможных членов режима (наша страна, КНР и др.);
- неодинаковый подход к ограничиваемым средствам, например, к КР и др.
Все разделы Списка дополнены и развиты. Так, например, подраздел 4, посвященный топливам и химикатам, стал иметь 64 позиции вместо 12, имевшихся в 1988 г. То же произошло и с другими разделами.
Если говорить о недостатках Списка РКРТ, также как и о других контрольных Списках, то дополнительно следует обратить внимание на то, что Списки в значительной степени дублируют друг друга, ставят в тупик потребителя.
Одна и та же позиция может существовать в двух или нескольких Списках, отличаясь по некоторым элементам параметров. А ведь этим Списки у нас утверждаются Президентом страны!
За рубежом созданы единые списки, которыми гораздо удобнее пользоваться.
У нас тоже появился такой единый Список, но он пока еще неофициальный. Появление официального единого алфавитного предметного Списка у нас задерживается из-за сложной бюрократической системы в нашей стране. Например, все списки утверждаются Президентом России (в развитых странах мира этого нет).
Пример такой несуразицы:
В ядерном списке у нас есть "пресс изостатический", такое же наименование можно найти в Списке "технологий двойного назначения". Обе эти позиции незначительно отличаются номиналом характеристик. Таким образом, возникают возможности обхода установленных ограничений.
Предложения по РКРТ, высказанные в 1988 г., практически не касались крылатых ракет. К сегодняшнему дню положение несколько исправилось, хотя ограничения на этот тип ракет гораздо слабее, чем на баллистические.
Это привело к тому, что крылатые ракеты получили более широкое распространение, чем баллистические.
Такими ракетами обладает и большее число стран, чем баллистическими. Их отработку гораздо легче "спрятать", чем отработку баллистических ракет, проводя пуски крылатых ракет на ограниченной национальной территории при слабом излучении телеметрической информации, особенно если прием этой информации будет проводиться при слабом излучении с помощью самолета, сопровождающего полет крылатой ракеты. Да и сам факт перехода от ракет меньшей дальности к ракетам большей дальности для крылатых ракет осуществляется гораздо проще, чем для баллистических.
Можно также утверждать, что практика ограничения крылатых ракет по тяге и удельному расходу топлива практически не ограничивает их дальности стрельбы, т.к. эти ограничения легко обходятся.
Россия с августа 1995 г. является "действительным" членом РКРТ и, в соответствии с принятыми обязательствами, придерживается буквы и духа этого режима (все поставки вооружений, подпадающие под категорию I РКРТ, осуществлялись нашей страной еще до ее вступления в этот режим).
Вместе с тем, Россия выступает за дальнейшее повышение эффективности РКРТ, в том числе путем:
- обращения особого внимания на контроль за КР;
- расширения круга участников режима, например, путем вовлечения в РКРТ Индии и др.
Существует множество тонкостей и специфических подходов при выполнении положений РКРТ, которые тянутся в течении длительного времени:
- у нас существуют разногласия с США по поводу взаимоотношений России и Ирана. Мы исходим из того, что все свои обязательства в ходе взаимоотношений с Ираном в области РКРТ Россия выполняет, а США придерживаются другого мнения. Россия ведет строительство АЭС в иранском городе Бушере, США же утверждают, что это строительство "незаконное". Американское правительство утверждает, что Иран занимается ядерной энергетикой только в военных целях, хотя в 70-х гг. сами США планировали построить в Иране 23 реактора;
- сохраняются разногласия с США и в оценке российско-индийского сотрудничества. США обвиняют Индию в нарушении режимов нераспространения, в частности, в нарушении ДНЯО, хотя, проведя ядерные испытания, Индия не нарушила этого режима, т.к. в него она не вступала.
Эти претензии США осложняют работу России с нашими соседями - Ираном и Индией. Если Россия не будет защищать свои позиции, то она попадет в тяжелейшее положение.
В развитие и обеспечение федеральных законов в России организуется внутрифирменная система экспортного контроля - комплекс мер, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями, направленный на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, а также принятие решений в этой области осуществлялись ответственно при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации. Служба экспортного контроля на уровне предприятия обеспечивает:
- техническое и информационное обеспечение работников системы;
- комплексную проверку внешнеторговых сделок;
- обеспечение требований экспортного контроля в связи с выставками, конференциями и семинарами;
- подготовку документов и необходимых разрешений для осуществления экспорта, выдаваемых госорганами;
- ведение документации по экспортному контролю.
Теперь я постараюсь ответить на ваши вопросы.
Дополнительные сетевые материалы:
- Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1005 "Об утверждении Списка оборудования, материалов, и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" -- на официальном сайте Президента России; то же в формате html на сайте Информ-Атом
- Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 230 "О внесении изменений в Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль"
- Режим контроля за ракетными технологиями -- лекция Г.К. Хромова, прочитанная в весеннем семестре 2003 г. в рамках курса Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность
- Missile Technology Control Regime (MTCR) -- подборка материалов по РКРТ на сайте Федерации американских ученых
- Missle Technology Control Regime -- официальный вебсайт РКРТ
- Договор о нераспространении ядерного оружия, 1 июля 1968г.
- СНВ-Сайт -- Процесс и проблемы сокращения ядерных воооружений -- события, факты, комментарии, документы. Интернет-проект Центра по изучению проблем разоружения энергетики и экологии
- Cтенограммы лекций курса "Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность" (2003/04 уч.г.)
- Cтенограммы лекций курса "Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность" (2002/03 уч.г.)
- Cтенограммы лекций курса "Стратегические вооружения и проблемы безопасности" (весна 2002г.)
Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-04гг.