This page in English

Что было нового

на странице Договор СНВ-2 и дальнейшие сокращения ядерного оружия?


Октябрь, 1998 г.

31 октября 1998 г.
Обвал финансирования российской национальной обороны и ряд неожиданно возникших технических проблем с программой обновления стратегических ядерных сил - прежде всего в связи с их морской составляющей и системой управления и предупреждения - заставили посмотреть на плюсы и минусы договора СНВ-2 в новом свете (Будет ли ратифицирован СНВ-2? Стратегические ядерные силы России сокращаются сами по себе, Алексей Арбатов, Московские Новости, № 42, 25 октября - 1 ноября 1998).

1 ноября исполняется год с того момента, когда прошло объединение ударных, информационных и оборонительных группировок Ракетных войск стратегического назначения, Военно-космических сил и войск ракетно- космической обороны. Об итогах интеграции и перспективах развития РВСН рассказывают Главком Владимир Яковлев и заместитель начальника главного штаба ракетных войск Владимир Увакин.

"...Сегодня есть все основания полагать, что ядерное оружие для России - своего рода спасательный круг, который даст ей возможность продержаться на поверхности, пока не заработает экономика. Впрочем, не исключено, что ракеты застилают нашим лидерам глаза и позволяют им преувеличивать свое влияние на мировые дела. А в результате мешают им трезво оценивать положение страны..."(Зачем России "Тополя"? Александр Гольц , Интеллектуальный Капитал, Выпуск 2, № 40, 28 октября - 3 ноября 1998)

И вновь о неудавшемся пуске "Тополя-М":

27 октября 1998 г.
Вышла в свет книга Стратегическое ядерное вооружение России, подготовленная Центром по изучению проблем разоружения при Московском физико-техническом институте. В издании рассматривается широкий круг вопросов, связанных с историей создания и развития стратегических ядерных сил СССР, нынешним состоянием стратегических сил России и перспективами их развития. Презентация книги состоится 3 ноября 1998 г. в Национальном институте прессы. За справками обращаться по телефону (095)-408-6381.

Под воинственные настроения, связанные с воздействием косовского кризиса, Дума сочла возможным не относить рассмотрение Договора СНВ-2 и пакета документов по ПРО к числу приоритетных, обязательных для обсуждения в ходе текущей сессии. Примаков и Маслюков призывают парламентариев ратифицировать договор (Срыв ратификации СНВ-2 ударит по России, а не по Америке, Олег Одноколенко, Сегодня, 27 октября, 1998 г.)

26 октября 1998 г.
Очередные летно-конструкторские испытания ракеты "Тополь-М" в четверг вечером закончились неудачей. "Известия" считают, что это удар по позиции первого вице-премьера Юрия Маслюкова:

Создается впечатление, что формируется новый расклад политических сил вокруг договора СНВ-2. Теперь противниками договора станут те, кому не угоден первый вице-премьер. Стоило две недели назад ему высказаться о перспективах развития СЯС, как эти высказывания долго и широко комментировались средствами массовой информации. Неудачные испытания "Тополя" - и пресса вновь вспомнила о Маслюкове.

Расширена страница публикаций нашего Центра, где представлены работы за последние четыре года.

23 октября 1998 г.
Сегодня исполнился ровно год с тех пор, как в Интернете появилась страница "Договор СНВ-2 и дальнейшие сокращения ядерного оружия", постепенно выросшая в СНВ-сайт. За год на страницах СНВ-сайта побывало более 5000 читателей, а количество обращений превышает 20000. Вероятно, что в перспективе эти цифры будут гораздо внушительнее, если динамика посещений не изменится. С июля 1998 г. количество посещений сайта увеличивается в 1.5 раза ежемесячно.

Красная Звезда опубликовала интервью первого вице-премьера Ю. Маслюкова (Юрий Маслюков: Нас не поймут, если мы сейчас откажемся от СНВ-2, 20 октября 1998 г), в котором он, в основном, повторил мысли, высказанные им же две недели назад. Полностью текст статьи публикует бюллетень Оборона и безопасность, (23 октября 1998 г.), а выдержки можно найти в новостях НСН, (20 октября 1998 г.)

Кстати, на состоявшейся 15 октября пресс-конференции "Будет ли ратифицирован СНВ-2?", которая была организована ПИР-Центром, обсуждались высказывания Маслюкова о перспективах развития российских СЯС. В материалах пресс-конференции публикуются взгляды И.А. Сафранчука, Д.Г. Евстафьева и В.П. Белоусова на проблемы с ратификацией договора.

Министр обороны Игорь Сергеев высказался о возможности создания единого объединенного командования СЯС России (Сжимается ядерный кулак, Сергей Сокут, Независимая газета, 21 октября 1998 г., с. 1).

ЦРУ озабочено ростом опасности хищений ядерных материалов в России в связи с ухудшающимся моральным состоянием российской армии. Как известно, чуть более месяца назад опасные инциденты произошли на предприятии "Маяк" и на Северном флоте (Yeltsin orders probe of security for nukes, by Bill Gertz, The Washington Times, October 21, 1998).

Акцент сил сдерживания США должны перенести на высокоточное оружие. Это позволит существенно снизить ядерный арсенал США в одностороннем порядке (Smarter bombs, fewer nukes, by Andrew F. Krepinevich and Steven M. Kosiak, The Bulletin of Atomic Scientists, Vol. 54, No. 6, November/December 1998). Авторы статьи также считают, что Россия последует примеру США и сократит свой ядерный арсенал до минимума.

О политике КНР неиспользования ядерного оружия первыми можно почитать в материалах китайских экспертов. Доклады опубликованы Центром Г. Стимсона.

17 октября 1998 г.
Опубликовано выступление А.С. Дьякова на недавнем семинаре в ПИР-Центре (см. наше сообщение о семинаре).

Студенты университетов США развернули дебаты, тема которых - должны ли США изменить свою политику по отношению к России. Одна из проблем, которая широко дискутируется - следует ли прекратить скрытные действия подводных лодок США вблизи российских баз ВМФ. Как известно, такие действия неоднократно приводили к столкновениям подводных лодок. В ответ на наши публикации мы получаем массу писем с вопросами от участников дискуссии. Представляем ответы на вопросы читателей.

Любопытный взгляд на роль ядерного оружия: Единственной реальной технологией формирования системы ядерной безопасности в существующих обстоятельствах представляет собой доктрина совместного управления ядерным потенциалом членов ядерного клуба. Первым шагом в этом направлении могла бы стать инициатива России об объединении под общим началом ядерного потенциала России и США. Взамен Россия должна получить от Запада тесную интеграцию в НАТО и реализацию аналога плана Маршалла, призванного обеспечить преобразование экономики страны в экономику постиндустриального общества (Прагматизм против ядерной лихорадки, Борис Семин, Абдул-Хаким Султыгов, Независимая Газета, 16 октября 1998 г., с. 7).

В США раздаются голоса в поддержку односторонних сокращений ядерных вооружений, невзирая на задержку с ратификацией СНВ-2 в Думе (Re-Read His Lips: Reduce Arms Now, by Walter Pincus, The Washington Post, Sunday, October 11, 1998; Page C01). Бывший министр обороны Роберт Макнамарра, в частности, считает, что пример должны показать США.

Красная звезда (9 октября 1998, с.1) проинформировала, что 7 октября 1998 года в 15 часов 00 минут был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 на государственном испытательном космодроме Байконур в рамках работ по продлению сроков эксплуатации ракетного комплекса. Примечательно, что ракета PC-18, успешно поразившая учебные цели в районе Камчатки, более 20 лет находилась на боевом дежурстве. Утверждается, что тем не менее ее тактико-технические характеристики сохранились безупречными, а последний пуск вновь подтвердил высокую боеготовность войск, надежность и техническую готовность имеющихся на вооружении РВСН ракетных комплексов.

Сообщалось также о завершении на прошлой неделе учения дальней ракетоносной авиации. В учении были задействованы оперативно-тактические и стратегические самолеты Ту-22МЗ, Ту-95, Ту- 160, которые выполнили практическое бомбометание и пуски ракет по наземным целям, использовались самолеты контроля траектории полета и результатов ракетного удара по установленным целям, а также самолеты- заправщики Ил-78. Подразделения истребителей имитировали прикрытие боевых порядков ударных групп ВА ВГК на маршрутах и в районах применения оружия. Их боевой состав вобрал всю гамму имеющихся на вооружении ВВС летательных аппаратов, предназначенных для завоевания господства в воздухе. (Оборона и безопасность, 11 октября 1998 г.). Подробно об этом учении рассказывает также Независимое Военное обозрение (Надежное сдерживание меньшими силами, Сергей Сокут, НВО-НГ, № 39, 16-22 октября 1998 г., с.2).

12 октября 1998 г.
В четверг 8 октября состоялся семинар "Ратификация СНВ-2 и перспективы выработки и заключения Договора СНВ-3," который был организован ПИР-Центром. После вступительного слова директора ПИР-Центра В.А. Орлова с основными докладами выступили начальник 4-го ЦНИИ МО генерал В.З. Дворкин, сотрудник отдела программ сотрудничества в оборонной области посольства США полковник Р. Будро, директор Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ А.С. Дьяков.

В.З. Дворкин отметил, что вне зависимости от ратификации СНВ-2 парламентом наземные ракеты с РГЧ придется снимать с вооружения, поскольку заканчиваются сроки их службы. Он также обрисовал российскую позицию по СНВ-3, принципиальным моментом которой является гарантированная ликвидация возвратного потенциала. Докладчик подчеркнул, что это можно достичь путем ликвидации корпусов боеголовок и разгружаемых платформ.

Р. Будро привел оценки экономической эффективности договора СНВ-2 для США и России. Если договор СНВ-2 вступит в силу, то США сэкономят около 5 млрд. долларов - в основном за счет того что отпадет необходимость замены ракет Трайдент-1 на четырех из 18 ПЛАРБ (см. также оценки бюджетного управления Конгресса). По мнению докладчика, и Россия сэкономит больше, чем ей придется потратить для выполнения договора. Помимо этого, в случае ратификации СНВ-2, часть денег России предоставят США по программе совместного уменьшения угрозы (Cooperative Threat Reduction).

В докладе А.С. Дьякова прозвучали предложения по разработке мер транспарентности ядерных арсеналов США и России (недавно их опубликовало Независимое Военное обозрение НГ). Как известно, в соответствии с хельсинкскими договоренностями, такие меры должны обсуждаться в рамках переговоров по СНВ-3.

В состоявшейся после основных докладов дискуссии российские участники семинара подчеркнули, что в сложившейся ситуации с ратификацией СНВ-2 во многом виноваты и США. Многие действия США (расширение НАТО, развитие средств ПРО, продолжающиеся инциденты с подводными лодками в Баренцевом море, политика по отношению к Сербии, объявление Каспийского моря зоной жизненно важных интересов для США) отнюдь не способствуют сближению позиций российских сторонников договора и его противников.

Из новостей СМИ: Министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев, выступая перед слушателями Академии национальной обороны Греции, подчеркнул, что в случае непосредственной угрозы суверенитету и государственной целостности России в результате агрессии извне она будет считать возможным и правомерным применение ядерного оружия (хроника НСН, 9 октября 1998 г.)

Недавние публикации, достойные внимания.

На сайте BASIC появился новый раздел Пульс стратегического ядерного арсенала США, где представлено нынешнее состояние американских СЯС и программы по их развитию.

В недавно вышедшем выпуске Ядерного Контроля (№ 4, июль-август 1998)

Появился очередной выпуск журнала Ядерная безопасность (№ 15-16, август - сентябрь 1998 г). В выпуске:

8 октября 1998 г.
Средства массовой информации широко комментируют позавчерашнее заявление первого вице-премьера Юрия Маслюкова о необходимости увеличения производства новейших межконтинентальных стратегических ракетных комплексов 'Тополь-М' до 35-45 единиц после 2000 г., а также о необходимости строительства нескольких подводных лодок типа "Юрий Долгорукий". Как отметил первый вице премьер, СЯС России останутся не уровне не более нескольких сотен боезарядов к 2007-2010 гг. Он также призвал депутатов ратифицировать Договор СНВ-2.

Подробнее о перспективах развития российских СЯС: в прошлогодней работе нашего Центра и в февральской статье Павла Подвига.

5 октября 1998 г.
В первом выпуске СНВ-сайта после почти трехмесячного перерыва в обзорах - наболее интересные публикации за этот период.

Саммит президентов России и США в начале сентября привлек мало внимания, поскольку в обеих странах главными были другие события. Одним из наиболее существенных итогов встречи стал подписанный документ об обмене информацией о пусках ракет и раннего предупреждения (см. комментарии прессы: U.S., Russia May Swap Data on Third-Party Missiles, by Walter Pincus, The Washington Post, Tuesday, September 1, 1998; Page A15; U.S. And Russia Plan Accord to Share Missile-Launch Data (by Michael R.Gordon, The New York Times, September 1, 1998).

Возможность передачи американских технологий для улучшения эффективности российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) обсуждалась экспертами на конференции в феврале 1998 г. в Кембридже. Заслуживают также интерес оценки возможных затрат на передачу технологий, полученные бюджетным управлением Конгресса США (Improving Russia's Access to Early-Warning Ingormation: Preliminary Results, Congressional Budget Office Study, September 3, 1998). Как известно, общественность США весьма болезненно реагирует на сообщения о неадекватной управляемости российского стратегического ядерного арсенала и надежности СПРН. Вопрос приобрел большую остроту в связи с разразившимся финсово-политическим кризисом в России

США выделили на следующий год 142 млн. долларов для выполнения Россией Договора СНВ-1 (Funds to Scrap Ex-Soviet Arms Boosted, by Walter Pincus, The Washington Post, Friday, September 25,1998; Page A06). Это в два раза больше, чем в текущем году.

Российские эксперты об СНВ-2:

По сообщению "Известий" ("Юрий Долгорукий" будет переделан еще на стапеле, Виктор Литовкин, Известия, 9 сентября 1998 г.) первый подводный стратегический ракетоносец нового поколения будет построен гораздо позже, чем ожидалось до недавнего времени, поскольку принято решение вооружить его ракетой, унифицированной с МБР "Тополь-М" (см. также комментарий "Беллуны" по этому поводу). Интересно, что в июле "Русский Телеграф" утверждал, что такой вариант рассматривался, но выбор был в конце концов сделан в пользу модифицированного варианта БРПЛ РСМ-52 (SS-N-20), проходящей стадию летных испытаний (Россия подбирает себе новый "ядерный щит", Сергей Голотюк, Русский Телеграф, 8 июля 1998, с.2).

О будущем воздушной составляющей российской ядерной триады:

Причины застоя в переговорном процессе по сокращению ядерных вооружений с точки зрения германских экспертов: Как известно, если договор СНВ-2 вступит в силу, то США оставит в составе своих морских стратегических сил 14 из 18 ПЛАРБ "Огайо". Весьма вероятно, что четыре лодки будут переоборудованы для вооружения крылатыми ракетами. По оценкам специалистов, в каждой из 24 шахт БРПЛ на подводной лодке можно разместить до 12 КРМБ типа "Томагавк". Тем не менее, за переоборудованными лодками будет по прежнему засчитываться заявленное количество боезарядов для БРПЛ "Трайдент", если не будут вырезаны шахты БРПЛ или ракетный отсек. По этой причине вопрос учета в стратегическом балансе ядерных крылатых ракет морского базирования, возможно, станет одним из самых острых на переговорах по СНВ-3 (Precision Strike from the Sea: New Missions for a New Navy, by Owen R. Cote, Jr., A Report of the M.I.T. Security Studies Program's Second Annual Levering Smith Conference, September, 1998).

Сентябрь, 1998 г.

11 сентября 1998 г.
В вышедшем сегодня номере Независимого Военного Обозрения НГ (11-17 сентября 1998 г., с. 1,4) опубликована статья сотрудников Центра А.С. Дьякова и Е.В. Мясникова Выход из тупика. Укрепление мер доверия может ускорить процесс сокращения ядерных вооружений. На СНВ-сайте доступен авторский вариант.

Август, 1998 г.

СНВ-сайт не обновлялся.

Июль, 1998 г.

24 июля 1998 г.
С 14 по 16 июля 1998 г. в Москве состоялся Международный Пагуошский семинар "Состояние и перспективы ядерных оружейный комплексов США и России". В семинаре приняла участие представительная международная делегация, включающая бывшего министра обороны США Р. Макнамарру, экспертов из США, Франции, Великобритании, КНР, Италии, Индии. На заседаниях семинара обсуждались и проблемы ратификации договора СНВ-2. С основными докладами выступили директор 4-го ЦНИИ 12-го ГУМО РФ генерал-майор В.З. Дворкин, посол, дипломатический консультант МИД РФ М.Н. Стрельцов, директор Программы по нераспространению и сокращению оружия массового уничтожения Московского центра Карнеги А.А. Пикаев. На семинаре были также представлены доклады, подготовленные в нашем Центре А.С. Дьяковым и Е.В. Мясниковым. Последний из них доступен в сети (Обсуждение договора СНВ-2 в сети Интернет).

На форуме "Россия и Заграница" на вопросы участников дискуссии по СНВ-2 ответил Алексей Арбатов.

8 июля 1998 г.
На форуме "Россия и Заграница" на вопросы участников дискуссии по СНВ-2 ответил генерал Владимир Дворкин.

Президент Клинтон объявил в понедельник, что он приедет в Москву для встречи на саммите с президентом Ельциным в сентябре. До сих пор вопрос приезда американского президента тесно увязывался с ратификацией Договора СНВ-2.

На Совете Безопасности в прошлую пятницу обсуждалась перспективная политика государства в ядерной области: 6 июля 1998 г.
Закончена публикация тезисов выступлений и дискуссий (на англ. языке) на конференции Будущее российско-американских сокращений ядерных арсеналов: СНВ-3 и далее (Кембридж, шт. Массачусеттс, 2-6 февраля 1998 г). Конференция была организована совместно Центром по изучению проблем безопасности Массачусеттского технологического института и Центром по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ. В мероприятии принимали участие контр-адмирал А.М. Овчаренко (ВМФ России), П.Б. Ромашкин и В. Е. Ярынич (аппарат комитета по обороне Государственной Думы), директор Центра при МФТИ А.С. Дьяков, а также сотрудники Центра - Т.Т. Кадышев, Е.В. Мясников и П.Л. Подвиг. С американской стороны участвовали посол Дж. Гудби, М. Стаффорд (Госдепартамент США), генерал Р. Ладжой (до недавнего времени - зам. помощника министра обороны США по программе совместного уменьшения угрозы), проф. Ф. фон Хиппель(Принстонский университет), проф. Т. Постол (Массачусеттский технологический институт), контр-адмирал Р. Вертхайм (консультант ряда государственных организаций США по проблемам национальной безопасности), Б. Блэр (Брукингский институт), а также другие эксперты.

В пятницу "Независимое Военное обозрение" опубликовало статью О роли подводных лодок в конфликтах на море, (Евгений Мясников, НВО-НГ, № 24, 3-9 июля, 1998 г., с.4), подготовленную в нашем Центре. Хотя в полемике с депутатом Государственной Думы от фракции ЛДПР Ю.П. Кузнецовым обсуждается в основном исторический опыт применения подводных лодок против надводных кораблей, статья может показаться интересной и посетителям СНВ-сайта.

Новости публикаций в российской прессе:

Крупнейшие газеты США продолжают комментировать недавно опубликованную экспертами Брукингского института книгу Atomic Audit. The Costs and Consequences of U.S. Nuclear Weapons Since 1940  (Ed. by Stephen I. Schwartz, The U.S. Nuclear Weapons Cost Study Project, Brookings Institution) 2 июля 1998 г.
Продолжаем публикацию материалов конференции Будущее российско-американских сокращений ядерных арсеналов: СНВ-3 и далее (Кембридж, шт. Массачусеттс, 2-6 февраля 1998 г). По состоянию на сегодняшний день опубликованы тезисы выступлений и дискуссий в первые три дня конференции.

С момента рождения ядерной программы в 1940 г. к 1996 г. США затратили на нее 5.5 трлн. долларов, считает Стивен Швартц, лидер проекта The U.S. Nuclear Weapons Cost Study Project (U.S. Spends $35B Yearly on Nukes, by Barry Schweid, Associated Press, Wednesday, July 1, 1998; 3:11 p.m. EDT)

Взгляд норвежской экологической организации Беллуна на проблемы ратификации договора СНВ-2 (START-2 ratification postponed until fall, by Igor Kudrik, Bellona press release, June 27, 1998)

Что было нового?

в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь
в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1998.