Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Новый проект федерального закона о ратификации договора СНП


12 марта 2003 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


После направления Президентом РФ в Государственную Думу проекта федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов" осенью прошлого года в парламенте была создана рабочая группа при комитетах по международным делам и по обороне, состоящая из депутатов Государственной Думы и представителей заинтересованных министерств и ведомств.

Рабочая группа разработала новый текст законопроекта и попросила Совет Государственной Думы направить его Президенту РФ в качестве предложения для возможного последующего внесения в Государственную Думу с одновременным отзывом ранее направленного законопроекта.

В сопроводительном письме на имя Президента РФ говорится, что предложенный законопроект не вторгается в суть положений Договора и не выдвигает каких-либо дополнительных условий для другой Стороны по вступлению Договора в силу, как это имело место в законе о ратификации Договора СНВ-2. В документе отмечается, что концепцией законопроекта является консолидация действий исполнительной и законодательной власти российской Федерации в выборе такой стратегии реализации положений Договора СНП, которая на всем периоде его действия в максимально возможной степени обеспечила бы решение задачи ядерного сдерживания, а также заложила основы новых договоров в этой области.

Статья 1 представленного законопроекта устанавливает сам факт ратификации Договора СНП.

Статья 2 определяет, что реализация Договора осуществляется на основе следующего:

  1. поддержание потенциала СЯС РФ, необходимого для обеспечения национальной безопасности России, в том числе с учетом динамики развертывания ПРО США;
  2. поддержание боеготовности СЯС РФ при любом развитии стратегической обстановки, сохранение и развитие необходимых лабораторно-технической базы и производственных мощностей;
  3. приоритетное финансирование СЯС РФ, мероприятий по сохранению и развитию необходимых лабораторно-технической базы и производственных мощностей, а также работ по безопасной утилизации и ликвидации стратегических наступательных вооружений и выполнению Договора о СНП и Договора СНВ-1;
  4. сокращение попадающих под действие Договора о СНП стратегических наступательных вооружений (СНВ) РФ при сохранении их в боевом составе в течение максимально возможного срока их эксплуатации;
  5. обеспечение безопасных условий эксплуатации, хранения, ликвидации и утилизации СНВ РФ;
  6. эффективное использование, совершенствование и развитие системы контроля и мер доверия, установленных Договором СНВ-1, в том числе национальных технических средств контроля РФ за соблюдением США Договора о СНП и Договора СНВ-1, мер обеспечения доверия, открытости и предсказуемости при сокращении СНП наряду с другими возможными дополнительными мерами.

Статья 3 определяет функциональные обязанности по реализации Договора о СНП исполнительной и законодательной власти РФ.

Президент РФ:

  1. определяет основные направления государственной политики в области развития СЯС РФ и ядерного разоружения с учетом выполнения мероприятий по реализации Договора о СНП;
  2. в течении трех месяцев после вступления в силу Договора о СНП направляет в палаты Федерального собрания РФ основные параметры программы развития СЯС РФ;
  3. определяет основные направления международной деятельности в области СНВ и ПРО в целях укрепления стратегической стабильности и обеспечения национальной безопасности РФ.

Правительство РФ:

  1. обеспечивает в соответствии с федеральными законами и Государственной программой вооружения и основными показателями государственного оборонного заказа на соответствующий финансовый год финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 3) статьи 2;
  2. после вступления в силу Договора о СНП ежегодно не позднее 31 марта направляет в палаты Федерального Собрания РФ информационный доклад о ходе выполнения Договора о СНП по следующим вопросам:
    • выполнение Россией и США обязательств по Договору о СНП и Договору СНВ-1;
    • развертывание другими государствами систем ПРО и возможные угрозы национальной безопасности РФ в случае размещения оружия в космосе;
    • развитие диалога между Россией с США в области СНВ, а также новые заключенные международные договоры РФ, связанные с исполнением Договора о СНП (с направлением официальных договоров);
    • финансовое обеспечение мероприятий по поддержанию потенциала СЯС РФ, их боевой готовности и результаты выполнения указанных мероприятий;
    • состояние и возможности лабораторно-технической базы и производственных мощностей;
    • ход ликвидации и утилизации выведенных из боевого состава СНВ РФ, состояние финансирования мероприятий по
    • выполнению Договора о СНП и Договора СНВ-1, в том числе использование международного технического содействия;
    • экологическая обстановка в местах хранения, ликвидация и утилизации СНВ, прежде всего ядерных боезарядов и ракетного топлива.
Палаты Федерального Собрания, каждая в рамках своих полномочий:
  1. при ежегодном рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год участвуют в принятии (одобрении) решений о финансировании НИОКР в области СНВ, закупки СНВ, строительства (ремонта, модернизации) основных объектов базирования СЯС РФ, а также работ по безопасной ликвидации и утилизации СНВ и мероприятий по выполнению Договора о СНП и Договора СНВ-1;
  2. участвуют в разработке федеральных законов, Государственной программы вооружения и основных показателей государственного оборонного заказа на соответствующий финансовый год, принимают (одобряют) федеральные законы, необходимые для поддержания СЯС на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности РФ, а также для выполнения мероприятий в области сокращения ядерных вооружений, в том числе предусматривающих возможность использования сокращаемых компонентов СЯС и их инфраструктуры в интересах развития отечественной экономики;
  3. рассматривает ежегодный доклад Правительства РФ о ходе выполнения Договора о СНП и Договора СНВ-1;

Статья 4 предусматривает право выхода (в соответствии со статей IV Договора о СНП) из него при возникновении исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу высшие интересы Российской Федерации. К таким обстоятельствам могут относиться: существенное нарушение другой стороной обязательств по Договору; развертывание другим государством или группой государств системы ПРО, способной снизить эффективность СЯС РФ; наращивание другим государством или группой государств СНВ либо принятие ими решений в области военного строительства, которые могут создать угрозу высшим интересам Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах Президент РФ:

  1. принимает политические, дипломатические и иные меры по устранению исключительных обстоятельств или нейтрализации их последствий;
  2. обеспечивает проведение срочных консультаций с палатами Федерального Собрания РФ с учетом результатов таких консультаций принимает решения, касающиеся Договора о СНП и Договора СНВ-1, с внесением в палаты при необходимости предложений, предусмотренных Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Президент РФ В.В. Путин представил в Государственную Думу на ратификацию разработанный рабочей группой проект федерального закона о ратификации Договора СНП 9 марта 2003 года.


П.Б. Ромашкин
эксперт фракции "Яблоко" по вопросам обороны и безопасности,
кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

См. также специальные разделы СНВ-сайта:

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003. Все права защищены.