Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Семинар по проблеме взаимного понижения оперативной боеготовности стратегических сил России и США

Информационное сообщение

23 октября 2002 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


В четверг 3 октября 2002 г. в Центре по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ состоялся рабочий семинар, посвященный проблеме взаимного понижения оперативной боеготовности стратегических ядерных сил (СЯС) России и США. В семинаре приняли участие ведущие российские специалисты генерал-майор В.З. Дворкин, генерал-майор В.С. Колтунов, контр-адмирал А. М. Овчаренко, капитан 1 ранга А.В. Беляев, полковник П.Б. Ромашкин, Г.К. Хромов, а также сотрудники Центра - А.С. Дьяков, Т.К. Кадышев, Е.В. Мясников.

Дискуссия началась с обсуждения таких понятий как ядерное сдерживание, ответно-встречный и ответный удары, понижение уровня боеготовности СЯС (de-alerting), деактивация СЯС. Участники дискуссии высказали свое общее несогласие с часто употребляемым американскими экспертами утверждением о том, что высокий уровень боеготовности российских СЯС в сочетании с деградацией российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), увеличивает риск ядерной войны. Представление о том, что ошибочный сигнал СПРН о ракетном нападении приведет к выдаче команды на применение СЯС, является неверным. Действительно, российская СПРН не позволяет надежно регистрировать все пуски стратегических ракет США. Более того, она находится в состоянии пониженной боеготовности в обычный период. Поэтому у России СПРН выполняет роль вспомогательного, а не главного канала информации, необходимой для принятия решения об ответном ударе. Решение об ответном применении СЯС по США может быть принято российским военно-политическим руководством только при наличии надежной информации о ядерной атаке по России - например, после взрыва ядерных боезарядов на ее территории.

К идее взаимного понижения уровня боеготовности российских и американских СЯС большинство участников дискуссии отнеслись весьма скептически. Основным аргументом против реализации этой идеи, по их мнению, является то, что понижение уровня боеготовности ведет к снижению выживаемости СЯС. В силу существенных различий СЯС РФ и США, на практике будет достаточно сложно выработать такие технические меры по взаимному понижению боеготовности СЯС, которые бы ставили стороны в равные условия. Нельзя исключать и того, что понижение уровня боеготовности СЯС может создать предпосылки для понижения как качества технической подготовки, так и уровня дисциплины и моральной ответственности личного состава. В целом, вопрос взаимного снижения боеготовности СЯС нельзя рассматривать в отрыве от других аспектов взаимоотношений России и США в этой области. В этом контексте было высказано мнение, что если бы США в одностороннем порядке приняли решение об удалении районов патрулирования своих ПЛАРБ от территории России, а также уменьшили количество лодок, находящихся на боевом дежурстве, то это способствовало бы лучшему восприятию российской стороной идеи понижения уровня боеготовности СЯС.

Была также обсуждена возможность использования технических мер, направленных на компенсацию недостаточной надежности СПРН (установка сейсмических датчиков вблизи баз шахтных МБР). Участники дискуссии согласились с тем, что если предоставление России информации от сейсмических датчиков, расположенных вблизи американских позиционных районов МБР, поможет снять беспокойство американской стороны в отношении пуска Россией своих ракет по ошибке, то целесообразно рассмотреть внедрение этой меры.

Касаясь общего уровня отношений США и России в стратегической сфере, и, в частности, Московского договора, участники дискуссии считали бы целесообразным согласовать планы снижения боеготовности тех носителей и боезарядов, которые каждая сторона собирается вывести из состава своих СЯС в соответствии с этим договором, что позволило бы ввести промежуточные этапы в его реализации. По мнению участников семинара, этот вопрос мог бы стать одной из тем повестки совместной российско-американской комиссии по стратегической стабильности.


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.