Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Распространение ядерного оружия и терроризм

Алексей Георгиевич АРБАТОВ, доктор исторических наук, зам. председателя Комитета по обороне Государственной Думы

Стенограмма лекции А.Г. Арбатова, состоявшейся 4 октября 2002г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса "Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3


Начало лекции

Пакистан, в  свою очередь, создал свое ядерное оружие против Индии, которая его намного превосходит в силах общего назначения и в любой момент может разгромить, если он начнет войну. Пакистан хотел создать ядерное оружие по той же причине, по которой Израиль его создал против арабских государств. Но Индия подала ему хороший пример, проведя серию ядерных испытаний. Пакистан тут же буквально в течение нескольких дней провел свою серию испытаний, но если б он не был готов, ведя тайные разработки в течение десятилетий,  он не мог бы создать ядерное оружие так быстро. Просто Индия создала прецедент, и Пакистан им тут же воспользовался.

Иран, по всей видимости, тайно, скрывая от международных организаций, ведет разработку ядерного оружия. Но опять-таки  против кого? Прежде всего, против Пакистана, который имеет уже свое ядерное оружие, и с которым Иран всегда находился в напряженных отношениях, а также против Ирака, который подозревает, в том, что он ведет разработку ядерного оружия. Американцы даже хотят провести военную акцию против Ирака по этому поводу. Таким образом, как бы великие державы не старались показать хороший пример, сокращая свое ядерное оружие, этого явно недостаточно, чтобы все другие государства последовали их примеру. У них есть много других соображений и интересов, и это надо учитывать, когда мы говорим о перспективах нераспространения.

Но как все-таки можно было бы охарактеризовать ДНЯО -- был он успешным Договором или нет? Это типичный вопрос из серии "Стакан наполовину полон или стакан наполовину пуст". Были, конечно, успехи у этого Договора. Наверное, если бы его не было, то процесс распространения шел бы быстрее. Мы не можем это доказать. История не знает сослагательного наклонения. Большинство специалистов, однако, сходятся в том, что, наверное, сейчас было бы больше государств, обладающих ядерным оружием, чем мы имеем сегодня. Сейчас 190 государств являются членами Договора о нераспространении, в том числе все законные ядерные державы. Франция и Китай присоединились с большим опозданием, но все-таки присоединились. Из серьезных крупных государств, которые имеют ядерное оружие, Израиль, Индия и Пакистан не являются членами ДНЯО. Куба тоже не является членом ДНЯО. Она неядерная страна, но Кубу нередко подозревали в том, что она какие-то разработки ведет или хочет вести в будущем, понятно, опасаясь все-таки США.

За время своего существования Договор оброс большим количеством дополнительных международных соглашений, документов и даже организаций. Но самое главная организация, о которой вам надо знать -- это  Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Правда, это Агентство было создано до Договора -- в 1956 году, и создано для того, чтобы великие ядерные державы или другие ядерные державы, осуществляя свое сотрудничество с неядерными странами, могли эту деятельность поставить под какой-то контроль. Чтобы неядерные страны не использовали получаемые ими материалы не по назначению, т.е. для создания ядерного оружия. Но полный статус эта организация, конечно, приобрела после вступления в силу Договора ДНЯО, т.к. она стала главной технической опорой Договора о нераспространении.  МАГАТЭ, имея у себя тысячи высокооплачиваемых инспекторов, постоянно осуществляет  инспекции в странах, являющихся членами Договора о нераспространении, которые развивают у себя ядерную энергетику, получая соответствующие поставки из-за рубежа. Инспекторы приходят туда, используют технические, информационные, и чисто личные технологии, способы для того, чтобы гарантировать, что те материалы, то оборудования, которые эти государства получают, не использовалось для создания ядерного оружия.

 Есть такой Комитет Цангера, может вам стоит его тоже знать. Он был создан в 1956 году, и занимался созданием длиннющих списков материалов, изотопов, радиоактивных веществ и оборудования, которые косвенно могут иметь отношение к созданию ядерного оружия -- для того, чтобы обязательство ядерных государств по статье 1 Договора не передавать, не помогать, и не поощрять создание ядерного оружия в неядерных странах обрело какое-то реальное наполнение. То, чем можно торговать, а чем нельзя, определяет Комитет Цангера, он создает эти списки и постоянно их обновляет. Есть также Группа ядерных поставщиков. Это группа государств, в которую входят и ядерные, и неядерные, и имеющие развитую ядерную энергетику, была создана в 1978 году. Страны, входящие в эту группу, согласовывают между собой списки Цангера и информируют друг друга: кому и что они продают с тем, чтобы можно было проверить, не было ли какого-то обмана. Есть Австралийская группа. Эти государства объединились в 1985 году, чтобы унифицировать национальное законодательство, регулирующее экспорт разных материалов и оборудования со списками Цангера и с обязательствами МАГАТЭ. Как вы знаете, Россию часто обвиняют по экспортному контролю. За границу, в частности в Иран, уходит много того, что может быть им использовано для создания ядерного оружия, хотя международные протоколы, соглашения и прочее это запрещают.

И еще последнее, что вам полезно было бы знать о Договоре о нераспространении -- это протокол, который был подписан в 1997 году. Это очень важный протокол, хотя никакого специального названия не имеет. Это просто Протокол 1997 года. Но он может быть важней всего прочего. Почему? Потому что этот протокол фиксирует, что каждое государство не только уведомляет МАГАТЭ о своих работах -- что оно продает, что оно покупает, и какие материалы оно имеет в своем распоряжении. Каждое государство обязано давать всю информацию. Со своей стороны  МАГАТЭ имеет право с коротким уведомлением приехать на любой объект и осуществить проверку на предмет того, нет ли там чего-то такого, что не должно быть в соответствии с Договором о нераспространении. Это очень важно, потому что до принятия этого протокола неядерные государства, члены Договора, заключили индивидуальное соглашение с МАГАТЭ на основах добровольности. Если им помогали в ядерной энергетике, они предоставляли информацию и пускали инспекторов, заключив индивидуальное соглашение с МАГАТЭ.  Протокол 1997 года  обязывает их это делать без права отказа, а если государство начинает обманывать, отказывать или ставить какие-то препоны, то оно может быть подвергнуто санкциям. Сейчас этот протокол  подписали 61 государство, включая все ядерные державы и Россию, но мы еще этот протокол пока не ратифицировали.

Какие другие успехи были у Договора? Этот Договор очень популярен, он -- святая святых международного права в области безопасности. ЮАР под воздействием этого Договора все-таки отказалась от ядерного оружия, создав очень важный прецедент. Создав ядерное оружие и став нелегально ядерной державой, она потом стала неядерной. Возможно, вы помните, у Салтыкова-Щедрина: есть описание некой ситуации, и ее исхода, который состоял в том, что "был подписан приказ, что такую-то мещанку считать девицей, а прапорщика выпороть". Так вот ЮАР доказала, что можно опять стать девицей, совершив определенный грех.

Теперь о Бразилии и Аргентине. Эти государства в 60-70 годы подозревали в том, что они создают ядерное оружие друг против друга. У них были очень продвинутые программы ядерной энергетики, они не были членами Договора о нераспространении, и от них ожидали больших неприятностей в Латинской Америке. Так вот эти государства, все-таки отказались от создания ядерного оружия, присоединились к Договору и полностью открылись для инспекций МАГАТЭ.

Другой пример с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. После распада Советского Союза, они стали независимыми государствами, которые на своей территории имели значительное количество стратегических ядерных вооружений. После определенной политической борьбы, торга и столкновений, они все-таки согласились стать неядерными державами. Они позволили вывести все свое ядерное оружие со своей территории и присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия. Сейчас они являются образцовыми членами этого Договора, несмотря на то, что Лукашенко пугает Запад, что в случае необходимости Белоруссия может вновь стать ядерным государством.

Наконец КНДР или Северная Корея. Государство очень подозрительное, там велись разработки ядерного оружия. В начале 90-х годов Северная Корея шантажировала весь мир тем, что оно выйдет из Договора о нераспространении. В Договоре о нераспространении есть статья 11, которая дает право государству, с уведомлением за три месяца, выйти из этого Договора. Но под воздействием  Китая, и России, и всех остальных государств, все-таки она не вышла.

На основе Договора развилось такое полезное движение,  как создание безъядерных зон. Сейчас 110 государств мира относятся к безъядерным зонам, т.е. к тем зонам, в которых не может быть создано и не может размещаться ядерное оружие. В этих зонах есть некие тонкости в плане транзита. Здесь режим меняется от зоны к зоне, но эти государства, которые подписали соответствующие соглашения и оформили их в ООН, они являются неядерными и на территории зоны этого оружия не имеют. Антарктида была первой, там правда государств никаких нет, тем не менее, прецедент был важный. Затем последовала Латинская Америка, потом Южная часть Тихого Океана, включая Новую Зеландию. Это оказалось немаловажным, потому что  четверть всех испытаний ядерного оружия, которые были в мире, проведены на островах Тихого Океана. Поэтому создание там безъядерной зоны имело не просто символическое значение. Оно существенно ограничило возможности совершенствования ядерного оружия. Испытания там проводили США, Великобритания, но больше всех Франция. Кстати, эта страна сопротивлялась очень жестко и пошла даже на взрыв корабля, принадлежавшего Гринпис. Тем не менее, в южной части Тихого Океана безъядерная зона была создана. Такими же областями стали: Юго-Восточная Азия, Африка, государства Центральной Азии, 5 государств бывшего Советского Союза и Монголия.

Особая тема -- это сотрудничество, которое развивалось между ядерными государствами, и, прежде всего, между США и Российской Федерацией в рамках Договора о нераспространении. Назову только несколько важных мероприятий, о которых вы должны знать

В 1992 году, это уже после окончания холодной войны у нас стали складываться партнерские взаимоотношения, была принята программа, которую инициировали два американских сенатора, очень достойные и авторитетные люди: сенатор-демократ Нанн и сенатор-республиканец Лугар. Программа так и стала  называться "программа Нанна-Лугара". С 1992 года, в соответствии с этой программой, американцы стали оказывать России финансовую помощь. Во-первых, помощь эта шла на ликвидацию ядерного оружия, и осуществлялась путем поставки материалов, технологий, по перевозке ядерного оружия и всего прочего, а также и по обеспечению безопасности хранилищ  ядерного оружия.

В общей сложности в соответствии с этой программой, по настоящее время, было выделено два с половиной миллиарда долларов. Правда, не все эти деньги Россия напрямую получила, примерно 40% помощи пришло в Россию в виде денег.  Все остальное это поставки технологий, подготовка докладов и исследований, поездки американских инспекторов, оплата заказов американским фирмам на обеспечение тех или иных работ. Как говорится "дареному коню в зубы не смотрят",  два с половиной миллиарда сумма большая, но и миллиард с лишним, сумма, которую Россия получила напрямую, тоже сумма немалая.

Помимо того, что связано с безопасностью, утилизацией или ликвидацией ядерного оружия эта программа помогла нам решать еще одну важную проблему. Я говорю о проблеме утилизации атомных подводных лодок, которые из ВМФ выводятся в отстой. У нас нет денег, чтобы из них вырезать ядерные реакторы и выгружать отработанное ядерное топливо. В России сейчас 120 подводных лодок, выведенных в отстой, которые устарели и выработали свой ресурс. Из них 90 стоят с невыгруженными ядерными реакторами. В общем, это плавающие "Чернобыли", которые в любой момент могут устроить еще более страшную катастрофу, если они опустятся на грунт, или у них лопнут трубы и вся эта радиоактивная масса уйдет в мировой океан.

Другая важная сфера сотрудничества, которую вам тоже будет полезно иметь в виду, это сделка по высокообогащенному  урану. Суть ее в том, что в течение 20 лет Россия переработает, разбавит или как говорят у нас в Минатоме "разубожит" 500 тонн оружейного урана, который использовался в ядерных боезарядах, разбавляя его природным ураном. Т.е. превратит его в низкообогащенный уран и поставит его в США для использования в качестве топлива для энергетических атомных электростанций. Это очень важная сделка, она была заключена в 1993 году и в соответствии с ней уже 140 тонн из 500 Россия перевезла в США, получив за это два с половиной миллиарда долларов. 140 тонн обогащенного урана соответствует 6000 ядерным боезарядам. Вот эти 140 тонн путем разбавления были превращены в 5000 тонн низкообогащенного урана, и американцы использовали его. В настоящий момент 10% потребления всей электроэнергии в США, а там колоссальное употребление энергии, производится за счет этого российского обогащенного урана.

Еще одна важная сделка была по плутонию. Россия и США договорились, что каждой стороной  34 тонны оружейного плутония (оружейный плутоний -- еще более эффективный материал, который используется в ядерном оружии), будет превращено в смешанное топливо. Это топливо, которое называется МОКС топливо, в течение 15 лет будет сожжено в атомных энергетических установках. 34 тонны на первый взгляд не так уж много, а на самом деле этот объем плутония соответствует, примерно 8000 ядерным боезарядам. Т.е. речь идет об огромных количествах реально уничтоженных ядерных боезарядов, и есть способы это проверить.  Как вы знаете, оружейный уран -- это уран 235, а оружейный плутоний -- это плутоний 239. То, что эти материалы не взяты от куда-то, например, из отработанного ядерного топлива или просто из урана, который был обогащен, но никогда не использовался в боезарядах, а именно из боезарядов, есть возможность проверить. Химическими методами или изотопным анализом можно определить, что это именно те материалы, которые были в ядерном оружии. Так что это все очень серьезные вопросы.

И, наконец, меры сотрудничества, которые прямо не относятся к ДНЯО, но, безусловно, в рамках ДНЯО существуют. Правда, пока еще это только план, это только "журавлик в небе", но, тем не менее, очень важное событие. На встрече в верхах большой восьмерки в Канаде в 2002 году было принято решение, что в течение 10 лет США предоставит России  помощь в 10 миллиардов долларов и Западно-Европейский Союз тоже предоставит России помощь в 10 миллиардов долларов. За 10 лет России будут выделены двадцать миллиардов долларов, которые пойдут на расширение программы, которая первоначале шла в рамках программы Нанна-Лугара. Предполагается, что помощь охватит другие виды оружия, в частности химическое. Для нас это страшная  головная боль. Даже похуже даже чем с ядерным. Вот это все, что Договор принес хорошего.

О том, что плохо с Договором получилось, я уже говорил. О том, какие претензии государствам высказывались, что не во всем соответствовала практика теории. Плохо, конечно, что не было остановлено  распространение, и вдобавок к 5 легитимным ядерным государствам  добавились Индия, Пакистан и Израиль в качестве фактических ядерных держав, хотя и не признанных. Во вторых, ряд государств, таких как  Иран, Ирак, Северная Корея, Ливия ведут работы, по-видимому, связанные с созданием ядерного оружия, а не только с мирной энергетикой. Целый ряд стран, таких как Япония, Южная Корея, Тайвань имеют достаточно развитую ядерную энергетику и могут, если сложатся соответствующие условия, принять решение и очень быстро создать ядерное оружие.

Начало | Окончание

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.