Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ
Эксклюзив
Государственная Дума ратифицировала Договор о СНП
16 мая 2003 г.Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно
Государственная Дума ратифицировала Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).
СНВ-сайт уже сообщал ранее о содержании проекта федерального закона о ратификации. Остается только добавить, что принятый Федеральный закон о ратификации Договора о СНП практически полностью соответствует тому содержанию, о котором говорилось ранее.
Вместе с ратификацией Государственной Думой было принято еще два постановления с соответствующими заявлениями, тесно связанными с Договором о СНП и выходом США из Договора по ПРО 1972 года.
Первое из них можно условно назвать заявлением для "внешнего потребления" , а второе - для "внутреннего". Остановимся на каждом из них подробнее.
Первое Заявление Государственной Думы называется "Об обеспечении поддержания боевой готовности и развития стратегических ядерных сил Российской Федерации".
В нем отмечается, что Государственная Дума, принимая Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов", считает, что стратегические ядерные силы Российской Федерации являются и будут оставаться основным инструментом обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Далее подчеркивается, что в связи с этим реализация Российской Федерацией положений Договора о СНП, а также разработка и выполнение возможных новых международных договоров Российской Федерации в области сокращения и ограничения стратегических наступательных потенциалов и вооружений стратегических ядерных сил Российской Федерации должны осуществляться таким образом, чтобы боевые возможности и потенциал стратегических ядерных сил Российской Федерации поддерживались на уровне, гарантирующем сдерживание агрессии со стороны любого государства или группы государств в любой военно-стратегической обстановке.
Кроме того в заявлении говорится, что в условиях выхода Соединенных Штатов Америки из Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны особое внимание необходимо уделить поддержанию в установленной степени готовности и совершенствованию на случай военной угрозы в отношении Российской Федерации системы противоракетной обороны и всех ее компонентов, особенно системы раннего предупреждения о ракетном нападении и ее космической составляющей, а также совершенствованию комплексов средств преодоления противоракетной обороны.
Это положение можно назвать довольно спорным, так как эффективность системы ПРО Москвы, была невысокой даже в годы ее наивысшего подъема, а в настоящее время она снизилась до незначительного уровня. Было бы более правильным заявить о том, что необходимо поддерживать в установленной степени готовности и совершенствовать информационную составляющую системы ПРО.
Государственная Дума обратилась к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой поручить Правительству Российской Федерации:
- осуществлять планирование сокращения охватываемых Договором о СНП стратегических наступательных потенциалов и вооружений стратегических ядерных сил Российской Федерации в таком порядке, чтобы в максимальной степени использовать их стратегический наступательный потенциал и возможности технического ресурса;
- безотлагательно рассмотреть причины банкротства отдельных предприятий оборонно-промышленного комплекса, занятых в разработке и производстве вооружений для стратегических ядерных сил Российской Федерации, оценить последствия банкротства для обеспечения поддержания боевых возможностей и потенциала стратегических ядерных сил Российской Федерации на требуемом для гарантированного обеспечения безопасности Российской Федерации уровне и принять необходимые меры по восстановлению деятельности таких предприятий;
- в 2003 году разработать и ввести в действие комплекс мер по совершенствованию государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса и их объединений, контролю и оптимизации ценовой политики в отношении энергоносителей, сырья, материалов и комплектующих элементов, производимых предприятиями-монополистами, а также мер по оптимизации тарифов железнодорожных перевозок и налогообложения работ, услуг в сфере государственного оборонного заказа в целях снижения расходов на его выполнение;
- в месячный срок после уточнения основных параметров программы развития охватываемых Договором о СНП стратегических наступательных потенциалов и вооружений стратегических ядерных сил Российской Федерации разработать для внесения в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации", а после вступления в силу соответствующего федерального закона обеспечить его безусловное исполнение;
- в III квартале 2003 года разработать для внесения в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в соответствующие федеральные законы в целях обеспечения усиления контроля и повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению банкротства предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также восстановлению деятельности предприятий, которые необходимы для обеспечения вооружением стратегических ядерных сил Российской Федерации и на которых введено внешнее управление;
- в IV квартале 2003 года завершить уточнение и согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации планов эффективного использования высвобождаемых в связи с расформированием (передислокацией) войсковых частей стратегических ядерных сил Российской Федерации фондов инфраструктуры их базирования, а также планов обеспечения рабочими местами (программ занятости) лиц, оставшихся для временного или постоянного проживания в бывших военных городках.
В нем обращается внимание на то, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что, несмотря на выход Соединенных Штатов Америки из Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, заключение Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП) является крупным внешнеполитическим шагом на пути уменьшения ядерной опасности и укрепления стратегической стабильности в мире.
Заключение Договора о СНП убедительно свидетельствует о решимости Российской Федерации и далее последовательно выполнять обязательства, закрепленные в статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия, продолжать развивать отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки на основе принципов взаимной безопасности, сотрудничества и доверия.
Государственная Дума считает важным подтверждение Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки приверженности своим обязательствам по Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ). Контрольные процедуры, предусмотренные Договором о СНВ, их уточнение должны обеспечить необходимую взаимную информированность о стратегических наступательных потенциалах Сторон при выполнении Договора о СНП.
В связи с этим Государственная Дума полагает объективно необходимым решение в максимально короткие сроки всех спорных вопросов, связанных с выполнением Сторонами Договора о СНВ.
Государственная Дума придает большое значение скорейшему началу деятельности Двусторонней комиссии по выполнению Договора о СНП и полагает, что первоочередными в ее работе могли бы стать следующие задачи:
- достижение Сторонами взаимопонимания относительно порядка сокращения стратегических ядерных боезарядов до установленного Договором о СНП суммарного количества, не превышающего 1700 - 2200 единиц;
- достижение Сторонами согласия в том, что процесс сокращения стратегических наступательных потенциалов должен быть последовательным, равномерным и проходить в условиях сотрудничества, доверия и необходимых для обеспечения взаимной безопасности Сторон открытости и предсказуемости;
- достижение Сторонами взаимопонимания относительно порядка засчета стратегических ядерных боезарядов в их стратегические ядерные потенциалы;
- согласование на основе положений Договора о СНВ мер доверия, степени открытости и предсказуемости при сокращении стратегических наступательных потенциалов в соответствии с Договором о СНП, в том числе достижение договоренности о регулярном обмене информацией о проведенных и планируемых на определенный срок сокращениях стратегических наступательных потенциалов.
Государственная Дума считает необходимым согласование в максимально короткие сроки предусмотренных майскими договоренностями 2002 года между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки мер, направленных на укрепление доверия и повышение степени открытости в области систем противоракетной обороны с учетом взаимосвязи возможностей стратегических наступательных и оборонительных вооружений и нового характера отношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в стратегической сфере, а также на развитие российско-американского сотрудничества на основе принципов взаимной безопасности и доверия в области систем противоракетной обороны.
Государственная Дума призывает все государства, которые обладают ядерным оружием, присоединиться к процессу нераспространения и сокращения такого оружия. На этом пути, по мнению депутатов Государственной Думы, могли бы быть сделаны следующие первые шаги:
- введение запрета на размещение ядерного оружия и баз его развертывания за пределами территорий государств, обладающих таким оружием;
- прекращение наращивания количества ядерных боезарядов;
- выработка многосторонних мер, направленных на укрепление доверия и повышение степени открытости, а также согласование единой стратегии нераспространения и сокращения ядерного оружия;
- совершенствование международных правовых механизмов влияния Организации Объединенных Наций и других международных организаций на политику нераспространения ядерного оружия.
Государственная Дума считает неоправданным и не отвечающим характеру современных российско-американских отношений размещение тактического ядерного оружия Соединенных Штатов Америки за пределами национальной территории. Кроме того, в условиях активизации международного терроризма это создает на территории Европы зону повышенного ядерного и экологического риска.
Для придания процессу сокращения стратегических наступательных вооружений необратимого характера Государственная Дума призывает Соединенные Штаты Америки и другие государства ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Государственная Дума обращает внимание мировой общественности на то, что разработка и развертывание Соединенными Штатами Америки полномасштабной национальной противоракетной обороны и возможное использование для ее целей новых систем, в том числе основанных на новых физических принципах, в первую очередь геофизических систем, могут разрушить сохраняющуюся в течение многих десятилетий систему стратегической стабильности в области ядерных вооружений.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума обратилась к Президенту Российской Федерации В.В.Путину со следующими предложениями:
- определить основные проблемы реализации Договора о СНВ, которые необходимо решать в рамках Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям и Двусторонней комиссии по выполнению Договора о СНП, в том числе установить промежуточные этапы и уровни сокращения стратегических наступательных потенциалов, а также перечень требующих отмены или уточнения положений Договора о СНВ, которые могут препятствовать оптимальному развитию стратегических ядерных сил Российской Федерации в условиях реализации Договора о СНП;
- согласовать с Соединенными Штатами Америки необходимую для обеспечения предсказуемости действий Сторон в условиях реализации Договора о СНП степень взаимной открытости планов формирования группировок стратегических ядерных сил Российской Федерации и стратегических наступательных вооружений Соединенных Штатов Америки; включать представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в состав Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по оборонной безопасности;
- поручить Правительству Российской Федерации создать с участием представителей соответствующих комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации специальную межведомственную комиссию по вопросам выполнения Договора о СНП, изучения влияния реализации Соединенными Штатами Америки планов по развертыванию национальной системы противоракетной обороны на боевые возможности стратегических ядерных сил Российской Федерации, выработки при необходимости рекомендаций по выполнению Российской Федерацией Договора о СНП и подготовки предложений по заключению новых международных договоров Российской Федерации в области ядерных вооружений;
- включать представителей Государственной Думы в качестве наблюдателей в состав делегаций Российской Федерации на консультациях и переговорах по вопросам выполнения Договора о СНП, подготовки и заключения новых международных договоров Российской Федерации в области ядерных вооружений.
П.Б. Ромашкин
эксперт фракции "Яблоко" по вопросам обороны и безопасности,
кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса
Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум См. также специальные разделы СНВ-сайта:
- Эксклюзив
- Точка зрения
- Договор СНП: Статус, комментарии и взгляды экспертов
- Как России реагировать на угрозу развертывания НПРО?
- Стратегические ядерные силы СССР и России
- Справочник СНВ-сайта: Стратегические наступательные вооружения США
- Справочник СНВ-сайта: Система управления стратегическими ядерными силами США
Поиск на СНВ-сайте
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003. Все права защищены.