Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Режим экспортного контроля

Элина Всеволодовна КИРИЧЕНКО
к.э.н, руководитель Центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН

Тезисы лекции Э.В. Кириченко, состоявшейся 21 апреля 2005 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"


Элина Всеволодовна КИРИЧЕНКО -- руководитель Центра Североамериканских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН, член ученого совета ИМЭМО и редакционной коллегии журнала "Мировая экономика и международные отношения". Сфера научных интересов - проблемы глобализации, нераспространения ОМУ и экспортного контроля


Э.В. Кириченко, фото ПИР-Центра

Международный режим нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) включает много компонентов. Его основу составляют соответствующие международные договоры. Важными элементами этого режима являются неформальные многосторонние соглашения и договоренности в области экспортного контроля (Комитет Цангера, Группа ядерных поставщиков - ГЯП, Режим контроля за ракетными технологиями - РКРТ, Вассенаарские договоренности, Австралийская группа), а также национальные системы экспортного контроля (ЭК). Приоритетной задачей современных режимов экспортного контроля является предотвращение распространения ОМУ и попадания ОМУ в руки террористических группировок.

1.Многосторонние неформальные режимы экспортного контроля

ГЯП был создан в 1974 г (сначала под названием Лондонский клуб). В его рамках разработаны списки контроля и Руководящие принципы ядерного экспорта, а также товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы в топливном ядерном цикле. В Руководящие принципы входит положение о полноохватных гарантиях со стороны МАГАТЭ всей мирной ядерной деятельности страны-импортера в качестве обязательного условия ядерного экспорта в неядерные государства. В настоящее время членами ГЯП являются 44 государства.

Австралийская группа создана в 1984 г., разрабатывает режима контроля над экспортом, во-первых, химических прекурсоров и оборудования, которые могут быть использованы для производства химического оружия, во-вторых, биоагентов, токсинов и оборудования, которые могут быть использованы для производства биологического оружия. В АГ входит 39 государств.

РКРТ создана в 1987 г. Сегодняшний Список состоит из двух категорий (I и II). В категорию I входят ракеты (включая баллистические ракеты, ракеты-носители и исследовательские ракеты), способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность не менее 300 км, атмосферные беспилотные летательные аппараты (включая крылатые ракеты). Считается, что продукция категории I не может передаваться другой стороне. Во II разделе списка содержится то, что можно при определенных условиях передавать (продавать) в другие страны. Сейчас в РКРТ входит 34 государства.

Вассенаарские договоренности были образованы в 1996 году в качестве "преемника" существовавшего в годы "холодной войны" Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ), имевшего своей целью предотвращение попадания военных товаров и технологий в СССР и страны социалистического лагеря. ВД разрабатывают режим контроля за товарами двойного назначения, которые могут быть использованы для создания вооружений и военной техники, а также режим контроля за экспортом обычного вооружения (данный режим находится в зачаточном состоянии). ВД охватывает 34 государства.

Россия является членом Комитета Цангера, ГЯП, РКРТ, Вассенаарских договоренностей.

В рамках многосторонних режимов разрабатываются международные списки контролируемой продукции и руководящие принципы осуществления экспорта такой продукции. Государства, присоединившиеся к соглашениям, берут политическое обязательство инкорпорировать эти списки и рекомендованные правила в свои национальные режимы ЭК. Однако выполнение правил, одобрение лицензий, санкции остаются прерогативой отдельных государств. Вот почему национальные системы ЭК можно считать кирпичиками международных режимов нераспространения.

Ключевым элементом систем ЭК всех государств является лицензирование. Лицензирование не предполагает введение абсолютного запрета на экспорт чувствительных товаров, услуг, технологий и научно-технической информации (кроме категории I списка РКРТ). Лицензия - это разрешение на осуществление внешнеэкономической операции, но на определенных условиях, с принятием определенных гарантий того, что поставляемый товар или технология не попадут к нежелательному пользователю и не будут использованы для производства оружия. В рамках режимов термин "экспорт" понимается расширительно.

2. Российская система экспортного контроля

В российской системе экспортного контроля (ЭК) можно выделить четыре подсистемы: а) режим контроля за торговлей вооружением и военной техникой (военно-техническое сотрудничество); б) ограничения внешнеэкономических сделок с товарами и технологиями, которые могут быть использованы при создании вооружения, оружие массового уничтожения (ОМУ) или средств его доставки в целях предотвращения нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности; в) введение внешнеторговых квот и лицензирование для решения определенных экономических задач; г) контроль за специфическим экспортом и импортом (драгоценные камни, металлы, вещества с наркотическим содержанием и т.п.). Каждый из "блоков" имеет свою правовую базу. Основой всех подсистем являются списки лицензируемых товаров (работ, услуг), однако механизм утверждения лицензий для разных списков имеет свою специфику. Контроль за внешней торговлей чисто ядерными предметами, а также за товарами и технологиями двойного применения вводится государством прежде всего как компонент политики нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности. Закон "Об экспортном контроле", принятый в 1999 г., закрепил термин "экспортный контроль" именно за этой сферой.

Закон 1999 г. уточнил сферу контроля, кодифицировав такой термин как "внешнеэкономическая деятельность", которая определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)".

Речь идёт не только о поставках товаров и технологий за границу, но и об их передаче иностранному лицу на территории Российской Федерации.

В Законе об экспортном контроле кодифицированы такие понятия как государственная экспертиза (межведомственное согласование решения о выдаче лицензии), всеобъемлющий контроль, аккредитация внутрифирменных программ экспортного контроля.

В России действует 6 списков контроля (см. Приложение):

Списки одобряются указами президента. По каждому списку постановлениями правительства принимается Положение о порядке осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении продукции, попавшей в список.

Как видно из определения "внешнеэкономической деятельности", контролируется не только передача продукции в материальной форме, но и трансферт технологий. В примечании к контрольным спискам к "технологии" относится специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции. Информация может принимать форму технических данных или технической помощи. Там же разъясняются эти два понятия. "Технические данные" могут выступать в виде чертежей, диаграмм, светокопий, моделей, формул, таблиц, технических проектов и спецификаций, инструкций (на бумажных или других носителях). "Техническая помощь" - инструктаж, повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.

Государство пытается охватить контролем все каналы международного трансферта технологий. Особое внимание уделяется так называемым неосязаемым формам передачи технологий, включающим, во-первых, визуальные контакты (научные конференции, встречи, дискуссии, научные обмены, выступления, инспекции, консультации, демонстрации, техническая помощь, лекции, семинары, обучение, в том числе обучение иностранных студентов, и т.д.) и, во-вторых, общение по электронной почте, факсу, телефону.

В нормативные документы по экспортному контролю вошли новые положения, прямо оговаривающие (а не просто подразумевающие) контроль за неосязаемыми формами передачи технологий. Например, в пункте 3 "Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения", декларируется, что контроль включает в себя: во-первых, разрешительный порядок вывоза из РФ (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемой продукции иностранным лицам или международным организациям любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи и, во-вторых, таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ контролируемых оборудования, товаров и технологий в форме технических данных.

В примечании есть оговорка, что контролю не подлежат технологии, относящиеся к "общедоступной" (то, что в США называют 'public domain' - общественное достояние) и к фундаментальным научным исследованиям. Однако понятие "общественное достояние" в национальных законодательствах разных стран не гармонизировано. А на современной стадии научно-технического прогресса грань между прикладными и фундаментальными исследованиями иногда бывает очень зыбкой.

3.Проблемы и перспективы

ЭК выполняет две функции: это мера нетарифного внешнеэкономического регулирования и одновременно важный инструмент внешней политики, что оказывает разнонаправленное воздействие на национальные интересы.

ЭК оказывает существенное влияние на международный трансферт высоких технологий и таким образом на конкурентоспособность многих компаний и стран; Контроль за технологиями - одна из самых чувствительных областей системы экспортного контроля. Доступ к мировой копилке накопленных знаний становится критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности.

Очень трудно найти оптимальный баланс между взаимоисключающими стратегическими задачами продвижения национальных товаров на мировые рынки сбыта и введения ограничений по соображениям национальной и международной безопасности, между поддержанием академических свобод, свободой доступа к информации и задачами в области безопасности. В этой сфере есть большое поле для международного сотрудничества. Но параллельно российское экспертное сообщество должно разработать своё видение этих проблем и подходы к их решению.

С окончанием холодной войны, как ни парадоксально, спектр возможных дестабилизирующих факторов не сузился, а расширился; а глобализация облегчает возможность использовать эти факторы; недаром так остро встает проблема попадания ОМУ и средств их доставки в руки международных террористов.

Существует ряд объективных факторов, подрывающих результативность систем экспортного контроля и подводящих к необходимости перманентного совершенствования элементов этой политики.

Во-первых, ускоряющиеся процессы глобализации способствуют формированию международной системы многоуровневой взаимозависимости, основанной на сложных механизмах конкуренции, кооперации и партнерства.

Во-вторых, информационная революция и интернационализация научно-технических знаний подрывают эффективность контроля, особенно если он не носит международный характер. На мировой рынок выходят новые поставщики высокотехнологичных товаров, что облегчает получение аналогов нужных товаров и технологий на расширяющихся рынках товаров и технологий двойного назначения. Ограничения и санкции заставляют контрагента развивать собственное производство чувствительных товаров, используя знания национальных или иностранных специалистов, получивших образование в лучших университетах мира.

В-третьих, гражданский сектор добился первенства в разработке ряда новейших технологий, имеющих одновременно важное военное значение. Поэтому ограничения и санкции затрагивают практически всех производителей наукоемкой продукции.

В-четвертых, в условиях глобализации растет значение так называемых неосязаемых форм передачи технологий, которые очень трудно проконтролировать. В частности, корпорации США жалуются, что деловые встречи, разрешения на телефонные переговоры с зарубежными партнерами требуют предварительных разрешений, согласование которых занимает иногда от 40 до 100 дней.

Национальные системы ЭК не могут быть невосприимчивыми к общей социально-экономической и политической ситуации в стране и в мире. Экспортный контроль, являясь одним из компонентов международного режима нераспространения ОМУ, наложил огромный отпечаток на систему международных отношений, в частности на взаимоотношения России и США.


Приложение

Основные элементы национальной системы ЭК

  1. Правовая база
    Законы (прежде всего Закон 1999 г. об Экспортном Контроле), Указы Президента, Постановления Правительства, внутренние приказы уполномоченных министерств и ведомств
  2. Контрольные списки
    Список ядерных материалов,
    Пять списков предметов двойного назначения
  3. Механизм лицензирования
    Лицензии: разовые и генеральные
    Выдаёт лицензии Управление экспортного контроля Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
  4. Ответственность
    Уголовная
    Гражданско-правовая
    Административная
  5. Гарантии использования в заявленных целях
    Предлицензионные проверки
    Требования предоставления импортного сертификата, сертификата конечного пользователя, сертификата подтверждения доставки
    Постлицензионные проверки; инспекция на местах
  6. Всеобъемлющий контроль
    Контроль над сделками с предметами, не входящими в контрольные списки, если участники внешнеэкономической деятельности
    -- информированы государственным органом,
    -- имеют основание полагать, что поставляемая продукция может быть использована для создания ОМУ и средств его доставки
  7. Внутрифирменные программы ЭК
    Свидетельство о государственной аккредитации
    Преимущества: более быстрое прохождение заявки, возможность получения генеральной лицензии на некоторую продукцию в определённые страны

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-05 гг.